Сценарий родительского собрания для детей первой младшей группы
(нетрадиционная техника рисования)
Автор: Опилатова Инесса Владиировна- воспитательМДОУ детский сад село Липовка, Саратовской области, Марксовского района.
Цель: Познакомить родителей в первой младшей группе с нетрадиционными техниками рисования. Показать и обучить приемам рисования нетрадиционными методами. Расширить представление, умение экспериментировать с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Научить родителей развивать у детей воображение и фантазию.
Материалы: Пластиковые коробочки в которых вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, лист бумаги белого цвета, гуашь, кусочки поролона, печатки из картофеля с изображением тюльпана, кисточки, простые карандаши, свеча восковая, тонированная бумага (голубого цвета), печатки из пробки, салфетки матерчатые и бумажные.
Ход собрания:
Перед началом занятия родителям была предоставлена выставка из детских работ в нетрадиционной технике рисования. После просмотра детских работ воспитатель познакомила родителей с различными нетрадиционными техниками и способами получения изображения.
Воспитатель: Одним из первых художественных материалов, с которыми знакомится ребенок в детском саду, является гуашь. В игровой форме детям предлагают «наколдовывать» необходимый оттенок. Не только составление оттенков и высветление тона, но и получение новых цветов. Дети с удовольствием эксперинтируют, состовляя из разных красок зеленый, фиолетовый или оранжевые цвета. Кроме увлекательных «экспериментов» с цветом и консистенцией красок, можно заинтересовать и неожиданными нетрадиционными методами рисования, такими как, техника рисования пальчиками, под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!.. Темы для рисования в этой технике различны. Интересным получается изображение, выполненное при помощи штампов и печатей. В качестве штампов используются любой подручный материал , катушки от ниток, коробочки, пузырьки, кубики, резиновые ластики, пуговицы, картофель и. т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции , для этого нужно прижать штамп или печать к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка, печатка и штамп.
Отпечаток ладони (без пальцев) похож на чье – то лицо. Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку, важного индюка, красивую бабочку, рыбку в аквариуме, солнышко на небе. Темы рисования в этой техники различны – это техника рисования ладошкой. Для получения изображения, обмакните всю ладонь или ее часть в краску и оставьте на бумаге отпечаток. Фантазируйте, творите!
Тампонирование увлекательное занятие! Сделайте тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что – нибудь пушистое, легкое, воздушное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики.
Технику монотипия можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем… Угадай, что получилось? Монотипия бывает предметной и пейзажной.
Кляксография по определению О. Белобрыкиной, помогают развить у детей глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Способы получения изображения клякс различны, как и техники кляксографии. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… Побежала она на вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте!
Рисование восковыми мелками или свечой, издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Затем берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу — на цветном фоне появляется рисунок.
Техника рисования тычком используется для изображения животных и в пейзажных рисунках. При рисовании шерсти животных используют жесткую полусухую кисть или кусочек поролона. Не большие кусочки поролона произвольной формы с нанесенной на низ с помощью кисти краски прикладываются к листу бумаги. Отпечаток, состоящий из мелких пятнышек, создает ощущение бархатистой поверхности изображения.
Техник в нетрадиционных методах рисования очень много они увлекательны и интересны. На занятиях с детьми изобразительной деятельности, рисование нетрадиционными методами формирует интерес к изобразительной деятельности, обогащает сенсорный опыт детей. Развивает фантазию, воображения, логическое мышление, художественный вкус. Формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца.
После ознакомления и показа родителям о нетрадиционных техниках рисования и способов получения изображения, воспитатель предложил на практике опробовать методы рисования нетрадиционных техник. Воспитатель раздала карточки с заданиями, предложила внимательно прочитать задания и подобрать нужный материал для работы, заранее приготовленный воспитателем. Содержание карточек с заданием:
Рисование ладошкой.
Тема: Рыбки в аквариуме.
Материалы: Бумага синего, голубого цвета, гуашь, кусок поролона, салфетка.
Способ получения изображения: Окрасит ладонь с помощью куска поролона, и наносить отпечаток на листке бумаге. Рисуют и правой и левой рукой, окрашенные разными цветами. Путем метода рисования пальчиком дорисовать рыбкам глаза и таким-же методом нарисовать водоросли и камушки в аквариуме. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Тема: Моя любимая чашка.
Материалы: пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, Лист бумаги любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: Прижмите пробку к штемпельной подушке с краской и наносите оттиск на заранее изображенной чашке на листке бумаге или нанесенной на лист бумаги аппликативно. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Рисования пальчиками.
Тема: Рябина.
Материалы: Лист белой бумаги любого размера, гуашь, кисточка, кусочек поролона, салфетка.
Способ получения изображения: На лист бумаги кисточкой и гуашью наносится изображение ветки рябины без ягод и листьев. Кусочком поролона, пропитанным красной краской наносите на кончики пальцев и наносите точки, изображая на ветке ягоды рябины. Далее нанесите зеленную краску на подушечку пальцев и путем примакивания изобразите листья на ветке рябины. После окончания работы руки протирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Тема: Жили у бабуси два веселых гуся.
Материалы: Лист бумаги синего или белого цвета, гуашь, кисть, Цветная бумага синего цвета, кусочек поролона, салфетка.
Способ получения изображения: На листке бумаги белого цвета нанесено аппликативно озеро или можно взять бумагу синего цвета. Ладонь покрывается гуашью полностью с помощью кусочка поролона и наносится отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Кисточкой дополните остальные детали части тела гусей, глаза, клюв, лапки, крылья. После окончания работы руки протирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование свечей.
Тема: Солнце согревает травку.
Материалы: Свеча восковая, лист бумаги белого цвета, кисточка, гуашь.
Способы получения изображения: На лист бумаги наносится рисунок солнышка свечей. Затем кисточкой аккуратно закрасить лист бумаги жидкой краской разных оттенков голубой, розовый, желтый по верхней части листа, а зеленной по нижней.
Рисование ладошкой.
Тема: Бабочка прилетела.
Материалы: лист бумаги большого формата белого цвета, гуашь, кисточка, кусочек поролона, салфетка.
Способ получения изображения: Поочередно наносите краску кусочком поролона на обе ладошки, и поставить отпечатки так, чтобы большие пальцы рук соприкасались. Кисточкой дополните детали части тела бабочки (глаза, усы). После окончания работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисования методом тычка.
Тема: Мишка косолапый.
Материалы: Лист бумаги белого цвета, гуашь, кисточка, кусочек поролона, простой карандаш, салфетка.
Способ получения изображения: Па лист бумаги наносится изображения медведя, затем на кусочек поролона наносится краска коричного цвета кисточкой и прикладывается по контуру. Затем кисточкой дорисовывается детали части тела (глаза, нос, рот, когти). После окончания работы руки протереть салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля.
Тема: Букет весенних цветов.
Материалы: пластиковая коробочка, в которую вложен кусочек поролона, лист бумаги белого цвета, гуашь, кусочек поролона, печать из картофеля с изображением тюльпана, кисточка.
Способ получения изображения: На печать наносится краска кусочком поролона, затем наносится оттиск на бумаге, чтобы дополнить композицию, кисточкой дорисовывают детали цветка ( стебель, листья, ваза). После окончания работы руки протереть салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля.
Тема: Фрукты на тарелочке.
Материалы: Кусочки поролона, гуашь, лист бумаги любого цвета, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: На листе бумаги изображается круглое блюдо, затем на печатки из картофеля наносят кусочком поролона нужный цвет и оттиск наносят на лист бумаги, на котором уже изображено блюдо. Для получения другого цвета меняются и печатка и кусочек поролона.
Оттиск печатками из ластика.
Тема: Осеннее дерево.
Материал: Кусочек поролона, гуашь, лист бумаги любого размера, печатки листьев из ластика, кисточка.
Способ получения изображения: Нанесите изображения дерева без листьев на листок бумаги, кисточкой, затем прижмите печатку к штемпельной подушке с краской, нужного цвета, и наносите оттиск на лист бумаги. Для изменения цвета нужно взять другую печатку и другой кусочек поролона.
Оттиск печатками из ластика.
Тема: Осеннее дерево.
Материал: Кусочек поролона, гуашь, лист бумаги любого размера, печатки листьев из ластика, кисточка.
Способ получения изображения: Нанесите изображения дерева без листьев на листок бумаги, кисточкой, затем прижмите печатку к штемпельной подушке с краской, нужного цвета, и наносите оттиск на лист бумаги. Для изменения цвета нужно взять другую печатку и другой кусочек поролона.
Оттиск печатками из ластика.
Тема: Осеннее дерево.
Материал: Кусочек поролона, гуашь, лист бумаги любого размера, печатки листьев из ластика, кисточка.
Способ получения изображения: Нанесите изображения дерева без листьев на листок бумаги, кисточкой, затем прижмите печатку к штемпельной подушке с краской, нужного цвета, и наносите оттиск на лист бумаги. Для изменения цвета нужно взять другую печатку и другой кусочек поролона.
В ходе работы воспитатель помогает затруднившимся родителям в выполнение задания. После окончания выполнения задания воспитатель предлагает каждому родителю представить свою работу (тема задания, техника выполненной работы) и высказать свое мнение о нетрадиционных методах рисования.
Вывод собрания: в течение всего занятия, родителей познакомили с различными техниками и приемам рисования нетрадиционным методам. Расширили представления и умения экспериментировать с материалами, необходимыми для работы. Научили родителей развивать у детей воображение, фантазию в домашних условиях.
Список литературы:
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст/ Под ред. И. А. Лыкова
- Рисуйте в нетрадиционной технике. Шклярова М./ Дошкольное воспитание.-1995.-№11.