Конспект занятия в старшей группе
Задачи: 1) формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
2) упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными, в подборе прилагательных – антонимов.
3) обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные.
4) воспитать любовь к птицам, желание помогать им.
Развивающая среда: предметные картинки, схемы отлета птиц, кормушки, корм для птиц.
Ход занятия:
1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».
Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)
2) Привела нас тропинка в лес.
Садимся на пеньки. Тихо.
– Не слышно птиц. Почему?
+ Улетели в теплые края.
– Чем питались птицы летом?
+ Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.
– А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?
– Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,
где тепло и сытно.
– Сначала улетели те, кто питался насекомыми.
Это какие птицы?
+ Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).
– После ласточек и стрижей улетают те птицы,
которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.
Они живут у нас пока не замерзнут реки.
– Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?
+ Перелетные птицы.
– Еще каких перелетных птиц вы знаете?
– Лебеди, скворцы, кукушки.
– Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
– Журавли клином (ставлю картинку клином)
– Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
– Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!
3) Игра «Сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м). Утки летят вереницей?
– Ребята, сосчитайте птиц по порядку.
+ Первая утка, вторая утка…
(ставлю картину)
– Первый гусь, второй гусь…
(ставлю картину)
4) Физминутка. «Снегирек»
Отгадайте загадку..
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Ведь это – снегири!
Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму
принесли. Эта птица появляется тогда, когда снег выпавший уже
не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
5) Игра «Кто лишний»
Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.
– Ребята, назовите птиц, которые зимуют?
+ Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»
– Как мы их называем?
+ Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)
Лебедь, дикие утки, журавль, голубь (картинки)
– Как мы их называем?
Перелетные птицы.
Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)
– Какая птица лишняя?
+ Ласточки и т.д.
5) Игра «Скажи наоборот» – закончи предложение.
– Птицы у нас разные по внешности, размеру, пению!
Аист большой, а соловей … (маленький) (повтори предложение)
У соловья серая грудка, а у ласточки …
У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)
Аист белый, а грач … (черный)
6) Итог. Игра «Улетает – не улетает»
– Встали в круг
– Ребята, о ком, чем говорили на занятии?
+ О зимующих и перелетных птицах ( с мячом)
– ( Я называю птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.)
7) Оценивание
– Ребята, молодцы, все хорошо занимались. (кормушку)
– Сегодня мы с вами повесили вот эти кормушки и насыпали корм для разных птиц,
поможем птицам.
– А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять – сады, парки.
– А этот мешочек с сюрпризом передала сорока – белобока.
(Раздаем угощения детям)
Автор: Ахмадянова Рая Анатольевна,
воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад N31 «Красная Шапочка»,
Набережные Челны.