Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка.

Автор: Владимирцева Елена Анатольевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 227», Россия, город Пермь.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка.

Аннотация: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач в воспитании ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Наряду с известными профессиями появляются и новые профессии. Причины появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального развития личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

Однако за последние годы появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате у детей отмечается недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и побывал на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своем деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Исходя из актуальности темы, для работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых мною была поставлена цель и сформулированы задачи.

Цель: формирование понимания важности любого труда, необходимости взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Задачи:

  1. Углублять и расширять знания детей о профессиях, о взаимосвязи различных видов труда; дать конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
  2. Продолжать знакомить детей с новыми современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда, обращая внимание на развитие научно-технической сферы и технику безопасности при выполнении различных видов работ.
  3. Формировать представления детей о роли современной техники.
  4. Расширять представления детей о труде взрослых и учить переносить приобретённое знание в свою деятельность.
  5. Воспитывать интерес и уважение к трудящимся, желание работать для других. Подвести к пониманию того, что деятельность человека является необходимой основой для его существования.

Для качественного и успешного решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала развитию личности дошкольников и их поведения, а также позволила мне как педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Я старалась создать такие условия, чтобы процесс ознакомления с трудом взрослых стал увлекательной деятельностью для детей. Для организации работы в группах оформлялись специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, наглядным материалом. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволила: углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. При проведении образовательной деятельности с воспитанниками использовала различные средства и формы работы, постоянно меняла виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Формировала у детей представление о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, использовала индивидуальный подход, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, наряду с традиционными формами работы, использовала нетрадиционные.

Расскажу об одной из них – это виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Преимуществом являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, ребенок использует свои знания в самостоятельной деятельности и его сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронные экскурсии в работе со старшими дошкольниками позволяют получать наглядные сведения о местах недоступных для реального посещения, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра;
  • дидактическая (игра с предметом, настольно – печатная, словесная)
  • подвижная (сюжетная, несюжетная);
  • народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда.

В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение ребенок может стать шофером, пожарным, врачом.

В работе по ознакомлению детей с профессиями взрослых использовала педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком:

  1. четко поставленной целью обучения;
  2. соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему “транспорт” совершенствуются знания правил дорожного движения, дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. В своей работе использовала дидактических игры, так как они способствуют усвоению, закреплению у воспитанников знаний, умений, развивают умственные способности. Формируют и углубляют знания о людях разных профессий, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение, развивают связную речь. Например, такие дидактические игры – упражнения «Кому, что нужно для работы? Кто, что делает? Профессии, Что будет, если…» и т. д. С большим удовольствием мои дети знакомились с профессиями взрослых через театрализованную игру, в которой обыгрывали сюжеты из литературных источников. Особую радость доставили детям театрализованные представления, где они являлись и актерами, и зрителями. Такая форма работы позволила задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Так – же воспитанники взаимодействовали с куклами в одежде людей разных профессий. Играя с ними, анализировали и делали выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: «Зачем строителю каска?», «Зачем шахтеру каска с фонариком?», «Зачем повару фартук и колпак?», «Зачем космонавту скафандр?» и т. д. Особым вниманием пользовались у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задача усложнялась – ребёнок должен был объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно строителю?», «Что есть в магазине?», «Что нужно журналисту?», воспитанники подбирали картинки по общему признаку и устанавливали связь между предметами. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходило через организацию наблюдений и экскурсии. Такие формы работы обеспечили наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике обнаруживали и закрепляли полученные знания, проявляли коммуникативные качества. В процессе наблюдений внимание детей концентрировалось на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно повлияло на поведение детей, их отношение к людям труда. Ещё один неоспоримый плюс – проведение работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых в форме наблюдений и экскурсий способствовало взаимодействию с семьями воспитанников. Неслучайно важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного. Одной из форм работы были проведены недели родительских профессий, когда в детский сад приходили родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное – живое общение с мамой или папой, вызывало неподдельный интерес детей. Совместно с родителями мы оформляли фотовыставки, видео презентации, лэпбуки, видео ролики, фотоальбомы. Привлекали родителей к проектной деятельности. Родители помогали организовывать экскурсии к себе на работу, чтобы помочь детям сформировать чёткое представление о своей профессии. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.) Метод проектов хорош и тем, что является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада. В моём случае работа над проектами («Строители», «Журналисты») позволила воспитанникам на простых примерах более глубоко овладеть понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах и решать проблемные ситуации, создаваемые педагогом. В рамках проектной деятельности использовалась модель трех вопросов:

  • Кем работают родители, и что ты знаешь об их профессиях?
  • Что нам сделать, чтобы это узнать?
  • Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, мы с детьми определяли этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагал проведение итоговых тематических занятий: «Космонавтом стать хочу!, Кем быть?». Бесед: «Кто работает в детском саду, «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и др., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Считаю, что цели проектов достигнуты и задачи решены, так как воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. В процессе работы над изучаемой темой воспитанники принимали участие в разнообразных развлечениях и досугах, где с удовольствием примеряли на себя роль актёра, музыканта, певца, танцора, спортсмена. Много времени было уделено самостоятельной деятельности детей:

  • продуктивным видам детской деятельности (оформлению альбомов, КОП профессиональной направленности (изготовлению атрибутов к играм), рисованию, аппликации, конструированию, выполнению коллажей и плакатов);
  • выполнению трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого).

В самостоятельной деятельности дети закрепляли и расширяли приобретенные знания о профессиях. В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых. Дети знают назначение профессиональной техники, инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых. Различают профессии по существенным признакам, называют важные качества представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, эмоционально-положительно относятся к трудовой деятельности и к труду в целом, демонстрируют осознанный способ безопасного поведения в быту. Эти результаты ориентируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в заданном направлении. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы мои воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website