Методическая разработка индивидуальных логопедических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка индивидуальных логопедических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Автор: Белугина Елена Александровна, учитель-логопед 1кв.категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 1467” СП5.

Тематическое планирование .

Месяцянварь
занятий6
1.
Словарная работа
Предметы: верхняя губа, нижняя губа, язык, щеки, небо
Действия: надувать, поднимать, опускать, облизывать, цокать, держать, вытягивать, улыбаться
Признаки: длинный, короткий, узкий, широкий
Связная речьУчить отвечать на вопросы: кто это? что делает?
Звуковая культура речиУпражнять в правильном произношении доступных для детей звукосочетаний и отдельных слов. Проговаривание 2-х сложных слов из прямых слогов с правильным ударением, допуская искажение произношения звуков: ва-та, но-га, ха-та. (стучать или хлопать в ладоши.)
Словарная работаМама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра,
Глаголы: живут, моет, убирает, работает, вяжет, читает, играет.
Признаки: старый, молодой, большой, маленький.
Психические процессыРазвитие мелкой моторики рук
2.
Звуковая культура речи
Учить говорить не торопясь и внятно. Вопроизводить на слух(пропевать) гласные звуки: уууу (Упражнение «Спой звук –У-», «Погуди, как паровоз»; Игра «Громко-тихо» )
Словарная работаПредметы: кубики, куклы, машина, кабина, мяч, лошадка и так далее.
Глаголы: играть, скакать, прыгать, собирать, бросать.
Признаки: круглый, мягкий, резиновый, красивый, большой, маленький.
Наречия: весело, шумно, много, мало.
Связная речьУчить выражать свою просьбу, не подключая жесты.
Психические процессыРазвитие речевого слуха.
Д/и “Угадай, кто позвал?” (узнать по голосу товарища)
Звуковая культура речиВопроизводить на слух(пропевать) гласные звуки:
аааа (Упражнение «Спой звук –А-» , Игра «Громко-тихо», «Долго-коротко»)
Словарная работаЧасти тела: туловище, голова, руки, ноги, шея, пальцы.
Глаголы: мыть, сушить, вытирать, ухаживать, расчёсывать.
Признаки: грязные, чистые, сухие, мокрые.
Психические процессыРазвитие логического мышления “Собери матрёшку”
Звуковая культура речиВопроизводить на слух(пропевать) гласные звуки:
аааа, уууу, ау, уа; учить узнавать звуки [А\У] в потоке: а, о, ф, у, п, в.
Словарная работаПредметы: мыло, полотенце, раковина, унитаз;
Глаголы: засучивать, открывать, мыть, намыливать, смывать, вытирать, вешать
Признаки: грязные, чистые
Наречия: чисто
Психические процессыРазвитие зрительного внимания, памяти.
Д/и “Какая игрушка появилась?”, “Поставь, как было.”
Звуковая культура речиУчить говорить не торопясь и внятно. Проговаривание 3-х сложных слов из прямых слогов типа: петухи, бананы.
Словарная работаПредметы: дерево, лист, зонт, туча, дождь, лужа;
Глаголы: идет, капает, шумит, шуршат, летят, падают
Признаки: красивые, дождливая, холодная, мягкий, осенний, желтый, красный
Наречия: холодно, дождливо, пасмурно
Психические процессыРазвитие зрительного внимания, памяти.
Д/и “С какого дерева листок?”, “Чего не стало?”
МесяцНоябрь
Неделя2
Звуки[О]
Звуковая культура речиРазличать слова – паронимы
Д/и “Покажи где: ком – дом, лук – жук, сук – суп, мишка – миска.”
Словарная работаПредметы: собака, кошка
Глаголы: грызет, лакает, бегает, пьет, шипит, мяукает, лает, охраняет, ловит
Признаки: большая, лохматая, маленькая, пушистая, ласковая, злая
Грамматический строй речиПрактическое употребление глаголов единственного и множественного числа (собака лает, собаки лают.)
Лексика, синтаксис«Домашние животные»
Связная речьУчить рассказывать об увиденном на картинке.
Психические процессыРазвитие физиологического дыхания
Д/и “Ветерок”, “Чья птичка дальше улетит?”, «Листья летят»
МесяцНоябрь
Неделя3
Звуки[A],[У],[О]
Звуковая культура речиПродолжать различать слова – паронимы
Д/и “Покажи где: ком – дом, лук – жук, сук – суп, мишка – миска.” Учить узнавать звуки [А\У\О] в потоке: а, о, ф, у, п, в.
Словарная работаПредметы: корова, лошадь, коза, названия частей тела домашних животных, сено, трава
Глаголы: пьет, жует, дает, мычит, ржет, мекает, ходит, бегает, помогает
Признаки: большая, рогатая, маленькая
Грамматический строй речиПрактическое употребление глаголов единственного и множественного числа (корова жует, коровы жуют.)
Лексика, синтаксис«Домашние животные»
Связная речьУчить рассказывать об увиденном на картинке.
Психические процессыРазвитие мелкой моторики рук.
МесяцНоябрь
Неделя4
Звуки[И]
Звуковая культура речиПриближение звукового состава к заданному образцу за счет усвоения ударения в слове. Игры и упражнения см.выше
Словарная работа Предметы: курица, петух, гусь, утка, части тела птиц Глаголы:кукарекает,квохчет,гогочет,крякает,вышагивает, переваливается;
Признаки:пестрая, суетливая, важный, красивый
Грамматический строй речиВинительный падеж существительного единственного числа с предлогом «под» (под дерево, под куст)
Лексика, синтаксис «Домашние птицы»
Связная речьСоставление предложений по сюжетным картинкам (3 – 4 слова)
Психические процессыРазвитие слухового, зрительного внимания. Д/и «Один – много», «Угадай, чей голос?» «Что за птица?»
МесяцДекабрь
Неделя1
Звуки[Э]
Звуковая культура речиПриближение звукового состава к заданному образцу за счет усвоения ударения в слове. Игры и упражнения см.выше
Словарная работаПредмет: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, части тела птиц, кормушка, корм, зерна, семечки, хлебные крошки
Действия: клюёт, летит, чирикает, прыгает, порхает, пьет
Признаки: зимующие, дикие
Грамматический строй речиСоставление фразы с однородными членами предложения.
К нам прилетели воробьи, вороны, голуби.
Лексика, синтаксис“Дикие птицы”
Связная речьУчить рассказу по картинке. (2-4 предложения)
Психические процессыРазвитие физиологического дыхания.
“Чья птичка дальше улетит?”
Развитие зрительного внимания и памяти. “Какой птички не стало?”
МесяцДекабрь
Неделя2
Звуки                                          [Э], [И]
Звуковая культура речиВоспроизведение на слух слогов и звукосочетаний с изучаемыми звуками.
Соотношение слов с предметами.
Словарная работаПредметы: заяц, медведь, лиса, волк, детеныши, лес, части тела, жилища
Действия: ловить, спать, есть, стоять, ходить, бежать.
Признаки: большая, маленькая, мягкая, пушистый, красивый, длинный, злой, хитрая, трусливый
Грамматический строй речиДательный падеж существительного единственного числа с предлогом «к» (для обозначения направления: к норе; к берлоге…)
Лексика“Дикие животные и их детеныши”
Связная речьУчить описывать предметные  картинки 2-3 предложениями.
Психические процессыФормирование логического мышления.
Развитие артикуляционного аппарата, памяти, внимания.
МесяцДекабрь
Неделя3
Звуки [М]
Звуковая культура речиРазвитие тембра голоса (ласково, сердито)
Воспроизведение на слух слоги и звукосочетания:
Ам-ум, ма-му, им-ом, мо-ма.
Словарная работаПредметы: зима, месяц, стужа, холод, снег, град, вьюга.
Действия: наступает, идет, кружится, метет, сверкает.
Признаки: холодный, снежная, белый, ледяной.
Грамматический строй речи– практическое употребление глаголов единственного и множественного числа (девочка катается, девочки катаются)
– согласование прилагательных в косвенных падежах с существительными (идет белый снег, нет белого снега)
Лексика, синтаксис“Зима”
Связная речьСоставление короткого рассказа по картинке из 2-4 предложений
Психические процессыРазвитие общей моторики
Игра “Снежок”
Развитие логического мышления “Собери картинку”
МесяцДекабрь
Неделя4
Звуки[М]
Звуковая культура речиПовторение пройденного.
Словарная работаПредметы: снежки, санки, лыжи, снегокат, крепость, снеговик
Глаголы: кататься, лепить, бросать
Прилагательные: круглый, ледяной, снежный, белый, смелый
Наречия: быстро, медленно, высоко, низко, далеко, близко
Грамматический строй речиУчить стихотворения к утреннику.
Лексика, синтаксис“Зимние забавы”
Связная речьСоставление фразы с однородными членами предложения. (Мама надела шубу, шапку, варежки.)
Психические процессыРазвитие физиологического дыхания.
Упражнение “Снежинки”
Развитие артикуляционного аппарата.
МесяцДекабрь
Неделя5
Звуки[П]
Звуковая культура речиПовторение пройденного.
Словарная работаПредметы: Дед Мороз, Снегурочка, праздник, ёлка, дети, костюмы, маски
Глаголы: наряжать, танцевать, петь, веселиться, играть
Прилагательные: блестящий, круглый, красивая, нарядная,  добрый
Грамматический строй речиУчить рассказу об утреннике (2-4 предложения), о прогулке.
Лексика, синтаксис“Новый год”
Связная речьСоставление фразы с однородными членами предложения. (Мама повесила на елку шары, бусы, огни.)
Психические процессыРазвитие физиологического дыхания.
Упражнение “Снежинки”
Развитие артикуляционного аппарата.
МесяцЯнварь
Неделя2
Звуки[П]
Звуковая культура речиВоспроизведение ряда слогов, где варьируются согласные звуки.
Словарная работа– платье, рубашка, кофта, штаны, носки, рукав, воротник, пуговица, карман…
– дать, надеть, одеть, снять, принести, убрать, стирать, мять…
– ситцевая, шелковая, шерстяная, большая, красивое…
Грамматический строй речиСогласование прилагательных и существительных в косвенных падежах (дай синюю кофту)
Лексика«Одежда»
Связная речьОписание предметной картинки 2-3 предложениями. Учить стихотворения, загадки.
Психические процессыРазвитие мелкой моторики. Д/и «Оденем куклу», «Развесим в шкафу вещи».
Развитие артикуляционного аппарата.
МесяцЯнварь
Неделя3
Звуки[Б]
Звуковая культура речиВоспроизведение ряда слов и слогов, где варьируются согласные звуки.
Словарная работаПредметы: куртка, комбинезон,  кофта, штаны, носки, рукав, воротник, пуговица, карман…
Глаголы: дать, надеть, одеть, снять, принести, убрать, стирать, мять…
Признаки: ситцевая, шелковая, шерстяная, большая…
Наречия: холодно, тепло
Грамматический строй речиСогласование прилагательных и существительных в косвенных падежах (дай синюю кофту)
ЛексикаОдежда
Связная речьОписание предметной картинки 2-3 предложениями. Учить стихотворения, загадки.
Психические процессыРазвитие мелкой моторики. Д/и «Оденем куклу», «Развесим в шкафу вещи».
Развитие артикуляционного аппарата.
МесяцЯнварь
Неделя4
Звуки[П\Б]
Звуковая культура речиРазличать слова паронимы и близкие по звуковому составу
Суп-сук, коза-коса, листок-платок, усы-осы.
Словарная работаПредметы: туфли, тапки, сапоги.
Глаголы: застегнуть, завязать, надеть, ставить, сушить.
Признаки: цвета, новые, чистые, грязные, тёплые.
Грамматический строй речиПрактическое употребление глаголов единственного и множественного числа. (Ботинок стоит. Ботинки стоят.)
Лексика, синтаксис“Обувь”
Связная речьУчить понимать тексты (А. Барто “Башмачки”,
Смирнова “Таня неумелочка”) и отвечать на вопросы по тексту.
Психические процессыРазвитие речевого дыхания и силы голоса.
Д/и “Как плачет девочка.”, “Пароход гудит.”
МесяцФевраль
Неделя1
Звуки [Ф]
Звуковая культура речиПроговаривание 3-х сложных слов из прямых слогов типа: петухи, бананы.
Словарная работаСтол, стул, шкаф, диван, кровать, ножки, спинка, дверца.
Глаголы: сидеть, спать, отдыхать.
Признаки: кухонный, спальный, письменный, журнальный, высокий, узкий.
Грамматический строй речиФормирование падежных окончаний существительных с ударным окончанием: столом. Составление предложений из 3-4 слов: Вова сел на стул.
Лексика, синтаксис«Мебель»
Связная речьУчить понимать не сложные рассказы и отвечать на вопросы.
Психические процессыРазвитие логического мышления: “Собери разрезные картинки.”
Развитие мелкой моторики рук: “Строим дом.”
МесяцФевраль
Неделя2
Звуки[В]
Звуковая культура речиПреодоление стечения согласных в середине слова: мис-ка, вил-ка, лож-ка.
Словарная работаПредметы: тарелка, блюдце, вилка, чашка, ручка, крышка, донышко и т.д.
Глаголы: мыть, вытирать, готовить, чистить, резать.
Признаки: чайная, кухонная, столовая, стеклянная, железный.
Грамматический строй речиФормирование падежных окончаний существительных с безударным окончанием: вилкой, ложкой.
Лексика, синтаксис“Посуда”
Связная речьУчить описывать комнаты.
Психические процессыРазвитие мелкой моторики.
Развитие логического мышления.
“Собери разрезные картинки из 2-3 частей”
МесяцФевраль
Неделя3
Звуки[Ф], [В]
Звуковая культура речиВопроизводить на слух слоги:  аф-уф, иф-оф, ав-ов,
ыв-ув.
Учить узнавать звуки [Ф\В] в потоке: а, о, ф, у, п, в. Преодоление стечения согласных в середине слова: мис-ка, вил-ка, лож-ка.
Словарная работаПредметы: тарелка, блюдце, вилка, чашка, ручка, крышка, донышко и т.д.
Глаголы: мыть, вытирать, готовить, чистить, резать.
Признаки: чайная, кухонная, столовая, стеклянная, железный.
Грамматический строй речиФормирование падежных окончаний существительных с безударным окончанием: вилкой, ложкой.
Лексика, синтаксис“Посуда”
Связная речьУчить описывать комнаты.
Психические процессыРазвитие мелкой моторики.
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
“Собери разрезные картинки из 2-3 частей”
МесяцФевраль
Неделя4
Звуки[Н]
Звуковая культура речи– выделение звука в потоке;
– произношение слогов и словосочетаний.
Словарная работаПредметы: продукты питания, магазин, холодильник
Глаголы: покупать, варить, жарить, хранить
Признаки: вкусовые качества, ароматные качества
Грамматический строй речиПрактическое употребление служебных частей речи:
Предлогов у, на, под, к, за, от, в.
Междометий: ох, ах, ух.
Лексика“Продукты питания”
Связная речьЗаучивание стихотворений
Психические процессыРазвитие слухового внимания, памяти.
Д/и «Чего не стало?», «Один-много», «Назови ласково»
МесяцМарт
Неделя1
Звуки[Н]
Звуковая культура речи– выделение звука в потоке;
– произношение слогов и словосочетаний.
– преодоление стечения согласных в начале слова: скворец, птенец.
Словарная работаПредметы: продукты питания, магазин, холодильник
Глаголы: покупать, варить, жарить, хранить
Признаки: вкусовые качества, ароматные качества
Грамматический строй речиПрактическое употребление служебных частей речи:
Предлогов у, на, под, к, за, от, в.
Междометий: ох, ах, ух.
Лексика“Продукты питания”
Связная речьЗаучивание стихотворений
Психические процессыРазвитие слухового внимания, памяти.
Д/и «Чего не стало?», «Один-много», «Назови ласково»
МесяцМарт
Неделя2
Звуки
Звуковая культура речиСоотношение слов с предметами и их изображением: лук-жук; ветка-клетка; мишка-миска; усы-осы.
Словарная работаПредметы: фото мамы, бабушки, сестры, тети
Действия: любит, обнимает, целует, заботится
Признаки: красивая, любимая, родная, добрая, заботливая
Грамматический строй речиРодительный падеж существительного единственного числа с предлогом «у» (у мамы…)
Лексика“Мамин праздник”
Связная речьСоставление предложений по опорным картинкам.
Психические процессыРазвитие речевого дыхания «Птичка».
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики.
МесяцМарт
Неделя3
Звуки[К]
Звуковая культура речиПовторение слогов с изученными звуками. Выделение звука из цепочки.
Словарная работаПредметы: кактус, герань, растение, ветки, корень, стебель, листья, горшок, лейка.
Глаголы: ухаживать, поливать, срезать, рыхлить, протирать.
Признаки: красивый, засохший, душистый, колючий, высокий, низкий.
Грамматический строй речиИспользование глагольной лексики в настоящем времени.
Лексика, синтаксис«Комнатные цветы. Герань, кактус, фикус»
Связная речьСоставление предложений по образцу, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Психические процессыРазвитие общей и мелкой моторики,
– речевое и физиологическое внимание.
– логическое мышление.
МесяцМарт
Неделя4
Звуки[К]
Звуковая культура речиДифференциация на слух звуков [Н – К]
Словарная работаПредметы: машина грузовая и легковая, автобус, трамвай,  шофер, водитель, части предметов, транспорта, светофор
Глаголы: стоять, ехать, гудеть, сигналить, везти, открывать, закрывать, ремонтировать…
Признаки: большая, маленькая, грузовая, легковая, хорошая, цвета, материал…
Грамматический строй речиПредложный падеж существительного единственного числа без предлога (возьми сумке, возьми кармане)
Лексика«Транспорт»
Связная речьСоставление предложений по предметной картинке.
Психические процессыФормирование общей и мелкой моторики.
Д/и «Один-много», «Едем в гости»
МесяцМарт
Неделя5
Звуки[Г]
Звуковая культура речи– выделение звука в потоке;
– произношение слогов и словосочетаний.
Словарная работаПредметы: поезд, самолет, корабль, части предметов, транспорта
Глаголы: стоять, ехать, гудеть, сигналить, везти, летать, плыть, летчик, пилот, машинист, открывать, закрывать, ремонтировать…
Признаки: большой, длинный, цвета, материал
Наречия: высоко, низко, далеко, близко
Грамматический строй речиПредложный падеж существительного единственного числа без предлога (возьми сумке, возьми кармане)
Лексика«Транспорт»
Связная речьСоставление предложений по предметной картинке.
Психические процессыФормирование общей и мелкой моторики.
Д/и «Один-много», «Полетим на самолете», «Поезд»
МесяцАпрель
Неделя1
ЗвукиЗакрепление пройденных звуков
Звуковая культура речиСоотношение слов с предметами и их изображением: лук-жук; ветка-клетка; мишка-миска; усы-осы.
Словарная работаПредметы: капель, солнце, ручьи, сосулька, снег, снеговик
Действия: светит, греет, тает, бегут…
Признаки: солнечная, теплая, радостная, веселая…
Грамматический строй речиРодительный падеж существительного единственного числа с предлогом «у» (у мамы…)
Лексика“Весна”
Связная речьСоставление предложений по опорным картинкам.
Психические процессыРазвитие речевого дыхания «Птичка».
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики.
МесяцАпрель
Неделя2
ЗвукиЗакрепление пройденных звуков
Звуковая культура речи
Словарная работаПредметы: няня, врач, повар, воспитатель, предметы, необходимые людям данных профессий…
Глаголы: стирает, моет, убирает, лечит, учит, готовит…
Признаки: новая, большая, хорошая, ласковая, добрая, вкусная…
Грамматический строй речиРодительный падеж существительного единственного числа с предлогом «от» (для обозначения места – от окна)
Лексика«Труд людей»
Связная речьУчить слушать рассказы и стихотворения. Отвечать на вопросы по тексту.
Психические процессыРазвитие мелкой моторики рук.
Развитие аналитико-синтетического мышления.
Развитие внимания и памяти.
МесяцАпрель
Неделя3
Звуки[К\Г]
Звуковая культура речиВоспроизводить на слух звукосочетания и слоги.
Словарная работаПредметы: дерево, береза, ель, рябина, ствол, ветка, листья, иголки.
Глаголы: срезать, сорвать, нюхать, падать.
Признаки: низкое, высокое, цвета, длинный (стебель), короткий.
Грамматический строй речиТворительный падеж единственного числа с предлогом “за” (за лесом, за кустом, за деревом.)
Лексика, синтаксис«Деревья»
Связная речьУчить составлять предложения по картинке описательного характера.
Психические процессыРазвитие логического мышления “Собери картинку” (2-3 части)
МесяцАпрель
Неделя4
Звуки[Т]
Звуковая культура речиВоспроизводить на слух звукосочетания и слоги.
Словарная работаПредметы: дерево, береза, ель, рябина, ствол, ветка, листья, иголки.
Глаголы: срезать, сорвать, нюхать, падать.
Признаки: низкое, высокое, цвета, длинный (стебель), короткий.
Грамматический строй речиТворительный падеж единственного числа с предлогом “под” (под листом, под кустом, под деревом.)
Лексика, синтаксис«Деревья»
Связная речьУчить составлять предложения по картинке описательного характера.
Психические процессыРазвитие логического мышления “Собери картинку” (2-3 части)
МесяцМай
Неделя2
Звуки[Т]
Звуковая культура речиВоспроизводить на слух звукосочетания и слоги со звуком [Т].
Словарная работаПредметы: ромашка, одуванчик, колокольчик, василек, лепесток, растение, пушинка, корень, стебель, листья, цветок.
Глаголы: расти, плести, собирать, рвать, поливать, любоваться, смотреть.
Признаки: красивый, пушистый, полевой.
Грамматический строй речиПредложный падеж единственного числа существительные с предлогом “в” (в венке, в букете).
Лексика, синтаксис«Цветы, Одуванчик, ромашка, колокольчик, василек»
Связная речьЗакрепление физического тела в самостоятельных высказываниях, в правильной грамматической форме.
Психические процессыФормирование общей и мелкой моторики.
Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
Д/и “Раскрась рисунок”, “Собери букет”
МесяцМай
Неделя3
Звуки[Д]
Звуковая культура речиРазвитие тембра голоса. Д/и “Назови ласково-строго.”
Словарная работаПредметы: жук, бабочка, божья коровка, кузнечик, муравей, части тела насекомых, сачок.
Глаголы: ловить, летать, жужжать, порхать, ползать, прыгать.
Признаки: яркий, красивая, цвета
Наречия: высоко, низко, далеко, близко
Грамматический строй речиПредложный падеж существительное единственного числа с предлогом “на” (на окне, на цветке …)
Лексика, синтаксис“Насекомые. Жук, бабочка, божья коровка, кузнечик, муравей”
Связная речьАктивное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме.
Психические процессыРазвитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, слухового и зрительного внимания.
МесяцМай
Неделя4
Звуки[Т], [Д]
Звуковая культура речиПреодоление стечения согласных в начале слова (цветок, плавать…)
Словарная работаПредметы: лето, солнце, цветы, насекомые, велосипед, самокат, мороженое, песок, мелки
Действия: купаться, загорать, играть, строить, отдыхать, кататься…
Признаки: жаркая, солнечная, хорошая .
Наречия: жарко, красиво, быстро, медленно
Грамматический строй речи– практическое употребление глаголов единственного и множественного числа (девочка катается, девочки катаются)
– согласование прилагательных в косвенных падежах с существительными (идет белый снег, нет белого снега)
Лексика, синтаксис“Лето”
Связная речьАктивное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме.
Психические процессыРазвитие общей и мелкой моторики
Игра “Времена года”
Развитие логического мышления “Собери картинку”

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website