Автор: Боровикова Марина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 18 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Как нет человека без самолюбия, так и
Нет человека без любви к отечеству, и
Эта любовь дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека…
К.Д. Ушинский
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
В настоящее время, при постоянных изменениях в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Формирование гражданского мировоззрения проходит ряд этапов — от начального представления до глубокого, теоретически осмысленного осознания своего места в мире, в жизни страны.
Дошкольные годы, когда закладываются основы добрых чувств — любви к людям, к труду, к родной природе, к Родине. Способность любить, сопереживать, откликаться на состояние других людей, стремление к прекрасному — вот самый глубинный источник формирования чувств.
Уже в дошкольные годы формируются у детей и основы мировоззрения, символах нашего государства, о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) т.е положительного отношения к людям, к ценным явлениям окружающей действительности и формированию активной позиции нетерпимости ко всему плохому — к лжи, лени, эгоизму, безответственности, недисциплинированности и т.д.
Систему занятий нужно организовать так, что бы на примере высоких человеческих качеств легко усваивалось патриотическое воспитание дошкольников. Занятия должны строиться в доступной и интересной для детей форме. Для этого необходимо использовать: развивающие игры; этюды; упражнения; рассматривание рисунков и фотографий; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; чтение художественных произведений; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини — конкурсы, игры — соревнования и т.д.
При проведении работы по патриотическому воспитанию детей необходимо помнить следующее:
— по ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
— в процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, педагог часто рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает данное здание.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника — сложный процесс. В основе его лежит чувство к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д.
Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:
- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Работы по патриотическому воспитанию также позволяет решать ряд смежных задач.
- Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действие отношения к окружающему миру Организация проявляется в игре, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
- Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
- Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей, основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать не только в детском саду, но и дома, приобщая к этому семью ребенка. Причем эта работа должна вестись систематически. Труд дошкольников невелик и несложен, но необходим для формирования его личности. Необходимо приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру.
- Формирование бережного отношения к природе. Важно сочетать формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (субботники, озеленение).
Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
- Расширять представления детей об истории улиц родного города.
- Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
- Расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
Работы по патриотическому воспитанию также позволяет решать ряд смежных задач
Методы работы.
- Целевые прогулки и экскурсии (музеи, к памятникам)
- Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада
- Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением
- Беседы о родном городе, улице, детском саде
- Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей
- Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)
- Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.)
- Обогащение и стимулирование детского творчества
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Патриотическое воспитание дошкольников это та объединяющая сила, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.