Здоровая семья-здоровые дети. Методические рекомендации.

Использование метода наглядного моделирования в развитии коммуникативной компетентности детей 4-х-5-и лет с общим недоразвитием речи.

Методическое пособие.

Автор: Мусаифова А.Н.,логопед, Копотилова Ю.Ю., психолог, Методический кабинет отдела образования г.Караганды.

Введение

Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека – он может мыслить только при условии общения с внешним миром.

Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности ребёнка в целом. Посредством речевого общения ребёнок не только получает отдельные знания и умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов. Нельзя недооценивать значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребёнка, на их взаимозависимую роль в онтогенезе.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди множества задач воспитания и обучения дошкольников в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.  Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач:
-воспитание звуковой культуры речи,
-обогащение, закрепление и активизацию словаря,
-совершенствование грамматической правильности речи,
-обучение разговорной речи,
-развитие связной речи,
-воспитание интереса к художественному слову.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Дети становятся более самостоятельными и начинают общаться с широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Правильная и красивая речь- залог успешного обучения. Детям, у которых  есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как  с речью ребенка к моменту поступления в школу может  возникнуть множество проблем.

На сегодняшний день специалистами отмечаются рост числа дошкольников, которые имеют нарушения общего и речевого развития. Основными причинами этих нарушений  являются:

  1. общая соматическая ослабленность детей;
  2. педагогическая некомпетентность родителей;
  3. увеличение нарушений перинатального развития детей;
  4. эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР). Проанализировав имеющеюся литературу, мы сделали вывод, что такие дошкольники  на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеют трудности  формирования коммуникативных навыков. Коммуникативные затруднения не обеспечивают процесс общения, а значит, и препятствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, овладению знаниями, что свидетельствует о неготовности будущих первоклассников к учебному общению. Следовательно, своевременная коррекция нарушений речи и развитие коммуникативной компетенции является необходимым условием готовности детей к усвоению школьных знаний.

При проведении диагностических исследований нами было выявлено, что в средней группе детского сада обнаруживается достаточно большое воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Экспериментальные исследования авторов, занимающихся данной проблемой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Это препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Ввиду этого, возникает необходимость непосредственного участия в занятиях педагога – психолога.

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. С этой целью нами была создана программа взаимодействия логопеда  и педагога – психолога по сопровождению детей коррекционно- логопедической группы.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду в дошкольном учреждении.

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок  мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Наглядное моделирование– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно  для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев).

Моделирование- это
-продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В.В. Давыдов);
-процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко);
-наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева и др.)

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с нарушением речи состоит в том, что:

  1. Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
  4. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Используя в организованной учебной деятельности метод наглядного моделирования, мы ставим перед собой следующие задачи:
– обогатить активный и пассивный словарь детей, развивать связную речь;
–упорядочить и систематизировать полученную дошкольниками познавательную информацию об окружающем;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.

Педагогическая ценность

Представленные конспекты организованной коррекционно – развивающей деятельности  позволяют, во – первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально -психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в – третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко  адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

На всех этапах коррекционно- развивающей работы мы использовали метод наглядного моделирования.

Анализ методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что при использовании моделей и схем для развития детей среднего возраста устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного  образовательного процесса.

Проанализировав методику использования схем и моделей на занятиях по развитию речи, коррекционно- развивающих занятий педагога-психолога для каждой возрастной группы, определяется ее значимость в развитии всех психических процессов у детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Исследование особенностей детей с нарушением речи позволяет нам  отметить у них недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения как на занятиях,  так и вне занятий – в повседневной жизни.

В коррекционной работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

В результате коррекционно-развивающей работы можно прийти к выводу, что использование наглядного  моделирования на занятиях является важным звеном в развитии психических процессов детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются:
– умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;
– умение пересказывать небольшие произведения;
– совершенствование диалогической речи;
– умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
– умение описывать предмет, картину;
– умение драматизировать небольшие сказки;
– воспитывать желание говорить как взрослый.

Значительное место в решении этих задач отводится – специальным занятиям, играм и речевым упражнениям, тематика которых разнообразна. Они активизируют словарь детей, развивают внимание к слову и его значению.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни. И по данному виду деятельности ведутся регулярные мониторинговые исследования.

Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.

 

Приложение 1
N 1  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно-развивающее  занятие  N 1
Ортаңғы топ
Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Кто я?»
Бағдармалық мазмұны:
Дать детям почувствовать свою значимость.
Помочь увидеть свое отличие от других людей.
Научить принимать себя таким, какой есть.
Тәрбиелік:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: ямен,меня зовут-менің атым,я люблю- мен сүйемін,рисунок-сүрет
Көрнекі құралдар: Цветные карандаши, листы бумаги на каждого ребенка.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
1. Приветствие.
Орнымыздан тұрамыз,
қолымызды белге қоямыз ,
Бұрылымыз оңға бір,
Бұрыламыз солға бір,
Біздер тату баламыз.
Гүл- гүл жайнап жанамыз
Жаттығулар жасасақ
Жақсы сергіп қаламыз
II ұйымдастырушылық -іздестіру
«Рисуем себя» — детям предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. При обсуждении рисунков обратить внимание, чем они различаются. Важно
обратить внимание на сходство изображения с оригиналом: насколько тщательно
прорисовано лицо, все ли его части изображены, как нарисованы туловище, руки, ноги; своеобразие половой и возрастной идентификации.
Рефлексия
а/ Какой рисунок тебе нравится?
б/ Ты часто рисуешь себя?
в/ Сколько лет этому человеку?
г/ А он кто мальчик ли девочка?
д/ В каком рисунке и что именно ты хотел бы изменить?
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Составление описательного рассказа по схематическому плану.
«Расскажи о себе» — при рассказе предлагать детям использовать выражения:
— меня зовут…;
– больше всего на свете мне нравится
– я люблю…;
— я умею делать …
Обратить внимание на эмоциональную раскрепощенность или зажатость детей, их речевую свободу и активность при информировании о себе, отражение интересов, умений детей, а также принятие и неприятие себя с учетом уверенности-неуверенности.
«Ты мне нравишься» – каждый ребенок по очереди произносит фразу, например:
«Катя, ты мне нравишься тем, что…». 1-Начинает педагог. Ни один ребенок не должен остаться без внимания.
III Рефлексивті –түзетушілік
а/ Какое задание тебе понравилось больше (меньше)?
б/ Нравишься ли ты сам себе?
в/ Как ты сейчас себя чувствуешь?
г/ Какое у тебя настроение?

N 2  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 2
Ортаңғы топ
Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Исследуем себя»
Бағдармалық мазмұны:
Продолжать обучать отношению к себе, учить чувствовать себя, развивать ощущение внутренней сосредоточенности. Развитие монологической  речи.
Тәрбиелік:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент:,отдыхаем-демаламыз,солнце-күн,звук-дыбыс,слушать-тыңда
Көрнекі құралдар: Цветные карандаши, листы бумаги на каждого ребенка.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық

 

1. Приветствие.
Круг радости
Здравствуй, солнце золотое!  (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое!    (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья!    (Руки на плечи соседям)
Очень рад вас видеть я!        (Покачать руками)
-Я тоже рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу.
На занятии наши уши внимательно слушают
Наши глаза внимательно смотрят,
Голова хорошо думает.
II ұйымдастырушылық -іздестіру
Дыхательная гимнастика «Подуем на…»
И.п.: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох.
Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо – вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
На солнце горячо
Пекло дневной порой».
2. Аутотренинг «Слушаем себя» «Сегодня мы с вами попробуем научиться слышать окружающих и самих себя. Сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться, закройте глаза, дышим медленно, спокойно: вдох и длинный выдох ( повторить 2 раза). Слушайте, что происходит вокруг нас. Внимательно прислушайтесь к звукам, которые идут извне, запомните их. Откройте глаза и расскажите, кто что слышал’? А теперь еще раз закройте глаза и прислушайтесь, что происходит внутри вас: что вы слышите, ощущаете?».
Развитие монологической речи. Составление рассказа по схеме.
По высказываниям детей необходимо четко отслеживать слуховые, кинестические, проприоцептивные ощущения и фиксировать это в речи детей.
3. «Исследуем себя» — «Сейчас мы вместе будем рисовать человека. Я на доске, а вы на своих листках. Возьмите простой карандаш. Это будет ваш портрет в полный рост. Будем исследовать себя. Для этого сядьте на стул, закройте глаза и почувствуйте, где у вас самое горячее место. Определили? Возьмите красный карандаш и на рисунке поставьте красную точку. Теперь приготовьте синий карандаш. Закройте глаза и определите, где у вас самое холодное место, отметьте синим на рисунке. После этого мы ищем самое неприятное место (черный цвет), потом самое приятное (желтый цвет). Находим самые легкие и самые тяжелые места (штриховка, полное закрашивание)». Педагог заполняет свой рисунок на доске, стараясь не опережать детей. «У людей разные части тела чувствуют себя не одинаково.
У некоторых теплые руки и холодные ноги.
Рефлексия
а/ Трудно или легко тебе было выполнять задание?
б/ Что было трудно? Что легко?
в/ Мешало ли тебе что-то? Что?
г/ Понравилось ли тебе исследовать себя?
д/ Было ли это приятно или нет’?
4. «Солнечный зайчик» — «Большинству людей хочется, чтобы все тело чувствовало себя хорошо. В этом нам поможет солнечный зайчик. Солнечный зайчик заглянул нам в глаза, закройте их. Там, где он прикоснется станет тепло. Почувствовали? Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щечки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть зайчика: голову, шею, животик, ноги, руки. Он забрался за шиворот, погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним». Нужно обратить внимание на места, отмеченные детьми как самые неприятные и тяжелые, и проанализировать их в связи с психологическим состоянием ребенка, его возможными проблемами. Важен момент выхода из обследования себя: у детей необходимо зафиксировать приятные ощущения и подъем самочувствия.
Рефлексия
а/ Как ты себя теперь чувствуешь?
б/ Какие ощущения у тебя остались?
III Рефлексивті –түзетушілік
Психолог предлагает «вдохнуть» в свои ладони приятные пожелания и «отпустить» их к небу.

 

N 3 Түзету-дамытушылықшілік сабағы
Коррекционно – развивающее  занятие  N 3
Ортаңғы топ
Білім  беру саласы: Денсаулық/қатынас
Тақырыбы: «Я и мое тело»
Бағдармалық мазмұны:
Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снять мышечные зажимы, развивать пластику, гибкость, легкость тела.
Тәрбиелік:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент:,отдыхаем-демаламыз,танец-би,бабочка-көбелек,цветок-гүл
Көрнекі құралдар: Аудиозапись музыки разного характера.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық

 

1. Приветствие.
Ребята,здравствуйте,я рада видеть вас,давайте пожелаем всем доброго утра
-Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поём.
С добрым утром, с ясным днём!
Вот как весело живём!
II ұйымдастырушылық –іздестіру
1. «Свободный танец» — «Ребята, представьте, что мы с вами оказались на балу. Звучит музыка, и все танцуют так, как им хочется. Но есть одно условие. Чтобы каждый танцевал по-своему и не смотрел на других, на этом балу прикрывают глаза. Давайте и мы попробуем так танцевать. Прикройте глаза, сейчас зазвучит музыка, вы начнете танцевать так, как вам захочется и как подсказывает музыка» Необходимо посмотреть, как используются части тела в танце: руки, ноги, голова, туловище.
Развитие связной речи. Составление диалога по плану.
а/ Как ты чувствовал, когда двигался под музыку с прикрытыми глазами?
б/ Было ли тебе легко танцевать?
в/ Что было для тебя трудным?
г/ Какие части тела тебе помогали больше всего?
д/ Покажи, как танцевали твои ножки (руки, голова)?
е/ Какие ощущения у тебя остались?
2. «Море волнуется» — «Каждый из вас сможет придумать свой танец про того, кого я  назову. Итак, начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, бабочка на месте замри. Когда я включу музыку, ваши бабочки затанцуют». Педагог называет по очереди слова (бабочка, ветер, волны, лягушка, цветок, птичка) и включает музыку, дети изображают танец. Это упражнение дает возможность отметить детей с недостаточным уровнем развития творчества, неуверенных в себе, зажатых, ориентированных на других, склонных к подражанию, а не к самостоятельным проявлениям.
Рефлексия
а/ Что ты чувствовал во время танца?
б/ Кого из героев тебе легче было станцевать, кого труднее?
в/получилось ли изобразить их по-разному?
г/ Как было легче танцевать с прикрытыми глазами или с открытыми?
III Рефлексивті –түзетушілік
Итог занятия.Что интересного мы сегодня  с вами делали?Понравилось вам занятие?

 

N 4 Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 4
Ортаңғы топ
Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Веселые истории»
Бағдармалық мазмұны:
Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снять мышечные зажимы, развивать пластику, гибкость, легкость тела. Развивать связную речь.
Тәрбиелік:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент:дерево-ағаш,садовник-бақшашы,цветок-гүл, растет-өседі
Көрнекі құралдар: Воздушные шары.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
1. Приветствие.
Доброе утро,ребята,какое у вас настроение? Давайте пожелаем друг-другу доброго утра по-казахски
Шаттық шеңбері
Арайлы таң атты.
Алтын сәуле таратты.
Жарқырайды қаламыз.
Жайнай түсті даламыз.
қайырлы таң балалар!
II ұйымдастырушылық -іздестіру
1.Игровое упражнение «Надуваем шарик» – «Сегодня мы узнаем много интересных историй. Одна из них про надувной шарик. (Показывает сдутый шарик) Когда-то он был красивым и веселым, с ним играли дети, а сейчас он сдулся. Попробуйте изобразить этот сдутый шарик. Какое у вас сейчас настроение? (Дети отвечают) Давайте поможем себе стать опять веселыми. Я возьму «насос» и буду накачивать шарики воздухом, а шарики будут медленно наполняться: ноги, руки, живот будут распрямляться и твердеть. А потом они опять сдуются: руки, ноги, живот станут опять мягкими,расслабленными.(Педагог показывает движения) Давайте попробуем. (Педагог ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит звук (с-с-с).  Потом, когда «шарики надулись», он «сдувает» их, нажав несильно на живот, воздух медленно выходит со звуком (с-с-с). Важно добиться эффекта мышечного расслабления, снятия напряжения за счет дыхательно-двигательных компонентов. Обращаем внимание на время вдоха и выдоха. Анализ упражнения позволяет увидеть результативность этого, а также выделить детей, постоянно испытывающих мышечное напряжение. Скорее всего, это эмоционально неблагополучные дети (тревожные, замкнутые, неуверенные в себе). Для этой категории можно спланировать специальные упражнения на релаксацию.
Рефлексия
а/ Когда ты был надутым шариком, что ощущалось в руках, ногах?
б/ Когда шарик сдулся, как изменились твои ощущения?
в/ Что тебе было приятнее: быть надутым, напряженным или сдувшимся, расслабленным шариком?
г/ На какой шарик ты обычно похож: напряженный или расслабленный?
д/ В каких ситуациях ты ощущаешь себя также, как надутый шарик?
е/ Когда ты чувствуешь себя как сдувшийся шарик?
2.Игровое упражнение «Из семени в дерево» — «Вторая история про дерево, которое выросло из семени. (педагог предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек на полу, спрятать голову, закрыть её руками).
3 Игровое упражнение – «Буду садовником»
очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (дети поднимаются) У него раскрываются листочки. (Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх). Растет стебелёк. (дети вытягиваются) появляются веточки с бутонами. (Дети
разводят руки в стороны, пальцы сжаты).Наступает радостный момент, и бутоны лопаются … (дети резко разжимают кулаки). И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается всем
Рефлексия
а/ Как ты чувствовал себя, когда был маленьким, сморщенным семечком?
б/ Как ты чувствовал себя, когда стал сильным, красивым цветком’?
в/ Чем тебе больше понравилось быть: семечком или цветком?
III Рефлексивті –түзетушілік
Занятие заканчивается  в кругу «Я рад,что сегодня на занятии….»

N 5  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 5
Ортаңғы топ

Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Настроение»
Бағдармалық мазмұны:
Проявление и осознание эмоциональных состояний.
Тәрбиелік:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: настроение-көңіл-күй,хорошийжақсы,плохой-аман,рисоватьсүрет-салу
Көрнекі құралдар: Листы бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
1. Приветствие.
Ребята,здравствуйте,я рада видеть вас,давайте произнесем волшебные слова и окажемся в «Стране Настроения»

 

-Покружились, покружились,
И в стране Настроения мы очутились!
II ұйымдастырушылық -іздестіру
1.Игровое упражнение «Расскажи о своем настроении» — дети сидят в кругу и по очереди рассказывают о том,
какое у них сейчас настроение. «пo-другому эти состояния, настроения, чувства называются эмоциями. Они бывают положительными и отрицательными. Какие отрицательные эмоции, чувства вы знаете? Какие положительные, приятные эмоции вы можете назвать?»
2.Упражнение «Рисуем настроение» — «A сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой — хорошее».
Необходимо оценить преобладающий у ребенка эмоциональный фон, отследить динамичность эмоциональных состояний, найти у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дать возможность его реализовать. Необходимо фиксировать стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть «Плохое настроение», изменив ее на позитив.
Рефлексия
а/ Какое настроение тебе нравится больше?
б/ Какая из двух частей рисунка — твое настроение сейчас?
в/ Какое настроение у тебя бывает чаще?
г/ Можешь ли ты улучшать свое настроение?
д/ Что для этого ты можешь сделать сейчас?

Подвижная игра «Мы с лесной поляны..».Рассказывание текста игры по мнематаблице.
Мы со страны Настроения вышли,
Поднимаем ноги выше –
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом опять пойдем.
-Настроенье-высший класс!,
В этом мире все для нас!
Каждую былинку любим на свете
Мы самые веселые и счастливые дети
III Рефлексивті –түзетушілік
-Где вы были? Что такое  настроение? Понравилось вам прогулка в страну настроения?

 

N 6  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 6
Ортаңғы топ
Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Положительные эмоции»
Бағдармалық мазмұны:
Осознание положительного эмоционального опыта. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Тәрбиелік:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: настроение-көңіл-күй,хорошийжақсы,плохой-аман,рисоватьсүрет-салу
Көрнекі құралдар: Листы бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
1. Приветствие.
қайырлы таң,балалар!Давайте передадим хорошее настроение  друг-другу ,а поможет нам мячик.
игра «Кому дать?»
Мы в кружок все дружно встали,
Круглый мячик увидали:
Кому дать, кому дать,
Настроенье передать?
Дети передают мяч по кругу. Тот на ком мяч остановится, желает всем что-нибудь приятное.
II ұйымдастырушылық -іздестіру
2. «Комплимент» — «Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом занятии.
Посмотрите на эти рисунки. (Если дети не разделяют положительные и отрицательные эмоции, педагог может задать вопрос: «почему у вас на листе два рисунка?») Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Вы знаете значение этого слова? (Если дети молчат, то можно сделать комплимент любому ребенку, потом еще одному). Сейчас я объясню правила игры. Один из вас выходит за дверь и не подслушивает. Оставшиеся  дети говорят про ушедшего только добрые слова. Даже если вы знаете не очень хорошее об этом человеке, все равно нужно найти и сказать что-нибудь приятное». Один ребенок выходит. «Ребята, что хорошего мы можем сказать о Коле? Какие черты характера, внешности, одежды, поведения вам нравятся? Может быть вы знаете какие-нибудь его добрые дела?» Дети отвечают. При возникших затруднениях педагог должен помочь обнаружить хорошие стороны в вышедшем ребенка: как он быстро бегает, высоко прыгает, аккуратно умывается, ест, вешает одежду. Всегда здоровается, умеет играть с другими детьми, уступает игрушки. Какие у него волосы, глаза, ресницы, одежда. Все сказанное записывается на доске. При отрицательных высказываниях детей ведущий напоминает, что по правилам игры нужно говорить только хорошее. «Иногда бывает, за что хвалит один — не нравится другому. Но говорящий комплимент выделяет именно то, что ему нравится. Все люди разные, и у них могут быть разные мнения».
Входит ребенок.
«Вот какие слова сказали о тебе ребята, вот какие хорошие стороны они видят в тебе»
Зачитываются комплименты.
В момент, когда ведущий читает приятные слова, он обнимает ребенка и слегка прижимает к себе, чтобы уменьшить у него ощущение неловкости и смущения.
Возможно, не все дети успеют побыть в роли водящего. Обязательно нужно упражнение продолжить на следующем занятии, так как это — положительный эмоциональный опыт.
Необходимо обратить внимание на эмоциональные изменения (невербальные) у детей в ходе проговаривания комплиментов, важно зафиксировать это состояние словесно.
Желательно, чтобы в первую очередь в роли водящего побывали неуверенные, застенчивые, замкнутые, тревожные дети, с неблагоприятной статусной категорией среди сверстников. 1-Необходимо выяснить от кого ребенок не получает достаточно положительных эмоций, оценок и постараться избежать постоянных повторов одних и тех же качеств.
Рефлексия
а/ Что нового ты о себе узнал?
б/ Понравились ли тебе слова, сказанные детьми’?
в/ Какие слова ты особенно запомнил?
г/ Какое чувство они у тебя вызывали?
Расслабляющая дыхательная гимнастика «Чудо-нос»(карточки со схематическим изображеием)
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
III Рефлексивті –түзетушілік
Что сегодня вам было сложно выполнить на занятии и почему?Что вы запомнили из занятия?

 

N 7  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 7
Ортаңғы топ
Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Мама надежный защитник»
Бағдармалық мазмұны:
Учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях;
пользовать для решения конфликтных ситуаций социально приемлемые способы
поведения: «прошу прощения», «говорю правду», «обнимаю», «сплю», «рисую».
Тәрбиелік:
Воспитывать уважительное отношение к родителям.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: настроение-көңіл-күй, хорошийжақсы,плохой-жаман, прошу прщения,кешірімді сұраймын
Көрнекі құралдар: Листы бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
1. Приветствие.
Ребята,здравствуйте,я рада приветствовать вас всех на  нашем занятии.Сегодня у меня для вас одна очень поучительная история,послушайте пожалуйста,может она вам знакома.
II ұйымдастырушылық -іздестіру
Незнайка поссорился со своей мамой. К ней в гости пришла подруга. Взрослые разговаривали на свои темы, а Незнайке стало скучно, и он стал вмешиваться в разговор старших, перебивать их. И вот теперь…
Читаем стихотворение:
Я не плачу
Мама сильно рассердилась, без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось, но нс плачу все равно.
Из за шалости наказан справедливо, может быть,
Но только я прощенья сразу не решился попросить.
А теперь сказал бы маме: -Ну, прости, в последний раз!
Я нс плачу слезы сами так и катятся из глаз.
Совместное обсуждение проблемной ситуации:
– Почему Незнайка заплакал’?
-Взрослый подводит детей к оценке реакции героя стихотворения — слезам. Слезы в нашей духовной жизни это сильная эмоциональная разгрузка, защита от стресса. Слезы могут возвышать человека, если они являются проявлением таких качеств, как доброта, отзывчивость, сочувствие.
-Что можно сказать, о Незнайке и его слезах” .(Он добрый, и ему стыдно за свой проступок.)
-Что чувствует человек, когда плачет?

 

Доверительные бесед  на тему «Когда мы ссоримся с родителями?»
-Почему дети ссорятся с родителями’?
– Что ты чувствуешь, когда ссоришься со своими родителями’? (Обиду, боль, злость, вину, стыд.)
-Что тебе в этот момент хочется сделать ?
– Что ты делаешь для того, чтобы почувствовать себя лучше и изменить ситуацию’?
– Для чего человеку нужна мама ? (Мама-защитник, мама — утешение, мама — друг.)
Тренинговое упражнение «Мамин голос» (выполняется под спокойную музыку)
-Закройте глаза, прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он такой
знакомый, ласковый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки…
Психолог читает вместе с детьми стихи Э. Мошковской:
Обида
Я маму мою обидел и теперь никогда-никогда
Из дома мы вместе не выйдем, не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет, я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет, я тоже не расскажу…
Возьму я мешок на плечи, я хлеба кусок найду,
Возьму я палку покрепче — уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу в страшный-страшный мороз.
И через бурную реку буду я строить мост.
И буду я главный начальник, и буду я с бородой,
И буду всегда печальный и молчаливый такой…
И вот, будет вечер зимний, и вот, пройдет много лет.
И вот, в самолет реактивный мама возьмет билет.
И в день моего рожденья тот самолет полетит!
И выйдет оттуда мама, и мама меня простит…
Развитие связной речи
Пересказ стихотворения Э. Мошковской с помощью мнемотаблицы.
Рисование на тему «Моя мама»
-По окончании рисования взрослый обращает внимание на яркость красок,

Советы детям:
-Если ты чувствуешь свою вину или страх быть наказанным взрослыми за совершенный проступок, То умение вовремя попросить прощение или честно сказать о содеянном поможет тебе сохранить добрые отношения и почувствовать облегчение.
-Прижмись к маме, расскажи ей о случившемся — она умеет хранить тайны.
-Сон — прекрасное средство защиты от неприятных переживаний. (Утро вечера  мудренее.)
III Рефлексивті –түзетушілік
Что вы запомнили из занятия?Какие ощущения у вас были?
Давайте представим ,что мама всегда рядом с нами и сейчас то же, ее любовь и забота ее мысли только о вас, оберегают и согревают и пошлем своим мамам воздушный поцелуй!

 

 

N 8  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 8
Ортаңғы топ

Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Радость»
Бағдармалық мазмұны:
Накопление и дифференциация опыта чувства радости.
Тәрбиелік:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: настроение-көңіл-күй, қуаныш-радость, пожелание-тілек,игра-ойын
Көрнекі құралдар: Ромашка с комплиментами; красивая коробочка.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
1. Приветствие.
«Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я
повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рад его видеть. Он повернется к соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует соседа».
II ұйымдастырушылық -іздестіру
2. Игровое упражнение «Ромашка радости»
– «На нашем прошлом занятии мы с вами говорили о чувстве,
которое называется радость. Мы рисовали радость. Давайте посмотрим на рисунки. Как еще можно показать, изобразить радость? (Проводятся упражнения с пантомимой). Вот такую радостную рожицу я нарисовала. Вокруг нее приклеила лепестки и получилась ромашка.
На лепестках я написала то, что вы мне говорили, когда заканчивали
предложение «Я радуюсь, когда…». Дарю вам эту ромашку, найдите ей место в группе и пусть она вам напоминает о наших занятиях.
Физминутка-логоритмика(мнемотаблица)
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать,потом разжать,
Руки вниз, и так стоять!
…Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
3.Игровое упражнение «Пожелание» — «Теперь выполним еще одно задание. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными.
Для этого вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными».
Эти упражнения помогают формированию положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.
Рефлексия
а/ Какое настроение у тебя сейчас?
б/ Нужна ли тебе такая коробочка? Как часто?
III Рефлексивті –түзетушілік
Улыбайтесь чаще, и тогда вы будете здоровыми, сильными и красивыми. Давайте закончим наше занятие добрыми пожеланиями
Нежные, добрые, девочки!
Сильные, смелые, мальчики!
Встанем поближе мы к друг другу,
За руки возьмемся.
Скажем добрые слова и нежно улыбнемся!

 

N 9   Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 9
Ортаңғы топ

Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Всегда ли мы поступаем правильно?»
Бағдармалық мазмұны:
Формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому» .Развитие связной речи.
Тәрбиелік:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: настроение-көңіл-күй,
Көрнекі құралдар: Ромашка с комплиментами; красивая коробочка.
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
1. Приветствие.
Круг радости
Здравствуй, солнце золотое!  (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое!    (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья!    (Руки на плечи соседям)
Очень рад вас видеть я!        (Покачать руками)
-Я тоже рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу.
А теперь послушайте еще одну историю про нашего знакомого Незнайку
II ұйымдастырушылық -іздестіру
1 Проблемная ситуация
Незнайка рассказывает детям случай, происшедший с ним давно, но который его до сих пор беспокоит. Возвращаясь как-то домой, он нечаянно споткнулся о камень. Ему стало очень больно. В .это время к нему подбежал котенок, и всезнайка пнул его ногой. Теперь он об этом очень сожалеет, ему стыдно и неприятно.
Чтобы помочь Незнайке, педагог предлагает послушать рассказ В.Осеевой
«Кто всех глупее»:
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дернул за косичку Таню.Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать ее нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыпленка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает ее Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьешь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пес и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня — сзади никого..
«Неужели я самый глупый из всех»-подумал Ваня
Совместное обсуждение проблемиой ситуации:
— А как вы считаете, ребята, кто самый глупый в рассказе В.Осеевой «Кто всех глупее»?

—Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?
— Что хотела сделать Таня, рассердившись?
— Почему она ударила ногой собаку?
Физминутка-логоритмика(мнемотаблица)
Все захлопали в ладоши
Вместе, веселее.
Ножкой, ножкой постучали
Дружно и бодрее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки кверху поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились и
Остановились.
2. Доверительная беседа на тему «когда мы обижаемся на тех,кто слабее нас?»
Далее детям предлагается рассказать о случаях, похожих на те, о которых они только что узнали. Взрослый выслушивает ответы детей, обобщает и задает вопросы:
III Рефлексивті –түзетушілік
а/ Какое тебе в рассказе понравилось больше (меньше)?
б/ Нравишься ли ты сам себе,когда общаешся с другими?
в/ Как ты сейчас себя чувствуешь?
г/ Какое у тебя настроение?

N 10 Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее занятие N 10
Ортаңғы топ

Білім беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Наши чувтства и действия»
Бағдармалық мазмұны:
Определить ведущие механизмы психологической защиты у детей.
Обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй. Корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий «Не очень то и хотелось».Развивать лексико-грамматическийстрой речи
Тәрбиелік:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: девочка-қыз,кукла-қуыршақ,лепка-мүсіндеу,

Көрнекі құралдар: фигурки из пластилина
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық

 

Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылепленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля. Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагается послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:
II ұйымдастырушылық -іздестіру

 

Девочка и пластилин
Я леплю из пластилина — пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак
Если кукла выйдет плохо, назову ее Дуреха,
Если клоун выйдет плохо, назову его Дурак.
подошли к нам два брата, подошли и говорят:
— Разве кукла виновата” .Разве клоун виноват”.
Ты их любишь маловато, Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата, а никто не виноват…
Совместное обсуждение проблемной ситуации
— Кого лепила из пластилина девочка’?
-Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна — Дураком’? (Девочка рассердилась на  игрушки)
-почему так грубо назвала свои игрушки девочка’? (Разозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо)
— Что почувствовала девочка, когда увидела, что игрушки у нее получились плохо?
По окончании обсуждения проблемы предложить детям послушать концовку стихотворения:

Я леплю изпластилина, а сама вздыхаю тяжко
Я леплю из пластилина, приговариваю так:
— Если  кукла выйдет плохо, назову ее Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо, назову его — Бедняк.
Доверительная беседа на тему «Когда  мне бывает плохо»
— Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует” Волнение, гнев, досаду, обиду и т.п.)
— Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуации” .Что вам хотелось сделать?
-Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше”.
Выяснение защитных реакций у детей в сложных для них ситуациях.)
Психолог обобщает ответы детей и отмечает, что все люди используют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.
Чтение письма друзей Незнайки
«Здравствуйте, ребята! Нам хочется дать вам совет, как избавиться от своих
неприятностей с помощью рисования:
— если вас мучают страхи, то возьмите карандаши и нарисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх вы почувствуете облегчение;
— с помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать все, что о нем думаете;
— с помощью рисунка можно пофантазировать, исполнив все свои желания, мечты». Всезнайка в конце занятия рассказывает историю о том, что он любит купаться в море, а исполнить это желание не всегда возможно. От этого возникает чувство досады. Чтобы поднять себе настроение, он берет кисточку и рисует море. От этого на душе у него становится приятно и весело, как в стихотворении В. Орлова

«Я рисую море»:
Я рисую море, голубые дали.
Вы такого моря просто невидали!
У меня такая краска голубая,
Что волна любая просто как живая!
Я сижу тихонько около прибоя-
Окупаю кисточку в море голубое
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»(пиктограммы)
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Незнайка предлагает помочь девочке  Оле поднять се настроение и нарисовать ей веселого клоуна и красивую нарядную куклу.
Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»
Рисование осуществляется с помощью заранее приготовленых пиктограмм:
Что вы чувствовали, когда рисовали клоуна и куклу? Почему?
III Рефлексивті –түзетушілік
а/ Какое задание тебе понравилось больше (меньше)?
б/ Нравишься ли ты сам себе?
в/ Как ты сейчас себя чувствуешь?
г/ Какое у тебя настроение?

N 11  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 11
Ортаңғы топ

Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Зачем человеку чувство стыда»
Бағдармалық мазмұны:
Продолжать обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости. Познакомить со способами релаксации для снятия напряжения. Формировать диалогическую речь.Развивать волевую регуляция поведения.
Тәрбиелік:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: обида-ренжі,письмо-хат,друг-дос,
Көрнекі құралдар: карандаши,листы
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық

 

В гости к детям приходит сказочный герой Незнайка. Он не может понять, почему так громко плачет мальчик  Петя о котором пишется в следующем стихотворении:
II ұйымдастырушылық -іздестіру
Мяч и Петя
Мальчик Петя громко плачет. Почему’?
Мальчик Петя громко плачет потому,
Что у мальчика у Пети был большой красивый мяч
И от мальчика от Пети он удрал сегодня вскачь.
И удрал тот мяч от Пети почему”.
И удрал тот мяч от Пети потому,
Что у мальчика у Пети этот мяч просили дети поиграть,
а в ответ на это Петя закричал:
— Нe дам! Нe смейте мяч мой брать!
Не поправилось такое поведение мячу:
— Я у мальчика такого оставаться не хочу
И от Пети ускачу! И ускакал…
Вот мяча и нету, значит. Мальчик Петя громко плачет.
Но подходят вскоре к Пете им обиженные дети:
— Мы нашли в кустах твой мяч. На! Держи его! Нe плачь!
Мальчик Петя засмеялся почему”.
Мальчик Петя засмеялся потому,
Что на Петю  осерчавший,
Что от Пети ускакавший,
Где-то там в кустах пропавший, возвратился мяч к нему!
И когда спросили дети: — Можно в мяч нам поиграть’?
— Да — ответил детям Петя. Почему?
А,потому, что стало совестно ему!

 

Совместное обсуждение проблемной ситуации
—  Почему плакал мальчик Петя
— Отчего ускакал от Пети мяч”.
— А Почему не дал Петя поиграть с мячом детям”.
— Что чувствовал в тот момент Петя”.
— А что чувствовали дети?
— Что чувствовал Петя, когда дети помогли ему найти мяч’?
-почему он разрешил им поиграть с мячом?
Развитие связной речи.
Доверительная беседа на тему «Когда нам бывает стыдно?»(по схеме)
Психолог обобщает детские ответы и подводит к выводу о том, что мальчику стало стыдно за свой поступок.
Незнайка задает детям вопрос: «А что такое «стыд»?». (Стыд чувство, возникающее при оценке своих поступков, которые противоречат принятым нормам порядочности, самоуважения, достоинства.)
— Отчего нам бывает стыдно”.
— На что похож стыд’?
— Какого он цвета’?
— Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда’? (Смущение, чувство позора)
— Что вам хочется сделать в этот момент’?
— Для чего человеку нужен стыд?
Рисование на тему «Мой стыд»
Психолог предлагает с помощью красок нарисовать свой стыд. нию рисунков:
— Какие краски вы использовали для изображения стыда”.
Когда человеку на душе плохо, то он может сам себе помочь
Друзья  прислали Незнайке насколько советов, которыми он делится с детьми’?
Совет 1. Если ты совершил проступок, из-за которого самому стало стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе близких и друзей — признать вину и попросить прощения.
Совет 2. Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать: во время вдоха считать до пяти, во время выдоха — до семи. представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышится, и ты сразу успокоися.
Психолог предлагает запомнить эти советы и ощущения, когда представлял себя в лесу или на море, и вместе с детьми под спокойную музыку выполняет peлаксационныеупражнения.
III Рефлексивті –түзетушілік
Итог занятия
-Что вы поняли из занятия
-как вы будете поступать впредь
-Давайте будем добры друг другу, давайте почаще улыбаться

 

N 12  Түзету-дамытушылық сабақ
Коррекционно – развивающее  занятие  N 12
Ортаңғы топ
Білім  беру саласы: қатынас
Тақырыбы: «Учимся говорить честно о проступке»
Бағдармалық мазмұны:
Развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность.
Продолжать обучение релаксации. Развитие связной речи.
Тәрбиелік:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
қос тілдік компонент: обида-ренжі, ложь-өтірік, честный-адал,друг-дос
Көрнекі құралдар: карандаши,листы
Сабақ барысы:
I Мотивациялық қозғаушылық
Кел балалар, күлейік!
Күлкіменен түлейік!
Күлкі көңіл ашады,
Күліп өмір сүрейік!
Жарайсыңдар, балалар!

II ұйымдастырушылық -іздестіру

Приветствие детей,Я рада вас всех видеть ,давайте поздороваемся
1-Незнайка рассказывает детям историю, которая произошла с большим шалуном и проказником Володей из рассказа А.Ульяновой «Кто разбил графин’?»
«Володя был большим шалуном и проказником, но его хороший стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:
— Об коленку сломал, — приподнимая ногу и показывая, как это произошло.
— Хорошо, что он нс делает ничего исподтишка, — говорила мать.
Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать  оттуда в деревню Кукушкипо к тете. В Казани, в квартире тети, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаяшю маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. Hо в комнату вошла тетя.
— Кто разбил графин, дети’? — спросила она.
— Не я, не я, — говорил каждый.
-Не я, — сказал и Володя.
Он испугался признаться перед малознакомой тетей, в чужой квартире; ему, самому младшему из нас, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вьшло таким образом, что графин сам разбился.  Прошло два или три месяца. Володя уже давно уехал из Кукушкина и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.
– Я тетю Аню обманул, — сказал он, всхлипывая, — я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.
Мать утешила его, сказав, что напишет тете Ане и что она, наверное, его простит».
Cовместное обсуждение проблемной ситуации:
-Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин’?
– Что чувствовал Володя, когда разбился графин?
-Почему Володя, спустя время, решил честно признаться маме в совершенном  проступке?
– Отчего Володя плакал ночью?.
Психолг предлагает детям вспомнить советы, которые могут помочь в трудную минуту.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Пересказ рассказа А.Ульяновой «Кто разбил графин’?» с помощью мнемотаблицы.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели     (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.)
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
В берлоге мишка косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом (Удары ладонями и кулачками      поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем!
Рисование на тему «Радость»
С помощью цветных клякс педагог предлагает детям изобразить чувство радости. По окончании рисования обсуждается цветовая гамма рисунков.
III Рефлексивті –түзетушілік
Педагог-психолог предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли,           рассказать, что им понравилось делать, а что было труным.
Педагог оценивает работу каждого ребенка, отмечает лучшие рассказы

 

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Академия,1998 – 400 с.
  2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб., «Детство-Пресс», 2000г.
  3. Гризик И. В. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – N 5.
  4. 4. Кондратьева, Н., Сомкова,О. Как использовать модель для речевого творчества // Дошкольное воспитание.-1991. N10.с.52.
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи ⁄ Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  6. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И.и др. Развитие речи детей дошкольного возраста – под ред. Ф.А.Сохина – М.: Просвещение,1984 – 223 с.
  7. Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи.// Дошкольное воспитание.-1999.N4. с.54-59.
  8. Страунинг. А. Моделирование маленькими человечками. Дошкольное воспитание.-1998. N3. с.33.
  9. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – Москва Академия 2006.
  10. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно.. М.: Гном и Д. 2001
  11. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.,2001, – 268 с.
  12. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.:Т.Ц. Сфера,2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website