При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи. С раннего возраста детям предлагают кубики и кольца пирамидки для перекладывания и конструирования. Постепенно материал становится более мелким: это бусинки для сортировки и нанизывания, карандаши, счетные палочки, мозаика для раскладывания по кучкам или составления узоров и фигур. Хорошо активизирует мышцы руки работа с пластилином и глиной.
Особое внимание следует уделить играм с пальчиками. Играя с детьми в пальчиковые игры, вы не только радуете их, но и развиваете мелкую моторику, речь. Именно в таких играх малыши обогащают свой опыт различными сенсорными впечатлениями, развивают внимательность, воспитывается усидчивость, умение сосредоточиться. Пальчиковые игры способствуют развитию доброжелательности, как между детьми, так и между ребенком и взрослым. Различные персонажи игр – пчелки, котята, поросята, зайчики привлекают детское внимание и вызывают интерес. Дети с удовольствием повторяют текст и движения за взрослым. Пальчиковые игры позволяют подготовить ребенка к счету, осознать понятия ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и т.д. У детей формируется чувство уверенности в себе в пальчиковых играх, где идет пальчиковый контакт с детьми или с взрослым. Это очень важно для развития правильной самооценки. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Маленьким детям, которым трудно повторять текст, достаточно копировать движения взрослого. Для пальчиковых игр можно надевать на пальцы колпачки из бумаги или просто рисовать на пальцах смешные рожицы. Такие игры способны побуждать детей к творчеству. Большое развивающее значение несут пальчиковые игры с пением, когда текст поется. Это не только формирует слух детей, но и учит их согласовывать слова песни с действием своих пальчиков. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно попевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Игра “Поросята”
(Пальцы на руках растопырены “идём” по очереди по коленочкам каждым пальчиком).
Этот милый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинчики).
Этот быстрый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).
траляля, люлюлю поросяток я люблю
(Выполняем «Фонарики”).
траляля, люлюлю, поросяток я люблю
(Сжать и разжать кулачки).
Этот средний поросёнок землю носом ковырял,
(Средние).
Этот длинный поросёнок сам себя нарисовал.
(Указательные).
траляля, люлюлю ,поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал,
(Большие).
Так он хочет спать в середке, что всех братьев растолкал.
Список использованной литературы
- Пальчиковые игры для малышей. BestMother.ru, 2010
- Пальчиковые игры, 2011
- Борисова Е.А.Пальчиковые игры для детей 4-5 лет, Речевые игры и упражнения, 2006.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика,1999.
Автор: Бухарова Людмила Алексеевна, воспитатель,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад N35 г.
Набережные Челны Республика Татарстан.