«Пальчики и палитра»

Сценарий родительского собрания для детей первой младшей группы

(нетрадиционная техника рисования)

палитраАвтор: Опилатова Инесса Владиировна- воспитательМДОУ детский сад село Липовка, Саратовской области, Марксовского района.

Цель: Познакомить родителей в первой младшей группе с нетрадиционными техниками рисования. Показать и обучить приемам рисования нетрадиционными методами. Расширить представление, умение экспериментировать с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Научить родителей развивать у детей воображение и фантазию.

Материалы: Пластиковые коробочки в которых вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, лист бумаги белого цвета, гуашь, кусочки поролона, печатки из картофеля с изображением тюльпана, кисточки, простые карандаши, свеча восковая, тонированная бумага (голубого цвета), печатки из пробки, салфетки матерчатые и бумажные.

Ход собрания:

Перед началом занятия родителям была предоставлена выставка из детских работ в нетрадиционной технике рисования. После просмотра детских работ воспитатель познакомила родителей с различными нетрадиционными техниками и способами получения изображения.

Воспитатель: Одним из первых художественных материалов, с которыми знакомится ребенок в детском саду, является гуашь. В игровой форме детям предлагают «наколдовывать» необходимый оттенок. Не только составление оттенков и высветление тона, но и получение новых цветов. Дети с удовольствием эксперинтируют, состовляя из разных красок зеленый, фиолетовый или оранжевые цвета. Кроме увлекательных «экспериментов» с цветом и консистенцией красок, можно заинтересовать и неожиданными нетрадиционными методами рисования, такими как, техника рисования пальчиками, под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!.. Темы для рисования в этой технике различны. Интересным получается изображение, выполненное при помощи штампов и печатей. В качестве штампов используются любой подручный материал , катушки от ниток, коробочки, пузырьки, кубики, резиновые ластики, пуговицы, картофель и. т. д. Эта техника позволяет многократно  изображать  один  и тот же  предмет,  составляя  из  его отпечатков разные композиции , для этого нужно прижать штамп или печать к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка, печатка и штамп.

Отпечаток ладони (без пальцев) похож на чье – то лицо. Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку, важного индюка, красивую бабочку, рыбку в аквариуме, солнышко на небе. Темы рисования в этой техники различны – это техника рисования ладошкой. Для получения изображения, обмакните всю ладонь или ее часть в краску и оставьте на бумаге отпечаток. Фантазируйте, творите!

Тампонирование увлекательное занятие! Сделайте тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что – нибудь пушистое, легкое, воздушное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики.

Технику монотипия можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем… Угадай, что получилось? Монотипия бывает предметной и пейзажной.

Кляксография по определению О. Белобрыкиной, помогают развить у детей глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Способы получения изображения клякс различны, как и техники кляксографии. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… Побежала она на вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте!

Рисование восковыми мелками или свечой, издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Затем берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу — на цветном фоне появляется рисунок.

Техника рисования тычком используется для изображения животных и в пейзажных рисунках. При рисовании шерсти животных используют жесткую полусухую кисть или кусочек поролона. Не большие кусочки поролона произвольной формы с нанесенной на низ с помощью кисти краски прикладываются к листу бумаги. Отпечаток, состоящий из мелких пятнышек, создает ощущение бархатистой поверхности изображения.

Техник в нетрадиционных методах рисования очень много они увлекательны и интересны. На занятиях с детьми изобразительной деятельности, рисование нетрадиционными методами формирует интерес к изобразительной деятельности, обогащает сенсорный опыт детей. Развивает фантазию, воображения, логическое мышление, художественный вкус. Формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца.

После ознакомления и показа родителям о нетрадиционных техниках рисования и способов получения изображения, воспитатель предложил на практике опробовать методы рисования нетрадиционных техник. Воспитатель раздала карточки с заданиями, предложила внимательно прочитать задания и подобрать нужный материал для работы, заранее приготовленный воспитателем. Содержание карточек с заданием:

 Рисование ладошкой.

Тема: Рыбки в аквариуме.

Материалы: Бумага синего, голубого цвета, гуашь, кусок поролона, салфетка.

Способ получения изображения: Окрасит ладонь с помощью куска поролона, и наносить отпечаток на листке бумаге. Рисуют и правой и левой рукой, окрашенные разными цветами. Путем метода рисования пальчиком дорисовать рыбкам глаза и таким-же методом нарисовать водоросли и камушки в аквариуме. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Тема: Моя любимая чашка.

Материалы: пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, Лист бумаги любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ  получения   изображения:   Прижмите   пробку   к   штемпельной подушке с краской и наносите оттиск на заранее изображенной чашке на листке  бумаге  или  нанесенной  на лист бумаги  аппликативно. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Рисования пальчиками.

 Тема: Рябина.

Материалы: Лист белой бумаги любого размера, гуашь, кисточка, кусочек поролона, салфетка.

Способ получения изображения: На лист бумаги кисточкой и гуашью наносится изображение ветки рябины без ягод и листьев. Кусочком поролона, пропитанным красной краской наносите на кончики пальцев и наносите точки, изображая на ветке ягоды рябины. Далее нанесите зеленную краску на подушечку пальцев и путем примакивания изобразите листья на ветке рябины. После окончания работы руки протирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Рисование ладошкой.

 Тема: Жили у бабуси два веселых гуся.

Материалы: Лист бумаги синего или белого цвета, гуашь, кисть, Цветная бумага синего цвета, кусочек поролона, салфетка.

Способ получения изображения: На листке бумаги белого цвета нанесено аппликативно озеро или можно взять бумагу синего цвета. Ладонь покрывается   гуашью  полностью  с     помощью  кусочка  поролона  и наносится отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону).  Кисточкой дополните остальные детали  части тела  гусей, глаза, клюв, лапки, крылья. После окончания работы  руки протирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование свечей.

Тема: Солнце согревает травку.

Материалы:     Свеча  восковая, лист бумаги  белого цвета, кисточка, гуашь.

Способы получения изображения: На лист бумаги наносится рисунок солнышка свечей. Затем кисточкой аккуратно закрасить лист бумаги жидкой краской разных оттенков голубой, розовый, желтый по верхней части листа, а зеленной по нижней.

Рисование ладошкой.

Тема: Бабочка прилетела.

Материалы: лист бумаги большого формата белого цвета, гуашь, кисточка, кусочек поролона, салфетка.

Способ получения изображения: Поочередно наносите  краску кусочком поролона на обе ладошки, и поставить отпечатки так, чтобы большие пальцы рук соприкасались. Кисточкой дополните детали части тела бабочки (глаза, усы). После окончания работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисования методом тычка.

Тема: Мишка косолапый.

Материалы: Лист бумаги белого цвета, гуашь, кисточка, кусочек поролона, простой карандаш, салфетка.

Способ получения изображения: Па лист бумаги наносится изображения медведя, затем  на кусочек поролона наносится краска коричного цвета кисточкой и прикладывается по контуру. Затем кисточкой дорисовывается детали части тела (глаза, нос, рот, когти). После окончания работы руки протереть салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля.

Тема: Букет весенних цветов.

Материалы:   пластиковая   коробочка,   в   которую   вложен   кусочек поролона, лист бумаги белого цвета, гуашь, кусочек поролона, печать из картофеля с изображением тюльпана, кисточка.

Способ получения изображения: На печать наносится краска кусочком поролона,   затем   наносится   оттиск   на   бумаге,   чтобы   дополнить композицию, кисточкой дорисовывают детали цветка ( стебель, листья, ваза). После окончания работы руки протереть салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля.

Тема: Фрукты на тарелочке.

Материалы: Кусочки поролона, гуашь,    лист бумаги любого цвета, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: На листе бумаги изображается круглое блюдо, затем  на печатки из картофеля  наносят кусочком поролона нужный   цвет  и   оттиск  наносят  на  лист  бумаги,   на   котором  уже изображено блюдо. Для получения другого цвета меняются и печатка и кусочек поролона.

Оттиск печатками из ластика.

Тема: Осеннее дерево.

Материал:  Кусочек  поролона,  гуашь,  лист  бумаги  любого  размера, печатки листьев из ластика, кисточка.

Способ   получения   изображения:   Нанесите   изображения   дерева   без листьев  на  листок  бумаги,  кисточкой,  затем   прижмите  печатку  к штемпельной подушке с краской, нужного цвета, и наносите оттиск на лист бумаги. Для изменения цвета нужно взять другую печатку и другой кусочек поролона.

Оттиск печатками из ластика.

Тема: Осеннее дерево.

Материал: Кусочек поролона,  гуашь, лист бумаги любого  размера, печатки листьев из ластика, кисточка.

Способ   получения   изображения:   Нанесите   изображения   дерева   без листьев   на  листок  бумаги,  кисточкой,  затем   прижмите  печатку   к штемпельной подушке с краской, нужного цвета, и наносите оттиск на лист бумаги. Для изменения цвета нужно взять другую печатку и другой кусочек поролона.

Оттиск печатками из ластика.

Тема: Осеннее дерево.

Материал: Кусочек поролона,  гуашь, лист бумаги любого размера, печатки листьев из ластика, кисточка.

Способ   получения   изображенияНанесите изображения дерева   без листьев  на  листок  бумаги,   кисточкой,  затем   прижмите   печатку   к штемпельной подушке с краской, нужного цвета, и наносите оттиск на лист бумаги. Для изменения цвета нужно взять другую печатку и другой кусочек поролона.

В  ходе работы  воспитатель  помогает  затруднившимся  родителям  в выполнение     задания.     После     окончания     выполнения     задания воспитатель предлагает каждому родителю представить свою работу (тема задания, техника выполненной работы) и высказать свое мнение о нетрадиционных методах рисования.

Вывод собрания: в течение всего занятия, родителей познакомили с различными    техниками    и    приемам    рисования    нетрадиционным методам. Расширили представления и умения экспериментировать с материалами, необходимыми для работы. Научили родителей развивать у детей воображение, фантазию в домашних условиях.

Список литературы:

  • Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст/ Под ред. И. А. Лыкова
  • Рисуйте   в   нетрадиционной   технике.    Шклярова   М./   Дошкольное воспитание.-1995.-№11.