Автор: Лере-Планд Альбина Николаевна, заведующая, учитель-дефектолог ЦРР-детский сад N 12, город Александров, Владимирская область.
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются умственно- отсталые дети. Учреждения с такими группами призваны выполнять следующие задачи:
- обеспечение права ребенка с нарушением в развитии на получение коррекционной помощи;
- защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
- сохранение единого образовательного пространства в ДОУ;
- обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
- обеспечение материально-технической базы ДОУ с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка.
Основными целями ДОУ со спецгруппами являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.
Основная задача групп для умственно отсталых детей – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В нашем ДОУ функционируют три группы для умственно отсталых детей. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей.
Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.
ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.
Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.
Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:
- медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;
- с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада).
Основная роль при проведении диагностики отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель по физвоспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционную карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Особенность этой программы:
материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:
- – от 6мес. до 1 года;
- – от 1 года до 1,5 лет;
- – 1,5 года.
Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.
Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа.
В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.
Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым.
Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий.
Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:
- базисные компоненты коррекционного обучения;
- содержание коррекционной работы вне занятий;
- распределение занятий между специалистами.
Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.
Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.
Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.
Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, – воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.
Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.
В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:
- привитие КГН и навыков самообслуживания;
- на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
- на формирование всех психических процессов;
- на развитие сенсо-моторных навыков;
- на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.
Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:
- щадящий охранительный режим;
- увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
- увеличение длительности дневного сна;
- разработка для каждой группы содержания режима дня;
- пересмотр организации физкультурного воспитания детей. Занятия по физическому воспитанию носят игровой характер, в них включаются игры , направленные на развитие внимания памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений.
Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое включает в себя:
- сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
- координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:
- создание психологического климата;
- уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
- материально-техническая база;
- систематическая оценка результатов развития ребенка.
Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, мы поставили следующие цели:
- Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей.
- Создать систему работы воспитателя и специалистов.
Задача заключалась в том, чтобы в режиме дня определить место специалистам: дефектологу, психологу, музыкальному руководителю, руководителю по физической культуре в работе с детьми; создать модель целостного педагогического процесса. Выбор данной педагогической технологии позволяет воспитателям и специалистам ДОУ:
- работать творчески;
- видеть рабочий день как целостный педагогический процесс.
Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаем результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.
Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.
В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью, их воспитания и обучения.
В настоящее время назрел вопрос о создании специальной методической службы:
- создание «Совета по коррекционной работе»;
- банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, специальная литература).
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.
У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер:
- коллективные формы взаимодействия (собрания, тематические занятия, праздники, дни открытых дверей );
- индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Родительский час», «Служба доверия»;
- наглядное информационное обеспечение (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.)
«Служба доверия» работает по персональным обращениям и пожеланиям родителей. Все желающие получают консультативную помощь.
В школу детей выпускаем через школьную ПМПК.
Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.
Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.
Система работы с умственно отсталыми детьми
Цель: научно-обоснованная организации коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной адаптации в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Диагностический блок.
Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.
Цели, задачи и содержание:
-изучение качественных особенностей психологического развития ребенка;
-выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями);
-определение характера динамики обучаемости;
-определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающий блок.
Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.
Цели, задачи и содержание:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
- формирование ведущих видов деятельности;
- формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности.
3. Здоровьесберегающий блок.
Совершенствование функций формирующего организма ребенка.
Цели, задачи и содержание:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
- специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.
4. Воспитательно-образовательный блок.
Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.
Цели, задачи и содержание:
- социально-нравственное развитие;
- познавательное развитие;
- эстетическое развитие;
- формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода.
5. Социально-педагогический блок.
Цели, задачи и содержание:
- коллективные формы взаимодействия с семьей;
- индивидуальные формы работы с семьей;
- формы наглядного информационного обеспечения;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.
Принципы:
- Системный подход:
- Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
- Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
- Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
- интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
- расширение пространства детства.
Аналитическая деятельность.
- Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
- Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
- Исследование коммуникативных способностей образного мышления и готовности к школьному обучению.
Программно-методическое обеспечение
1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение.
а) медицинское воздействие
- профилактические мероприятия,
- симптоматическое медикаментозное лечение,
- мониторинг здоровья,
- медицинское обследование узкими специалистами,
- здоровьеукрепляющая деятельность.
б) коррекционно-педагогическое воздействие
- познавательное развитие,
- коррекция вербально-двигательных процессов,
- коррекция речевого развития,
- становление игровой деятельности,
- формирование элементов трудовой деятельности,
- здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),
- коррекция сенсомоторных нарушений.
в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие
- формирование мотивации к познанию,
- формирование психических процессов,
- формирование ручной и тонкой ручной моторики,
- развитие коммуникативных способностей.
Участники коррекционно-педагогического процесса
- врач-педиатр,
- психиатр,
- учитель-дефектолог,
- педагог-психолог,
- музыкальный руководитель,
- руководитель по физвоспитанию,
- медсестра,
- воспитатель,
- родители.
Модель выпускника детского сада группы для умственно отсталых детей
- Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
- С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
- С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
- С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.
- Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
- Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
- Достаточность уровня физического развития.