Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация работников детского учреждения и семей воспитанников.
Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка с взрослыми и найти пути решения – эти вопросы в центре внимания научных сотрудников и педагогов – практиков.
В базисной программе развития дошкольников «Истоки» в разделе «Сотрудничество педагога с семьей» выделены две задачи:
Первая задача. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов; эмоциональной взаимоподдержкой и взаимопроникновением в проблемы друг друга.
Вторая задача. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В противовес информированию родителей о жизни их сыновей и дочерей в детском саду, рефлексивная модель обучения педагога с семьей ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией. В понятие «педагогическая рефлексия» включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов.
А также выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации. Многие исследования показывают: по мере осмысления своих взаимоотношений с ребенком у родителей происходит позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают позитивные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия детей.
Как показывают экспериментальные данные, очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.
Первый метод – обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях.
Второй метод – решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагается проблемная ситуация: Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват.
Как вы поступите и почему именно так. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка.
Третий метод – ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается такое задание: проиграйте, как вы будете устанавливать контакт плачущим ребенком.
Четвертый метод – тренинговые игровые упражнения и задания. Так родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают наиболее удачные. Вместо «Почему ты не убрал свои игрушки?» – «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина». Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Как ты можешь поступать так со мной» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе – это значит….». Родители должны закончить предложение.
Пятый метод – анализ родителями поведения ребенка помогает понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Шестой метод – обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вас в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем». Побуждение родителей к обмену опытом активирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Седьмой метод – игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности.
Рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Таким образом, позиция родителей как воспитателей становится более гибкой. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Список используемой литературы
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Журнал Дошкольное воспитание №9, 2002.
- Матвеева Л., Выбойшик Н., Практическая психология для родителей, или Что я могу знать о своем ребенке. – М, 1997.