Методические рекомендации по работе с локальными нормативными актами

Настоящие рекомендации подготовлены с целью оказания помощи руководителям муниципальных образовательных учреждений в работе с локальными нормативными актами, в выработке умения грамотно пользоваться правовой терминологией, правильно систематизировать документацию при организаций делопроизводства.

1. Локальные нормативные акты.

Локальные нормативные акты можно сгруппировать следующим образом:

1) утверждаемые руководителем (организационно-распорядительная документация);

2) утверждаемые руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета (акты, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником);

3) утверждаемые органом самоуправления МОУ и вводимые в действие приказом руководителя.

1.1. Локальные нормативные акты, утверждаемые (подписываемые) руководителем включают в себя:

  • положения о коллегиальных органах управления (об административном совете, о производственном совещании, о коллегии и др.);
  • положения о структурных подразделениях (о столовой, о библиотеке, о медицинском кабинете и др.);
  • штатное расписание;
  • структура и штатная численность;
  • номенклатура дел;
  • инструкция по делопроизводству;
  • должностные инструкции работников;
  • приказы и распоряжения;
  • другие документы, согласно номенклатуре дел.

Часть локальных нормативных актов рекомендуется утверждать руководителем после принятия их органами самоуправления:

  • программа развития МОУ (принятие на совете МОУ);
  • учебный план (принятие на педсовете МОУ);
  • годовой календарный учебный график (по согласованию с ЮУО, принятие на совете);
  • положение об учебном кабинете (принятие на педсовете МОУ);
  • положение о школьном музее (принятие на педсовете или совете МОУ).

Гриф “Принято на педагогическом совете МОУ протокол от _____ N ______” можно проставлять в левом углу титульного листа или в конце документа.

Если номенклатурой дел не предусмотрено отдельное делопроизводство, то документ можно хранить в папке “Локальные нормативные документы. Организационно-распорядительная документация” со сроком хранения 5 лет (после замены новыми) если не предусмотрено иное (например, штатное расписание МОУ хранится в архиве 10 лет, в РОУО – постоянно).

1.2. Локальные нормативные акты, утверждаемые руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета (акты, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником). К этой группе документов относятся:

  • коллективный договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 Трудового кодекса РФ);
  • соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по охране труда;
  • положения о доплатах, надбавках и премировании;
  • положение о комиссии по трудовым спорам;
  • положение о порядке и условиям предоставления дополнительного отпуска за непрерывную преподавательскую работу;
  • инструкции по охране труда и правилам работы на травмоопасных участках, рабочих местах, ученых кабинетах;
  • другие локальные нормативные акты, предусмотренные трудовым законодательством.

Порядок заключения коллективного договора в МОУ регламентируется статьями 40-51 Трудового кодекса РФ.

Имеется практика приобщения к коллективному договору большей части перечисленных выше локальных нормативных актов, в качестве приложений, что представляется удобным, в том числе и для проведения руководителем вводного инструктажа при приеме работника на работу.

Как правило, локальные нормативные акты данной группы утверждаются руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета если иное не предусмотрено коллективным договором. Порядок принятия таких решений руководителем и порядок учета мнения выборного профсоюзного органа предусмотрен в статьях 371 и 372 Трудового кодекса РФ.

Срок хранения этой группы документов рекомендуется устанавливать не менее 5 лет (на случаи возникновения имущественных споров) если номенклатурой дел не предусмотрено иное.

1.3. Локальные нормативные акты, утверждаемые органами самоуправления МОУ и вводимые в действие приказом руководителя в свою очередь делятся на три группы.

1.3.1. Локальные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения участников образовательного процесса:

  • положение о системе отметок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации;
  • положение о формах получения образования (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании и др.);
  • положение об аттестационной (экзаменационной) комиссии;
  • положение о конфликтной комиссии при проведении устных экзаменов;
  • положение о порядке экспертизы утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору;
  • положение о школьной предметной олимпиаде;
  • договор образовательного учреждения с родителями;
  • правила приема детей в образовательное учреждение;
  • правила внутреннего распорядка (п. 13 статьи 32 Закона РФ “Об образовании”);
  • правила поведения обучающихся;
  • положение о школьном дежурстве;
  • положение о смотрах, конкурсах, проводимых в МОУ.

1.3.2. Локальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов самоуправления, творческих общественных и ученических объединений:

  • положение о Совете МОУ;
  • положение о конференции (если она предусмотрена уставом);
  • положение об общем собрании;
  • положение о педагогическом Совете;
  • положение о попечительском Совете;
  • положение о методическом Совете;
  • положение о научном Совете;
  • положение об общешкольном родительском комитете;
  • положение о методическом объединении (о предметной кафедре);
  • положение об общешкольном родительском собрании;
  • положение о творческих коллективах;
  • положение о совете старшеклассников;
  • положение об объединениях обучающихся, имеющихся в образовательном учреждении (научное общество учащихся, детские общественные организации и другие предусмотренные уставом МОУ).

Как правило, эти локальные нормативные акты утверждаются органом самоуправления, предусмотренным в уставе (общее собрание, Совет МОУ, педагогический Совет, попечительский Совет и другие) в соответствии с компетенцией этого органа.

Срок хранения таких документов, как правило, до замены новыми (ДЗН) если не предусмотрено иное.

1.3.3. Локальные нормативные акты, регулирующие самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность МОУ:

  • положение о фонде внебюджетных средств (резервный фонд, фонд развития
  • образования);
  • положение о предпринимательской деятельности;
  • положение о дополнительных платных образовательных услугах;
  • положения о хозрасчетных структурных подразделениях;
  • договоры с родителями об оказании платных дополнительных
  • образовательных услуг;
  • трудовые договоры по платным дополнительным образовательным услугам;
  • сметы;
  • штатное расписание;
  • положение о доплатах, надбавках и премировании из фонда внебюджетных средств и другие.

Срок хранения таких документов рекомендуется 5 лет после замены новыми. Утверждается данная группа локальных нормативных актов, как правило, Советом МОУ, если уставом не предусмотрено иное.

Все локальные нормативные акты, утверждаемые органами самоуправления МОУ, должны вводится в действие приказом руководителя МОУ.

2. Порядок оформления локальных нормативных актов.

2.1. Локальный нормативный акт должен быть подписан на последней странице разработчиком с указанием должности и фамилии.

2.2. Гриф утверждения документа располагается в правом углу на титульном
листе. Сокращенное наименование учреждения допустимо при наличии на бланке или
на угловом штампе полного наименования учреждения.
Утверждение документа может быть 2-х видов:
I вариант: УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШN

Фамилия, имя, отчество руководителя м. п. _____________ подпись

“___”_____ дата

При этом варианте утверждения ниже слева следует реквизит наименования и регистрации документа в журнале учета внутренней документации. Например:

Положение

“__”______N____

г. Волгоград

О внутри школьном контроле

II вариант: Приложение

Утверждено приказом МОУ СОШN____

от ____N _____

В этом случае документ является приложением к приказу.

2.3. В документах, где требуется учет мнения профсоюзного комитета МОУ и в правом верхнем углу расположен гриф “УТВЕРЖДАЮ” в левом углу рекомендуется указать:

Утверждено с учетом

мнения профсоюзного комитета МОУ

протокол от ___ N ___ Председатель профкома

м.п. ________ (подпись)

Если документ утверждался приказом директора, то гриф “Утверждено с учетом мнения” проставляется в конце приказа, а в приложении рекомендуется указать:

Приложение Утверждено приказом МОУ

СОШN___

от_____N__

с учетом мнения профсоюзного комитета протокол ____ N ____

2.4. В документах, где требуется введение их в действие приказом руководителя
МОУ, в левом углу ставится гриф “Введено в действие”. Например:
Введено в действие УТВЕРЖДЕНО
приказом директора на совете МОУ
МОУСОШN___ СОШN___
от ____ N ___ протокол от __ N __
Директор МОУ Председатель совета
СОШN___ МОУСОШN_____
м.п.______(подпись) ________(подпись)
” “_____(дата) “___”____(дата)

3. Формирование дел.

Ведение и формирование делопроизводства в МОУ должно осуществляться в соответствии с инструкцией по делопроизводству и номенклатурой дел, разработанными в МОУ и утвержденными руководителем МОУ.

Весь блок локальных актов делится на подразделы и оформляется как отдельное делопроизводство. Целесообразно вести несколько папок, в соответствии с подразделением локальных нормативных актов, по указанным в пункте 2 настоящих рекомендаций признакам.

Например: наименование МОУ ____

Локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения

Начато:

Окончено:

Срок хранения: 5 лет после замены новыми

4. Правоустанавливающие документы МОУ.

Каждое образовательное учреждение является юридическим лицом и имеет правоустанавливающую документацию. К локальным нормативным актам МОУ относится и его устав .

Устав МОУ рекомендуется сгруппировать и хранить с другими правоустанавливающими документами, которые локальными нормативными актами не являются, но подтверждают правовой статус МОУ и имеют, как правило, постоянный срок хранения, как и устав, данную группу документов рекомендуется назвать “Уставные и другие правоустанавливающие документы МОУ”. В эту группу документов входят:

  • устав МОУ;
  • изменения и дополнения к уставу МОУ;
  • приказ об учреждении МОУ;
  • договор с учредителем;
  • приказы об утверждении изменений и дополнений к уставу МОУ;
  • приказы о реорганизации МОУ;
  • сопроводительные документы, связанные с регистрацией устава, изменений и дополнений к нему;
  • договор о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за МОУ;
  • акт приема-передачи государственного (муниципального) имущества, находящегося в пользовании МОУ на момент заключения вышеназванного договора;
  • инвентаризационная опись прилагаемая к вышеназванному акту приема-передачи;
  • акт приема-передачи имущества в оперативное управление МОУ (дополнительно к вышеназванным документам относительно вновь принимаемого на балансе МОУ имущества);
  • свидетельство о регистрации устава;
  • коды статистики;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • договор с ЦБ РОУО на бухгалтерское обслуживание;
  • документы на открытие р/счета в банковских и иных кредитных
  • учреждениях (при их наличии);
  • документы о передаче МОУ земельных участков на праве безвозмездного бессрочного пользования;
  • государственный акт на землю или свидетельство постановления администрации Волгограда об отводе земли и другие;
  • лицензия на образовательную деятельность с приложением;
  • лицензия на медицинскую деятельность (если МОУ осуществляет медицинскую деятельность);
  • лицензии на профессиональную подготовку и автодело (для МОУ МУК);
  • свидетельство об аккредитации;
  • договоры безвозмездного пользования (если помещения находятся в пользовании).

Для того, чтобы собрать в папку уставные документы кроме вложения устава и приказа учредителя о его утверждении следует принять меры к поиску изданных ранее правовых актов органов исполнительной власти о создании (об открытии) данного МОУ.

В отдельное делопроизводство следует вынести документы по подготовке МОУ к лицензированию и для прохождения аттестации. Срок хранения таких документов рекомендуется 5 лет после замены новыми.

Настоящие рекомендации устанавливают временный порядок работы с правовыми документами до выхода соответствующих указаний вышестоящих организаций.

Отдел по контролю за соблюдением условий лицензирования комитета по образованию администрации Волгограда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website