Конспект НОД для подготовительной группы
Подготовила: Рославлева Диана Анатольевна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241, Кемерово.
Программное содержание: формировать представления о микроорганизмах; дать понять, что микроорганизмы – это все организмы микроскопических размеров; показать , что микроорганизмы бывают полезными и болезнетворными.
Оборудование: игрушка «микроб Петька», микроскоп, маленькие игрушки – микробы, фото микробов для украшения, лупы, пластилин, вода, пипетки, предметные стекла, готовые микропрепараты.
Ход:
Педагог заходит с детьми, на столе стоит игрушка «микроб Петька».
– Ребята, это микроб Петька. Хотите, я расскажу вам про него историю?
В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А еще у Петьки были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тети, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сестры…Целая куча родственников. И все тоже микробы. Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона. А Петька и вовсе был маленький, потому что еще не вырос.
– Ребята, а кто такие микробы? (ответы)
– Микробы – это общее название всех маленьких организмов, которых мы не видим невооруженным глазом. Они микроскопических размеров, т. е. маленьких, поэтому их называют микроорганизмы или просто микробы. А что вы знаете о микробах? (ответы)
– Оказывается не все микробы вредные, есть и полезные. Например, микробы, которые делают кефир и йогурт, или те, которые разлагают опавшие осенью листья. А как можно увидеть микробов? (ответы)
– Давайте попробуем рассмотреть микробов на руках с помощью лупы. Расскажите, как пользоваться лупой? (держать за ручку, не трогать увеличительное стекло)
Смотрят через лупу «микробов» на руках: не видят.
– Что же делать? Как их рассмотреть? Оказывается для того, чтобы увидеть организмы очень маленьких размеров, давным-давно один ученый (его звали Антони Ван Левенгук) изобрел микроскоп. И у нас сегодня он стоит на столе. Давайте его изучим (подходят к столу, на котором стоит микроскоп).
Рассказ педагога об устройстве микроскопа.
– Ребята, а вы хотите увидеть друзей Петьки? Тогда давайте заглянем в каплю воды.
Рассматривают каплю воды в микроскоп: капают из пипетки каплю воды на предметное стекло и рассматривают ее под микроскопом.
– Как вы думаете, микробы живые? У них есть голова, руки, ноги, нос? (ответы). Да, они живые, потому что дышат, растут, двигаются, питаются.
– А откуда берутся микробы? Как они появляются? Они размножаются. Как это происходит? Что это такое?
Возьмите пластилин, отщипните от него кусочек, от этого кусочка отщипните еще небольшой и т.д. Был один кусок –«микроб», а стало много «микробов». Вот так и в природе размножаются микробы: микробов очень много. Хорошо это или плохо? (ответы). Если речь идет о полезных микробах – хорошо, а если о вредных, болезнетворных – плохо.
– У Петьки есть друг Ангинка, он живет в мороженом. Это болезнетворный микроб. Из-за него люди болеют. А как избавиться от «плохих» микробов? Может их просто раздавить? (ответы).
Физминутка: дети пускают мыльные пузыри, таким образом «убивая» вредных микробов мылом.
– А хотите посмотреть на других жителей маленького мира?
Подходят к столу, на котором стоит микроскоп. Рассматривают разные микропрепараты, обсуждают.
– Ребята, давайте зафиксируем в наших экологических альбомах микробов – то, чему было посвящено наше занятие. Не забывайте , что микроб – это любой организм микроскопических размеров. Садятся за столы и рисуют «микробов».
– О чем мы сегодня говорили? О микробах.
– Все ли микробы вредные? Нет: есть и полезные.
Получают наклейки.
Литература:
- Остер Г. Б. Петька – микроб. [Текст].-АКПРЕСС, 2008г.- 64с.