Сценарий литературной викторины в средней группе
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
- Развивать память, мышление, наблюдательность.
- Вызвать интерес к любимым героям сказок.
- Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Материалы:
Книги с русскими народными сказками, фигурки настольного театра «Репка», сундучок.
Предварительная работа:
Чтение детям русских народных сказок. Обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов с иллюстрациями к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам, инсценировка сказок, настольный театр.
Ход работы:
Воспитатель:
Мы все за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вспомнить наши любимые русские народные сказки. Скажите мне, почему сказки называются русскими народными?
Дети: Потому что их придумал народ.
Воспитатель: Совершенно верно. Люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Сказки русский народ любил всегда. Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведём викторину, посмотрим кто у нас хорошо знает русские народные сказки. А поможет нам в этом волшебный сундучок . Садитесь поудобнее мы начинаем.
Итак, открываем наш сундучок, а вот и первое задание:
Задание 1.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы мне скажите её название.
– Идут они дальше и видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.
– Я хочу пить, – говорит Иванушка.
– Не пей, братец, а то будешь телёночком, – говорит Алёнушка. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
– Позвала бабка внучку. Прибежала внучка. (“Репка”)
– Я, мышка-норушка! А ты кто?
– А я лягушка-квакушка.
– Иди ко мне жить! (“Теремок”)
– Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! (“Гуси лебеди”)
– «Делать нечего, Емеля взял вёдра и пошел на реку за водой. Подошёл он к проруби, зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро…» (“По щучьему веленью”)
Воспитатель: Молодцы. Справились с первым задание. Снова открываем наш сундучок. Посмотрите, ребята, здесь нас ждет уже второе задание.
Задание 2.
В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич). Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:
Петушок (золотой гребешок)
Зайчишка… (трусишка)
Мишка (косолапый)
Зайка (побегай-ка)
Волчок… (серый бочок)
Мышка (норушка)
Лягушка (квакушка)
Лисичка (сестричка)
Баба-Яга (костяная нога)
Гуси (лебеди)
Сестрица (Алёнушка)
Братец (Иванушка)
Воспитатель: Молодцы. И с этим заданием справились. А сейчас ребята, давайте отдохнем.
Физминутка
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень (руки вверх)
Сели звери под плетень (присесть)
Похвалялися весь день (встать)
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса». (руки под подбородком – наклон головы с поворотом вправо, влево)
Похвалялся зайка: – «Пойди, догоняй-ка!» (руки перед грудью, как лапки, прыжки)
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» (поглаживание плеч и рук)
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь» (руки вперед и в стороны).
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень (руки вверх)
Сели звери под плетень (присесть)
Похвалялися весь день (встать).
Воспитатель: Продолжаем дальше. Посмотрите ребята, наш сундучок приоткрыт и там кто-то спрятался. Посмотрим кто же это? (Из сундучка выглядывает мышка). Да это мышка и у неё следующее задание для нас. Это загадки.
Задание 3.
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу, мне так часто снится
Миска с тёплым молоком. (Кошка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки.
Гладит желтенький бочок,
И на помощь всех зовёт. (Дед)
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков –
Дом хранить от чужаков. (Собака)
Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
Дедка, бабка, внучка, Жучка –
Не смогли! – большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли –
Сразу вытянуть смогли! (Репка)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете с какой сказки все эти герои?
Дети: “Репка”
Инсценировка русской народной сказки «Репка» (настольный театр)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша викторина. Вам понравилось? (ответы детей)
Награждение победителей викторины.
Список использованной литературы
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет, Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 224с.
- Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие. – М., центр педагогического образования, 2008г. – 176с.
Автор: Москвичева Татьяна Владимировна, воспитатель I квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22» г. Подольск Московской области.