«Организация педагогом практической направленности предметов учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями»

«Организация педагогом практической направленности предметов учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями»

В Федеральном законе об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, труду, семейной жизни. Исходя из этого, коррекционной программой  предусмотрена практическая направленность обучения, которая предполагает тесную связь предметов обучения с жизнью.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от жизненной  компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.

«Жизненная компетенция» – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Это индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Требуется  специальная работа по введению ребенка в сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Очень важно приспосабливая ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личные качества, заниматься физическим развитием детей с умственной отсталостью. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками.

Навык-это действие, сформированное путем частого повторения и доведенное до автоматизма , без заметного участия сознания.  В основе большинства навыков лежит развернутое осознанное действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочение условно-рефлекторных связей.  Образование нервных путей и их закрепление в результате постоянных действий приводит к точечной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах.

В связи с кардинальным изменением контингента детей в центрах содействия семейному воспитанию, это в основном дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, давайте ещё раз обратимся к определению умственной отсталости. Теперь его нам его нужно понимать более глубже.

«Умственная отсталость» (олигофрения)  – это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого).

В результате органического поражения мозга у умственно отсталых детей прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков.

Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта

Во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условно- рефлекторных связей. При формировании условно-рефлекторных связей у детей с умственной отсталостью требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых детей формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы.

Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыков.

Каждый наш воспитанник должен получить опыт переживания собственной полноценности и социальной полезности после выхода из центра,мог уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.  Поэтому целью занятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, является формирование через практическую деятельность того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему в той или иной степени, быть независимым от помощи окружающих. У  детей, как правило, навыки самообслуживания находятся на низком уровне, возникают трудности при одевании, шнуровке, застегивании пуговиц, молнии, уходу за своим внешним видом, возникают трудности приспосабливаться к самостоятельной практической жизни.

Развитие навыков самообслуживания -это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Самообслуживание-это самостоятельное выполнение необходимых повседневных физических обязанностей по отношению к самому себе.

Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками необходимыми в самостоятельной жизни. Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияют на самооценку ребенка, является важным шагом к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно отсталых детей.

Исследователи считают, что формирование навыков самообслуживания у умственно отсталых детей прививается в условиях специального обучения. Это связано с особенностями их  развития.

Особенности развития детей с умственной отсталостью

  1. Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения.
  2. Неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), недостаточная дифференцированность восприятия и представлений.
  3. Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.

Исходя из этих особенностей мы выделяем основные направления коррекционно – воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по ФНС у детей с ОВЗ.

  1. Формирование навыков приема пищи.
  2. Формирование гигиенических навыков.
  3. Формирование навыков опрятности.
  4. Формирование навыков одевания и раздевания.

Занятия по формированию навыков самообслуживания включают следующие этапы:

  • создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
  • действия с игрушками и предметами;
  • демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментарий каждого действия) ;
  • совместные действия воспитателя с ребенком;
  • действие ребенка по подражанию действиям взрослого;
  • самостоятельные действия ребенка.

Необходимым условием в формировании навыков самообслуживания является определение зоны ближайшего развития ребенка и актуального развития. Где педагог будет оказывать помощь ребенку, в зависимости от этапа на котором находится ребенок.

Так при формировании навыков самообслуживания используются следующие уровни помощи:

  • совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
  • частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
  • педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
  • ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
  • ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на  стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
  • ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Недоразвитие моторики у таких детей, проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы, что затрудняет детям с ограниченными возможностями быстро овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Поэтому так велика важность занятий ППД, ГМН и ФЭМП  для таких детей.

Основной целью занятий по ППД, ГМН и ФЭМП является формирование у детей с ограниченными возможностями, умений видеть в быту постоянно возникающие ситуации, применять знания, умения и навыки ,полученные на занятиях на практике, формировать представления, имеющие  предметно – практическую направленность. Поэтому, задача воспитателя показать, что знания, полученные по какому либо предмету, обогащают, дополняют знания ,которые необходимы таким детям в самообслуживании и в целом в дальнейшей жизни.

Список литературы

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. .Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., Просвещение, 2003.
  2. Бгажникова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.,Просвещение, 1987.

Государственное  казенное учреждение
Центр семейного воспитания «Южное Бутово»
Статья «Организация педагогом практической направленности
предметов учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями»
Подготовила воспитатель
Терешкина С.В.
Москва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website