Музыка в повседневной жизни детей

Автор: Матвеева Надежда Викторовна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N38», Московская область, г. Сергиев Посад.

Музыка – могучее средство всестороннего развития ребенка, формирования ее духовного мира. Она расширяет ее кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру. Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетичный вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, всесторонне влияет на ее развитие.

Ввести ребенка в волшебный мир музыки, развивая ее музыкальные и творческие способности призванные музыкальные руководители дошкольных заведений. Но важно не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни создавать условия для развития музыкальных наклонов, интересов, способностей детей. В играх, на прогулках, во время самостоятельной художественной деятельности дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грамзапись музыкальных произведений для дошкольников, подбирать самые простые мелодии на на детских музыкальных инструментах.

Музыкальную деятельность детей в быту отличает самостоятельность, инициативность, стремление сделать что-то свое.

Следовательно, у дошкольников в первую очередь нужно воспитывать самостоятельность и инициативу в использовании знакомых песен, танцев в разных условиях (в играх, на прогулках, в самостоятельной художественной деятельности но др.), в музыкально-дидактических играх развивать мелодичный слух, чувство ритма, музыкально-сенсорные способности, расширять круг музыкальных впечатлений слушанием музыкальных произведений у грамзаписи и способствовать потому, чтобы дети воспроизводили их в сюжетно-ролевых играх.

Применять музыку в сюжетно-ролевых играх можно по-разному; как иллюстрацию к действиям матери, дети поют колыбельную, празднуя День рождения, танцуют, поют) или для воссоздания в них впечатлений, полученных от музыкальных занятий, праздничных утр, вечерних, развлечений. Для успешного развития таких игр дети должны знать много песен, хороводов на бытовую тематику, о разных профессиях, транспорте, народные песни и тому подобное. Такие произведения есть в программном музыкальном репертуаре (песни: “Паровоз”, “Цыплята”, музыка А. Филипенко “Самолеты”, музыка Кишка “Идем мы улицами”, музыка Тиличеевой “Баю-баю”, музыка Красеева; игры: “Летчики”, музыка Нечаева “Поезд”, музыка Метлова “Помощники”, музыка Шутенко “Веселый музыкант”, музыка Филипенко, хоровод “Огородная хороводная”, музыка Можжевеловой но др.).

Воспитатель должен поощрять творческие проявления детей, напоминать о возможности использование в игре знакомые песни, помочь им в музыкальном выполнении.

Проведение в повседневной жизни музыкально дидактичных игр, которые разучиваются детьми на музыкальных занятиях, содействует музыкальному развитию, дает возможность детям вправлять в различении музыкальных звуков за тембром, высотой, ритмом, динамикой, за их направлением и характером. Например, учит детей различать звучание разных инструментов за тембром (играть какую-то мелодию на пианино, отстукивать ритмичный рисунок песни на бубне, на барабане, а деть узнают, на каком инструменте он играл). Различать звуки за высотой (поет несложную мелодию, а деть повторяют, предлагать различать за высотой звучание двух бубнил, двух погремушках или треугольников, которые воспроизводят разные за высотой звуки). Детей старшего дошкольного возраста в игровой форме учит различать направление звучания мелодии (вверх или вниз); поднимать куклу на движение мелодии вверх и опускать, если мелодия идет вниз. Развивает у них чувство ритма, предлагая им за ритмичным рисунком, отстучавшим на барабане, узнать знакомую песенку или повторить ее. В играх типу Горячо “холодно”, когда звучание погремушки или бубена ослабляется или усиливается в зависимости от отдаления или приближения ребенка к спрятанной игрушке, дошкольники учатся различать звуки за динамикой. Для проведения музыкально дидактичных игр нужно иметь магнитофон с записью музыкальных произведений для дошкольников, детские музыкальные инструменты. Музыку можно использовать при рассказывании детям сказок, особенно тех, за сюжетом которых написаны детские оперы или составлены инсценировки с музыкальным сопровождением, предложить им послушать у записи песни отдельных персонажей (например “Песню козы” из оперы Коваля “Волк и семеро козлят” но др.).

Музыка может иметь место и во время проведения бесед. Например, рассказывая детям о празднике Осени, можно предлагать запеть песни “Красивая осень” Попатенко, о зиме – запеть песни “Зима” Шутенко, “Зимний лес”, музыка Чичкова, но др.).

Песни, музыку, могут привлекать и во время рассматривания иллюстраций и бесед за ними. Да, рассматривая иллюстрации с изображением зимних развлечений, деть могут запеть песни: “Голубые сани”, музыка Иорданского, но др., во время бесед за иллюстрацией, на которой изображены дети, что идут в лес по грибы, пропеть песни “На мосточке”, музыка Филипенко, “Мы ходили по грибы”, музыка Верещагина. Народные песни-прибаутки, которые широко используются на музыкальных занятиях для распевки (“Сорока-ворона” “Бим-бом”, обработка Степного).

Песни, музыкальные игры, хороводы, должны иметь место и при ознакомлении дошкольников с природой – во время наблюдений (песни “Осень” Красева, “Елка”, музыка Филипенко), прогулок, экскурсий.

Песни можно исполнить и во время изображающей деятельности дошкольников. Например, вылепляли дети калачи и запели песню Филипенко “Калачи”, сделали аппликацию “Цыплята” – запели песню “Цыплята” Филипенко, нарисовали самолет и исполнили песню И. Кишка “Самолеты”.

Музыка является также постоянным спутником утренней гимнастики. Маршевая песня организует начальную ходьбу, способствует выработке четкости, ритмичности движений. Музыкальное сопровождение гимнастических упражнений не должно снижать темп движений или допускать большие паузы между упражнениями. Музыка сопровождает и заключительную ходьбу. Музыкальный руководитель сопровождает утреннюю гимнастику в 2 – 3-х группах ежедневно, то есть почти через день в каждой группе.

В программе детского садика во второй половине дня отведено 25 – 35 мин. Для самостоятельной художественной деятельности детей (изображающей, литературной деятельности детей, музыкальной, театрализующей). Дошкольники по собственной инициативе рисуют, лепят, играют на детских музыкальных инструментах, драматизируют сказки, песни, слушают музыку у записи, но др. Для организации самостоятельной музыкальной деятельности каждая группа детского садика должно иметь определенное оборудование; проигрыватель и набор пластинок, разнообразные детские музыкальные инструменты.

Желательно иметь в группе и альбом “Наши песни” с картинками по содержанию знакомых детям песен. Одним из важных условий формирования самостоятельной певчей деятельности есть пение без музыкального сопровождения.

Интерес детей к танцевальным движениям часто возникает после предложения воспитателя в движении, которого они изучали на музыкальном занятии.

Возникновению самостоятельной музыкально игровой деятельности дошкольников будет воспринимать использование магнитофона с записью музыкального сопровождения к любимым музыкальным играм.

Напоминая детям о том, что можно запеть, потанцевать, поиграть на музыкальных инструментах, организовать игру в театр, но др. Внося в группу новые атрибуты, пособия, воспитатель способствует лучший организации самостоятельной художественной деятельности и развитию творческих способностей детей.

Оживление и радость вносят в жизнь дошкольников вечера развлечений. Они дают им также возможность активнее, творчески обнаруживать себя в музыкальной деятельности, способствуют закреплению добытых на музыкальных занятиях знаний и умений, воспитывают у них изобретательность, ловкость, инициативу, жизнерадостность.

Виды вечеров развлечений разнообразнее всего: кукольный, теневой, настольный театр, игры драматизации, вечера игр-аттракционов, загадок, празднования дня рождения детей, тематические вечера-концерты (“времена года”, “Наш любимый композитор и др.

Музыка – неотъемлемая часть вечеров развлечений. В кукольном, теневом, настольном театрах, в играх-драматизациях она помогает создавать настроение, раскрывает и подчеркивает характер действующих лиц, способствует ритмичности их движений, эмоциональному выполнению роли.

На музыкальных вечерах, тематических концертах и концертах художественной самодеятельности, вечерах музыкальных загадок, в драматизациях песен музыка играет ведущую роль. Она пробуждает эмоции детей, направляет их действия, помогает почувствовать и передать средстве музыкальной виртуозности, развивает музыкальные способности дошкольников.

Вечера развлечений проводят во второй половине дня один раз в неделю для каждой возрастной группы (иногда можно объединить две группы вместе). Музыкальные вечера нужно проводить один раз на две недели. До вечеров развлечений музыкальный руководитель и воспитатель готовятся предварительно. Воспитатель разучивает с детьми роли, а музыкальный руководитель изучает с ними песни, танцы, музыкальные игры, подбирает музыку. Только благодаря совместным усилиям воспитателей и музыкальных руководителей их тесному контакту песни, игры, танцы выйдут в повседневная жизнь детского садика, будут способствовать всестороннему и гармоничному развитию дошкольников.

Волшебным языком звуков она рассказывает о Родине, ее красоте, о родной природе, воспитывает у них любовь к музыке, развивает их музыкальные способности. Музыкальные занятия для детей также настоящий праздник, потому что музыкальный руководитель всегда серьезно готовится к ним, каждый раз старается, находит новые приемы, чтобы захватить детей, учит их осознано понимать прекрасное, подводит их к усвоению средств воплощения, самых простых музыкальных образов, раскрывает выразительность музыкального искусства.

Воспитанники нашего садика любят и понимают музыку, поют выразительно, эмоционально и согласованно, ритмично танцуют, обнаруживают творческое отношение к музыке. Для развития творческой активности я на музыкальных занятиях даю детям специальные творческие задания в разных видах музыкальной деятельности (имитации движений, характерных для персонажей музыкальных игр, напевании разных интонаций, певчем интонировании прибауток, выстукивании разнообразных ритмов, на бубне; металлофоне, но др.). Эту работу продолжают воспитатели, руководя творческими проявлениями детей в повседневной жизни.

Во время игр и самостоятельной художественной деятельности деть нашего садику поют любимые песни, слушают музыку у записи, играют в м/д и сюжетно-ролевые игры на музыкальную тематику, танцуют, водят хороводы, играют на разных детских музыкальных инструментах.

Вечера развлечений всегда интересны и эмоциональны. Выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное, приподнятое настроение, способствуют их эстетичному развитию.

Настойчиво, последовательная и творческая работа музыкального руководителя и всего педагогического коллектива дошкольного заведения из музыкального воспитания дошкольников, использования технических средств, наличие у детей, в группах разнообразного оборудования для организации музыкальной деятельности способствовали потому, что песни, музыка крепко вошли в быт детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website