Настоящие рекомендации подготовлены с целью оказания помощи руководителям муниципальных образовательных учреждений в работе с локальными нормативными актами, в выработке умения грамотно пользоваться правовой терминологией, правильно систематизировать документацию при организаций делопроизводства.
1. Локальные нормативные акты.
Локальные нормативные акты можно сгруппировать следующим образом:
1) утверждаемые руководителем (организационно-распорядительная документация);
2) утверждаемые руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета (акты, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником);
3) утверждаемые органом самоуправления МОУ и вводимые в действие приказом руководителя.
1.1. Локальные нормативные акты, утверждаемые (подписываемые) руководителем включают в себя:
- положения о коллегиальных органах управления (об административном совете, о производственном совещании, о коллегии и др.);
- положения о структурных подразделениях (о столовой, о библиотеке, о медицинском кабинете и др.);
- штатное расписание;
- структура и штатная численность;
- номенклатура дел;
- инструкция по делопроизводству;
- должностные инструкции работников;
- приказы и распоряжения;
- другие документы, согласно номенклатуре дел.
Часть локальных нормативных актов рекомендуется утверждать руководителем после принятия их органами самоуправления:
- программа развития МОУ (принятие на совете МОУ);
- учебный план (принятие на педсовете МОУ);
- годовой календарный учебный график (по согласованию с ЮУО, принятие на совете);
- положение об учебном кабинете (принятие на педсовете МОУ);
- положение о школьном музее (принятие на педсовете или совете МОУ).
Гриф “Принято на педагогическом совете МОУ протокол от _____ N ______” можно проставлять в левом углу титульного листа или в конце документа.
Если номенклатурой дел не предусмотрено отдельное делопроизводство, то документ можно хранить в папке “Локальные нормативные документы. Организационно-распорядительная документация” со сроком хранения 5 лет (после замены новыми) если не предусмотрено иное (например, штатное расписание МОУ хранится в архиве 10 лет, в РОУО – постоянно).
1.2. Локальные нормативные акты, утверждаемые руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета (акты, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником). К этой группе документов относятся:
- коллективный договор;
- правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 Трудового кодекса РФ);
- соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по охране труда;
- положения о доплатах, надбавках и премировании;
- положение о комиссии по трудовым спорам;
- положение о порядке и условиям предоставления дополнительного отпуска за непрерывную преподавательскую работу;
- инструкции по охране труда и правилам работы на травмоопасных участках, рабочих местах, ученых кабинетах;
- другие локальные нормативные акты, предусмотренные трудовым законодательством.
Порядок заключения коллективного договора в МОУ регламентируется статьями 40-51 Трудового кодекса РФ.
Имеется практика приобщения к коллективному договору большей части перечисленных выше локальных нормативных актов, в качестве приложений, что представляется удобным, в том числе и для проведения руководителем вводного инструктажа при приеме работника на работу.
Как правило, локальные нормативные акты данной группы утверждаются руководителем с учетом мнения профсоюзного комитета если иное не предусмотрено коллективным договором. Порядок принятия таких решений руководителем и порядок учета мнения выборного профсоюзного органа предусмотрен в статьях 371 и 372 Трудового кодекса РФ.
Срок хранения этой группы документов рекомендуется устанавливать не менее 5 лет (на случаи возникновения имущественных споров) если номенклатурой дел не предусмотрено иное.
1.3. Локальные нормативные акты, утверждаемые органами самоуправления МОУ и вводимые в действие приказом руководителя в свою очередь делятся на три группы.
1.3.1. Локальные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, взаимоотношения участников образовательного процесса:
- положение о системе отметок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации;
- положение о формах получения образования (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании и др.);
- положение об аттестационной (экзаменационной) комиссии;
- положение о конфликтной комиссии при проведении устных экзаменов;
- положение о порядке экспертизы утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору;
- положение о школьной предметной олимпиаде;
- договор образовательного учреждения с родителями;
- правила приема детей в образовательное учреждение;
- правила внутреннего распорядка (п. 13 статьи 32 Закона РФ “Об образовании”);
- правила поведения обучающихся;
- положение о школьном дежурстве;
- положение о смотрах, конкурсах, проводимых в МОУ.
1.3.2. Локальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов самоуправления, творческих общественных и ученических объединений:
- положение о Совете МОУ;
- положение о конференции (если она предусмотрена уставом);
- положение об общем собрании;
- положение о педагогическом Совете;
- положение о попечительском Совете;
- положение о методическом Совете;
- положение о научном Совете;
- положение об общешкольном родительском комитете;
- положение о методическом объединении (о предметной кафедре);
- положение об общешкольном родительском собрании;
- положение о творческих коллективах;
- положение о совете старшеклассников;
- положение об объединениях обучающихся, имеющихся в образовательном учреждении (научное общество учащихся, детские общественные организации и другие предусмотренные уставом МОУ).
Как правило, эти локальные нормативные акты утверждаются органом самоуправления, предусмотренным в уставе (общее собрание, Совет МОУ, педагогический Совет, попечительский Совет и другие) в соответствии с компетенцией этого органа.
Срок хранения таких документов, как правило, до замены новыми (ДЗН) если не предусмотрено иное.
1.3.3. Локальные нормативные акты, регулирующие самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность МОУ:
- положение о фонде внебюджетных средств (резервный фонд, фонд развития
- образования);
- положение о предпринимательской деятельности;
- положение о дополнительных платных образовательных услугах;
- положения о хозрасчетных структурных подразделениях;
- договоры с родителями об оказании платных дополнительных
- образовательных услуг;
- трудовые договоры по платным дополнительным образовательным услугам;
- сметы;
- штатное расписание;
- положение о доплатах, надбавках и премировании из фонда внебюджетных средств и другие.
Срок хранения таких документов рекомендуется 5 лет после замены новыми. Утверждается данная группа локальных нормативных актов, как правило, Советом МОУ, если уставом не предусмотрено иное.
Все локальные нормативные акты, утверждаемые органами самоуправления МОУ, должны вводится в действие приказом руководителя МОУ.
2. Порядок оформления локальных нормативных актов.
2.1. Локальный нормативный акт должен быть подписан на последней странице разработчиком с указанием должности и фамилии.
2.2. Гриф утверждения документа располагается в правом углу на титульном
листе. Сокращенное наименование учреждения допустимо при наличии на бланке или
на угловом штампе полного наименования учреждения.
Утверждение документа может быть 2-х видов:
I вариант: УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШN
Фамилия, имя, отчество руководителя м. п. _____________ подпись
“___”_____ дата
При этом варианте утверждения ниже слева следует реквизит наименования и регистрации документа в журнале учета внутренней документации. Например:
Положение
“__”______N____
г. Волгоград
О внутри школьном контроле
II вариант: Приложение
Утверждено приказом МОУ СОШN____
от ____N _____
В этом случае документ является приложением к приказу.
2.3. В документах, где требуется учет мнения профсоюзного комитета МОУ и в правом верхнем углу расположен гриф “УТВЕРЖДАЮ” в левом углу рекомендуется указать:
Утверждено с учетом
мнения профсоюзного комитета МОУ
протокол от ___ N ___ Председатель профкома
м.п. ________ (подпись)
Если документ утверждался приказом директора, то гриф “Утверждено с учетом мнения” проставляется в конце приказа, а в приложении рекомендуется указать:
Приложение Утверждено приказом МОУ
СОШN___
от_____N__
с учетом мнения профсоюзного комитета протокол ____ N ____
2.4. В документах, где требуется введение их в действие приказом руководителя
МОУ, в левом углу ставится гриф “Введено в действие”. Например:
Введено в действие УТВЕРЖДЕНО
приказом директора на совете МОУ
МОУСОШN___ СОШN___
от ____ N ___ протокол от __ N __
Директор МОУ Председатель совета
СОШN___ МОУСОШN_____
м.п.______(подпись) ________(подпись)
” “_____(дата) “___”____(дата)
3. Формирование дел.
Ведение и формирование делопроизводства в МОУ должно осуществляться в соответствии с инструкцией по делопроизводству и номенклатурой дел, разработанными в МОУ и утвержденными руководителем МОУ.
Весь блок локальных актов делится на подразделы и оформляется как отдельное делопроизводство. Целесообразно вести несколько папок, в соответствии с подразделением локальных нормативных актов, по указанным в пункте 2 настоящих рекомендаций признакам.
Например: наименование МОУ ____
Локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения
Начато:
Окончено:
Срок хранения: 5 лет после замены новыми
4. Правоустанавливающие документы МОУ.
Каждое образовательное учреждение является юридическим лицом и имеет правоустанавливающую документацию. К локальным нормативным актам МОУ относится и его устав .
Устав МОУ рекомендуется сгруппировать и хранить с другими правоустанавливающими документами, которые локальными нормативными актами не являются, но подтверждают правовой статус МОУ и имеют, как правило, постоянный срок хранения, как и устав, данную группу документов рекомендуется назвать “Уставные и другие правоустанавливающие документы МОУ”. В эту группу документов входят:
- устав МОУ;
- изменения и дополнения к уставу МОУ;
- приказ об учреждении МОУ;
- договор с учредителем;
- приказы об утверждении изменений и дополнений к уставу МОУ;
- приказы о реорганизации МОУ;
- сопроводительные документы, связанные с регистрацией устава, изменений и дополнений к нему;
- договор о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за МОУ;
- акт приема-передачи государственного (муниципального) имущества, находящегося в пользовании МОУ на момент заключения вышеназванного договора;
- инвентаризационная опись прилагаемая к вышеназванному акту приема-передачи;
- акт приема-передачи имущества в оперативное управление МОУ (дополнительно к вышеназванным документам относительно вновь принимаемого на балансе МОУ имущества);
- свидетельство о регистрации устава;
- коды статистики;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- договор с ЦБ РОУО на бухгалтерское обслуживание;
- документы на открытие р/счета в банковских и иных кредитных
- учреждениях (при их наличии);
- документы о передаче МОУ земельных участков на праве безвозмездного бессрочного пользования;
- государственный акт на землю или свидетельство постановления администрации Волгограда об отводе земли и другие;
- лицензия на образовательную деятельность с приложением;
- лицензия на медицинскую деятельность (если МОУ осуществляет медицинскую деятельность);
- лицензии на профессиональную подготовку и автодело (для МОУ МУК);
- свидетельство об аккредитации;
- договоры безвозмездного пользования (если помещения находятся в пользовании).
Для того, чтобы собрать в папку уставные документы кроме вложения устава и приказа учредителя о его утверждении следует принять меры к поиску изданных ранее правовых актов органов исполнительной власти о создании (об открытии) данного МОУ.
В отдельное делопроизводство следует вынести документы по подготовке МОУ к лицензированию и для прохождения аттестации. Срок хранения таких документов рекомендуется 5 лет после замены новыми.
Настоящие рекомендации устанавливают временный порядок работы с правовыми документами до выхода соответствующих указаний вышестоящих организаций.
Отдел по контролю за соблюдением условий лицензирования комитета по образованию администрации Волгограда