Опыт экологического воспитания детей с использованием ИКТ технологий

Применение ИКТ в занятиях с детьмиАвтор: Кутявина Екатерина Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N48 “Золотой ключик”, Удмуртская Республика г. Глазов.

Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической культуры.

В процессе экологического образования дошкольников мы  используем разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому воспитанию в детском саду мы привлекаем неисчерпаемый потенциал компьютерных прикладных программ и медиа презентации.

В методическом пособии Ю. Солоницина представлены технологии организации работы с детьми дошкольного возраста с использованием медиа презентаций.

В педагогических трудах Л.В.Купцова и Т.А.Прищепа «Информационные технологии в работе с дошкольниками и младшими школьниками», особое внимание авторы уделяют содержанию обучения, тематическому и поурочному планированию и дидактическому оснащению в педагогическом процессе.

Изучение специальной литературы убедило нас в том, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.

В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности и игровая мотивация постепенно смещается на учебную. Использование обучающих мультимедийных игр позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление экологических игр с использованием мультимедиа технологий имеет для ребёнка особую привлекательность и значительно повышает познавательный интерес, облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Для развития творческого воображения и закрепление полученных знаний на занятиях применяется дидактический материал, разработанный нами виде «Экологического панно». Тематика экологического панно меняется зависимости от тем занятий и времени года.

Накопленный опыт мы рассматриваем как реализация принципов экологического воспитания через систему воспитательно-образовательных задач по программе Васильевой «Воспитания и обучение в детском саду».

В процессе формирования экологической культуры дошкольников решались следующие задачи:

  • сформировать представления о домашних и диких животных, птицах их месте обитания, пищи, их детёнышей;
  • сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы – их название, строение, месте произрастания);
  • сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень зима);
  • учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами; прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой;
  • учить бережно относиться к растениям и животным.

Например: тема занятий «Комнатные растения». Дети закрепляют полученные знания по теме деревья и сравнивают корни цветка с корнями растения, зарисовывают, проигрывают игровой момент «Найди лишнее».

По результатам проделанной работы нами проведено диагностирование детей (21) и анкетирование родителей (38) по «Экологическому воспитанию в детском саду», которое показало, что у 49% детей сформированы высокие знания по экологическому воспитанию 51% средние. Анкетные данные родителей показало, что родители заинтересованы в экологическом воспитании детей, часть родителей отметили, что дети становятся добрее, наблюдательней, у них появилось желание трудиться. Проведенный мониторинг посещения родительских собраний и консультаций показал 83% родителей посещают регулярно, 16% время от времени, 1% нет возможности посещать консультации.

Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения, а также заинтересовать родителей  в участие в проектной деятельности по экологическому воспитанию с использованием ИКТ.

Список литературы

  • Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния эколо­гического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образователь­ным учреждением.–2002.– N 5.–C.82–86.–(Методическая работа).
  • Афимьина В.С. Маленькие экологи: Занятия: Вторая младшая группа//Ребенок в детском саду.–2009.– N 6.–С.53–59.
  • Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Совре­менное дошкольное образование.– 2008.– N 5.–С.47–52.
  • Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., N 5
  • Солоницын Ю. Презентация на компьютере. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
  •  Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website