В настоящее время проблема гендерного воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В проекте Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Гендерная стратегия России» намечены основные направления гендерной политики, одно из которых требует «соответствующей коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях» (2003 год) [2]. В инструктивно-методическом письме департамента образования по науке и молодежной политике Белгородской области «Актуальные направления развития дошкольного образования в Белгородской области. 2009-2010 учебный год» [3] определены целевые ориентиры на учет гендерного аспекта при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях области.
В современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации дошкольников. Полоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.
Учет гендерного аспекта при организации детской деятельности в детском саду приобретает доминирующее значение потому, что участниками образовательного процесса являются мальчики и девочки – два противоположных пола, которые думают, играют, слушают и слышат по–разному, а, следовательно, для гармоничного развития каждого ребенка необходимо создавать соответствующие полу условия.
Поэтому в нашем ДОУ мы, педагоги, стараемся создать в детском саду предметно – развивающие, психологические и педагогические условия для формирования личности ребенка в соответствии с его половой принадлежностью.
В основу деятельности педагогического коллектива по гендерному воспитанию дошкольников легли педагогические изыскания гендерной психологии и педагогики «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.)
Особое внимание уделяется повышению профессиональной компетентности педагогов в области гендерного воспитания. Проведен обучающий многоступенчатый семинар «Гендерная социализация дошкольников в условиях детского сада», который помог педагогам всесторонне изучить данную тему и собрать электронную библиотечку педагогической литературы по гендерному воспитанию дошкольников, систематизировалось учебно-методическое обеспечение инновационной площадки. Подобрана методика проведения мониторинга гендерной идентификации дошкольников, представленная в методическом пособии А.М. Щетининой, О.И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» [6].
На основании годового плана педагогами ДОУ составлялся план работы в каждой возрастной группе, в котором были запланированы изменения в предметно-развивающей среде, составлен игровой комплекс, подготовлены рекомендации для родителей.
Первостепенное внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды гендерного воспитания детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Целью данного направления является обогащение и преобразование предметно-развивающей среды для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов мужских и женских качеств в поведении.
В классическом интерьере детского сада появились элементы, украшающие как мужское, так и женское «жилье» (картины, гравюры, произведения народного творчества, выставки авторских работ девочек и мальчиков, мам и пап и другое). Гендерные маркеры в приемной комнате были представлены в виде уголков для девочек и для мальчиков. Шкафчики обозначены картинками для девочек (бантики, куклы-девочки, цветочки) и для мальчиков (машинки, самолетики, звездочки, куклы-мальчики). В некоторых группах шкафчики для девочек и мальчиков обозначены определенным цветом. В спальной комнате кроватки девочек застелены розовыми или оранжевыми покрывалами, а мальчиков – голубыми или зелеными, а также есть группы где спальная комната условно разделена цветом на две половины. Туалетные комнаты обозначены знаками в виде смешной девчонки и веселого мальчишки.
При этом социальная среда развития дает ребенку возможность полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и другими детьми, а ее устройство – обеспечивает участие в совместной деятельности со сверстниками, а также возможность побыть одному. Полукабинетная форма разделения на центры способствует объединению детей в небольшие группы по интересам отдельно мальчиков и девочек, а также для организации совместных игр.
Общий дизайн помещения обеспечивает эмоциональное благополучие детей обоих полов и взрослого. Обстановка максимально приближена к домашней, вселяющей чувство защищенности и уверенности в себе.
Вся детская деятельность в детском саду условно разделяется на совместную деятельность со взрослым и самостоятельную деятельность детей. Совместная деятельность, в свою очередь, делится на непосредственно образовательную, индивидуальную и на деятельность в режимных моментах. На протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, при организации любой детской деятельности: познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной, продуктивной, двигательной, игровой педагоги учитывали гендерный аспект. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности воспитатели обратили внимание на степень активности мальчиков и девочек.
Для формирования у дошкольников позитивной полоролевой идентичности педагоги применяют следующие методы и приемы:
– игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная);
– проблемная ситуация (специально созданная, спонтанная, режимный момент);
– беседа (с подгруппой девочек, мальчиков, фронтальная);
– непосредственно образовательная деятельность;
– развлечения, праздники, досуги.
Семья является важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста.
Начало гендерного воспитания приходится на ранний детский период, а первыми наставниками ребенка являются родители, ведь именно к ним обращается он с первыми вопросами о поле, о телесных различиях между мальчиками и девочками. Поэтому существует необходимость проведения с родителями просветительской работы. Это различные консультации для родителей по физическому и психологическому развитию мальчиков и девочек (например, «Почему мальчики сделаны не так, как девочки», «Роль отца в воспитании мальчиков и девочек»). Данные консультации помогают родителям не игнорировать вопросы детей, ответы должны быть немедленными, краткими, понятными для ребенка, правдивыми. Семья – первая среда полоролевой социализации.
С целью выявления потребностей родителей в педагогических знаниях, стремления понять своего ребенка проводится анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», «Роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке». Гендерная социализация дошкольников – это центральная тема на родительских собраниях. Круглые столы, совместные развлечения, досуги детей совместно с родителями, индивидуальные консультации помогают родителям выстраивать взаимоотношения с ребенком в семье в соответствии с его половой принадлежностью. При возникновении каких-либо проблем или вопросов по гендерному воспитанию конкретного ребенка в группе существует анонимная почта. Родителям предлагаются рекомендации, консультации, буклеты, папки–передвижки, выставки методической литературы: «Одинаково ли мы воспитываем сыновей и дочерей», «Гимнастика для дочки с отцом», «В какие игры вы играете с ребенком?» и т.д. С неподдельным интересом родители слушают лекции на темы: «С чем мальчики и девочки приходят в мир», «Острые» – вопросы и как на них отвечать». Занимательной и интересной формой организации работы с родителями являются семинары – практикумы, на которых осуществляется специальная подготовка родителей, помогающая им доступно отвечать на вопросы детей. В свою очередь родители делятся своим опытом воспитания детей.
Организация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении:
1-й этап: диагностический:
№ | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат |
1
2
3
4
5
6 | учебно-методическое обеспечение реализации инновации
анкетирование педагогов
Проведение диагностических исследований полоролевого развития дошкольников
Анализ состояния предметной пространственной среды развития мальчиков и девочек в детском саду
Многоступенчатый семинар-практикум «Гендерная социализация дошкольников в условиях детского сада»
Педагогическое просвещение родителей | Составление картотеки методической литературы и периодики
Выявить отношение педагогов к проблеме гендерного воспитания
Выявление уровня сформированности гендерной идентичности на каждом возрастном этапе.
выработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды полоролевого воспитатния
Заинтересованность педагогов в инновационной деятельности по вопросу гендерной социализации дошкольников
формирование интереса и активности родителей к совместному с дошкольным образовательным учреждением воспитанию мальчиков и девочек. |
2-й этап, практический:
№ | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат |
Работа с педагогическим коллективом: | ||
1
2
3
4
5 | Организация предметно-развивающей среды в соответствии с рекомендациями творческой группы детского сада
Практические занятия с педагогами (мастер-класс, постоянно действующий семинар-практикум)
Смотр –конкурс «Организация предметно-развивающей среды полоролевого развития дошкольников»
Коррекционная работа с застенчивыми девочками и мальчиками
Анкетирование педагогов
| Создание условий гендерной социализации дошкольников
Повышение профессиональной компетентности
Повышение творческой активности педагогов, совершенствование условий гендерной социализации дошкольников
Составление индивидуальных программ коррекции поведения застенчивых детей
выявление проблем, ошибок и успехов образовательного процесса |
Работа с детьми | ||
1
2
3 | Осуществление образовательного процесса с учетом гендерного аспекта во всех видах деятельности
Составление индивидуальных программ коррекции поведения застенчивых девочек и мальчиков педагогическая и психологическая диагностика девочек и мальчиков.
| полноценное развитие каждого ребенка в соответствии с его половой принадлежностью
составление информационных листов, памяток, рекомендаций для педагогов и родителей
Выявление изменений в уровне развития полоролевой идентичности |
Работа с родителями | ||
1
2
3
4
5
6
| Педагогическое просвещение родителей
Анкетирование родителей
Проведение родительских собраний(круглый стол, брифинг)
Совместные праздники девочек и мам, мальчиков и пап («Тайные совещания»)
Индивидуальное и групповое консультирование
Посещение семей на дому | Оформление информационных стендов и папок-передвижек для родителей
коррекция образовательного процесса
Вовлечение родителей в образовательный процесс
Формирование гендерной идентичности
Информационные бюллетени, газеты, памятки, консультации
Осуществление индивидуального подхода к каждой семье |
Реализация образовательного процесса, с учетом гендерного аспекта осуществляется во всех видах деятельности:
№ | Вид деятельности | содержание | Форма работы |
1
2
3
4 | Игровая
Познавательно-исследовательская
Продуктивная
Двигательная | Формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой реализуются мужские и женские роли, проявляются определенные наклонности.
Вовлечение детей в познавательную и исследовательскую деятельность по интересам для мальчиков и девочек.
Учет спецефических наклонностей мальчиков и девочек при организации занятий, кружков по ХПД
Учет физических нагрузок при организации занятий, упражнений, разделение подвижных игр и упражнений по половому признаку. | Дидактические, сюжетно-ролевые игры для мальчиков, для девочек, совместные игры.
Через занятия в центрах науки, игротеке, речевом центре.
Разделение занятий по ручному труду в старших группах, организация кружков для мальчиков и для девочек
Физкультурные занятия с учетом гендерного аспекта, подбор спортивного оборудования по группам и в спортивном зале. |
3-й этап аналитический:
№ | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат |
1
2
3 | педагогическая и психологическая диагностика девочек и мальчиков.
Проведение мониторинга
Отчеты о выполнении педагогами планов-заданий по гендерной социализации дошкольников. | Выявление изменений в уровне развития полоролевой идентичности Отслеживание, оценка, коррекция состояния полоролевого развития дошкольников Составление календарных планов работы педагогов |
Используемая литература
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология –учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М., Линка-Пресс, 1998.-184 с.
- Доронова Т.Н. Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М., Линка – Пресс, 2009. 224 с.
- Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М., Творческий центр Сфера. 2010.-128 с.
- Достовалов С.Г., Мальцева Л.В. Воспитание мальчика: советы психолога. – М., Издательский центр «Академия», 2008,190 с.
- Прешофф Гизела Воспитывать девочку… Как? Перевод с английского языка. М., Рипол классик, 2008, 220 с.
- Доронова Т.Н. Программа экспериментальной деятельности «Аспекты гендерного воспитания детей 5-7 лет в условиях детского сада». Журнал «Обруч» 2009, №3
- Татаринцева Н. О. полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности. Журнал «Дошкольное воспитание» 2009, № 3,6
Подготовили воспитатели Никулина Татьяна Васильевна, Кузубова Мария Ивановна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 84
г. Белгород