Игра по ТРИЗ технологии в средней группе.
Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природный и рукотворный мир.
Материал. Коробочка, в которой лежат карточки с изображение природы и разных предметов; “модель мира”, которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка! Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес вот такую чудесную коробочку. Давайте посмотрим что в этой коробочке? Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую! (дети выбирают) Ребята что же изображено на картинках?
Дети. Разные предметы.
Воспитатель. Незнайка спрашивает: «Как называются эти предметы? Кто его сделал?
Ребята, мы с вами заем, что предметы вокруг них бывают разные. Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (природный мир).
Природный мир также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. Поможем Незнайке распределить эти картинки на две группы: природный мир и рукотворный мир.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Шуба). Какому миру она относятся?
Ребенок. К рукотворному. Шубу сшили люди на фабрике.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Грибы). Какому миру они относится?
Ребенок. К природному миру, потому что само растет.
Воспитатель. Правильно. Как ты думаешь грибы – это живая или неживая природа?
Ребенок. Живая природа, потому что грибы растут, размножаются.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Радуга). Какому миру она относится?
Ребенок. К природному миру, потому что радуга появились без помощи человека, ее создала природа.
Воспитатель. Правильно. Радуга – это живая или неживая природа?
Ребенок. Радуга не дышит, не питается, не растет. Значит, радуга относится к неживой природе.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Дом). Какому миру относится дом?
Ребенок. К рукотворному. Дом построили люди, чтобы жить в нем.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Белка). Какому миру она относится?
Ребенок. К природному миру, потому что она появились без помощи человека, ее создала природа.
Воспитатель. Белка относится к живой или неживой природе?
Ребенок. К живой природе, потому что белка питается, растет, дает потомство.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Камни). Какому миру относятся камни?
Ребенок. К природному миру. Камень не дышит, не питается, не растет, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Игрушки). Какому миру они относятся?
Ребенок. К рукотворному. Игрушки сделали люди.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Рыбы). Какому миру относятся рыбы?
Ребенок. К живой природе, потому что рыбы питаются, растут, дают потомство.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Ветер). Какому миру относится ветер?
Ребенок. К природному миру. Ветер не дышит, не питается, не растет. Значит, он относится к неживой природе.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Троллейбус). Какому миру относятся троллейбус?
Ребенок. К рукотворному миру, потому троллейбус сделали люди.
Воспитатель. Что изображено у тебя на картинке? (Ягоды). Какому миру относятся ягоды?
Ребенок. К природному миру, потому что ягоды растут сами.
Воспитатель. Ягоды относятся к живой или неживой природе?
Ребенок. К живой природе, потому что ягоды растут, созревают.
Воспитатель. Ребята, вы все молодцы, что помогли Незнайке узнать, что предметы вокруг них бывают разные. Предметы сделаны руками человека – это рукотворный мир, а предметы созданы природой – это природный мир. Незнайке было очень интересно, он вас благодарит и дарит вам на прощание вот такие раскраски.
Итог игры:
-Кто приходил в гости?
-Что хотел узнать Незнайка?
-Какие же предметы относятся к природному миру?
-Какие же предметы относятся к рукотворному миру?
Литература: Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014.
Автор: Васильева Ольга Алексеевна, воспитатель I кв. категори
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Ручеек»
города Чебоксары Чувашской Республики