Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и неэффективное.
В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет.
Проблема повышения качества подготовки и проведения Педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений.
Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формами, методическим оснащением? Как превратить его в событие?
Важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов.
Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости, вносятся дополнения и уточнения.
Педагогам интересны те вопросы, обсуждение которых дает практическое решение проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.
На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми; использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике; имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения, вопросы обмена опытом.
Темы для обсуждения на педагогическом совете должны быть конкретны и близки воспитателям.
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.
Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за две-три недели до проведения педагогического совета.
В методическом кабинете оформляется выставка, например, «Готовимся к педагогическому совету».
В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию.
Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы:
- чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
- кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему;
- какие уроки можно извлечь из полученного опыта;
- как повлиять на отдельных пассивных педагогов.
В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.
Алгоритм подготовки педсовета
- Определение целей и задач.
- Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
- Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
- Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
- Разработка анкет и проведение анкетирования.
- Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
- Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
- Систематизация и подготовка окончательного материала.
- Семинарские занятия по теме педсовета.
- Проведение творческих мастерских опытными педагогами (при необходимости);
- Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
- Подготовка зала и всех необходимых технических средств.
- Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
- Подготовка проекта решения педсовета (могут быть использованы различные формы: заранее подготовлен проект, коллегиальное решение).
- Анализ работы педсовета.
- Оформление копилки с материалами педсовета.
- Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения (здесь в обязательном порядке указываются сроки и ответственные).
Развернутый план подготовки к педсовету ответственных лиц
Недели | Председатель педагогического совета | Старший воспитатель | Специалисты | Секретарь |
1 | Вырабатывает план подготовки и проведения педсовета. Определяет тему семинара и назначает лектора. Организует работу творческой группы | Определяет условия просмотра открытых занятий. Подбирает вопросы анкетирования по теме. Включается в работу творческой группы | Формулируют теоретические основы проблемы педсовета. Определяют свою роль в подготовке педсовета | Подбирает методическую литературу и оформляет каталог |
2 | Проводит координационное совещание по работе творческой группы (творческая группа может быть создана если например педагогический совет проводится в форме деловой игры) | Посещает и анализирует занятия по определенной схеме. Анализирует результативность педагогической работы с детьми | Принимают активное участие в подготовке и проведении открытых просмотров. Анализируют уровень развития детей | Оформляет пакеты методических материалов (конспекты, планы, сценарии) |
3 | Организует теоретический семинар с приглашением специалистов | Организует взаимное посещение занятий и других открытых мероприятий педагогами | Проводят срезы уровня развития детей | Формирует банк диагностических материалов по проблеме педагогического совета |
4 | Обсуждает предварительные материалы педсовета с участниками группы. Обсуждает форму проведения педсовета | Организует совместный открытый просмотр по определенной схеме | Готовят педагогов к открытым занятиям | Осуществляет сбор опросников, анкет, карточек анализа открытых мероприятий |
5 | Знакомится с итогами открытых просмотров | Обрабатывает данные открытых занятий | Готовят к выступлению педагогов. Подготавливают собственные тезисы | Оформляет итоги просмотра открытых мероприятий |
6 | Организует работу творческой группы по теме | Работа творческой группы по теме педагогического совета | Готовит пакет методических материалов | |
7 | Анализирует цифровой материал. Готовит проект решения педсовета | Формируют банк творческих находок. Определяют целостную структуру педагогического процесса и взаимодействия педагогов и специалистов | Готовит стенды с цифровым материалом, графики, таблицы | |
8 | Утверждает сценарий проведения педсовета | Разрабатывают сценарий педсовета. Готовят предложения | Готовит зал и оборудование к проведению педсовета | |
9 | Творческая неделя: все члены педагогического коллектива, приглашенные (родители и др.) участвуют в работе педагогического совета |
Проведение педагогических советов
Для проведения педагогических советов используются различные методики, (коллективная мыслительная деятельности (КМД), коллективный способ обучения (КСО), деловые и ролевые игры) и различные форы организации.
В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой.
Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.
Примерная структура заседания педагогического совета может выглядеть следующим образом:
Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.
Далее следуют:
• отчет об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
• доклад по основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой план, отчет по передовому педагогическому опыту;
• знакомство с нормативными документами, рекомендациями;
• обсуждение и утверждение решений;
• сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков и выступлений участников, даты).
При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:
1. Значение данной проблемы.
2. Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.
3. Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОУ.
4. Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.
Перед каждым руководителем в начале учебного года неоднократно возникают проблемы: с чего начать учебный год, как подготовить и провести первый педагогический совет, какие самые главные вопросы необходимо обсудить на первом («установочном») педагогическом совете?
Предлагаем начать или, наоборот, закончить учебный год с педагогического совета в форме «философского стола». Это необычный педагогический совет – размышление всех работников образовательного учреждения перед новым учебным годом над главными проблемами данного учреждения.
Руководитель ДОУ, ведущий «философский стол», конечно же, должен быть знаком с проблемой на очень высоком научном уровне. Вопросы, которые можно вынести на данный «философский стол», могут выглядеть следующим образом:
• Каково назначение образования в современном мире?
• Какую роль в обществе призвано выполнять дошкольное образование в настоящее время?
• Что, почему и как реально происходит в нашем дошкольном учреждении?
• Что мы умеем делать хорошо и даже лучше других?
• Что у нас пока не получается?
• Каким мы хотим видеть наше дошкольное учреждение?
• Как сегодня жить и работать?
• Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать дошкольников?
• Какие ценности должны быть положены в основу деятельности воспитателя?
• Как сохранить целостность учебно-воспитательного процесса?
• Чего хотят от нашего дошкольного учреждения родители?
• Как подготовить дошкольников к переходу в начальную школу в новых социально-экономических условиях?
• Личностно ориентированная педагогика и наша педагогика. Как каждому воспитателю овладеть личностным подходом?
Успех такого педсовета зависит от того, насколько тщательной и заинтересованной будет подготовка.
Есть смысл договориться с несколькими воспитателями заранее о том, чтобы они выступили первыми по избранным вопросам. Некоторым следует предварительно дать несколько советов, а других подробно и обстоятельно проконсультировать.
Подбирается соответствующая литература, из которой черпаются мнения и суждения, аргументы и факты.
Непременно выдвигается условие: подобрать факты из жизни детского сада, которые можно и нужно использовать в качестве иллюстрации отдельных суждений.
Чтобы облегчить воспитателю подготовку к педсовету, можно предложить педагогам объединиться в творческие группы для предварительного обсуждения одного вопроса, предоставить каждой творческой группе педагогов заранее подготовленные памятки с конкретным теоретическим материалом.
При проведении последующих педагогических советов формирование творческих групп будет проходить произвольно: по интересам педагогов, по особенностям обсуждаемой проблемы, по уровню квалификации и т. д.
На «философском столе» исключено чтение докладов или заранее написанных выступлений. Желательно пользоваться планом выступления, записями, конспектами, цитатами.
Чрезвычайно важно поведение руководителя дошкольного образовательного учреждения, который выступает в качестве ведущего «философского стола». Вот почему необходимо четко и однозначно определить, зачем, с какой целью проводится педагогический совет, и во вступительном слове ясно и предельно конкретно, обрисовав обсуждаемую проблему, обратить внимание педагогического коллектива на конечный результат обсуждения (это может быть резолюция по итогам «философского стола», банк идей или просто рекомендаций).
Умело поставленные вопросы — залог успеха. Им необходимо придать дискуссионную формулировку. Центральных, ключевых вопросов должно быть не более 3—5, в течение педсовета они у всех перед глазами, то ли в форме плакатов, то ли прописанные на доске.
Последний вопрос должен быть таким, чтобы ответы на него подвели итог всему разговору.
Важно выбрать наиболее целесообразную последовательность рассмотрения вопросов. При этом следует исходить из психологических соображений. Разговор начинают с какого-нибудь несложного, но практически значимого вопроса, который может породить оживленную дискуссию таким образом, чтобы простимулировать всех к участию в дальнейшем обсуждении.
Вот здесь необходимо отметить важную деталь: требуется знание руководителем психологических особенностей каждого работника учебного заведения, каждого воспитателя ДОУ. Эти знания помогут ему не только при подготовке к первому педагогическому совету, но и при проведении всех последующих педагогических советов.
Ежегодно в каждом педагогическом коллективе проводится педсовет по теме: «Подведение итогов работы за год».
Следует уделять серьезное внимание подготовке такого педсовета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за год, успехов и неудач.
Подготовка и проведение заключительного педсовета начинается задолго до его проведения, так как предстоит проанализировать выполнение программы по всем разделам (методикам), определить слабые места и обозначить основные направления (задачи) на следующий учебный год.
Механизм анализа работы за год может быть разный и включать: самоанализ результатов работы воспитателями, специалистами; выборочную диагностику; просмотр обобщающих, итоговых занятий в группах; анкетирование родителей.
Все материалы обрабатываются, анализируются и могут быть представлены как итоговая справка к сообщению на педсовете.
Желательно обеспечить конкретное участие в подготовке и проведении педсовета каждого педагога, специалиста.
Готовясь к проведению итогового педсовета, можно предложить анкету, в которую включить следующие вопросы:
- Какие положительные моменты в работе нашего детского сада вы отмечаете?
- В чем заключаются отрицательные моменты? Как, по-вашему, их можно изменить?
- Решение каких проблем необходимо включить в план работы на следующий учебный год?
- Укажите, в подготовке каких вопросов вы могли бы принять участие.
- Какую тему самообразования вы намерены взять в следующем учебном году, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство?
Родители воспитанников могут быть привлечены к оценке работы педагогического коллектива через анкетирование. Интересно, если первые два вопроса, обозначенные выше, будут предложены и родителям.
Попробуйте сравнить — как ответили на эти вопросы члены педагогического и родительского коллективов.
Регламентом педсовета должна быть предусмотрена возможность для каждого педагога высказать свое мнение по решению поставленных проблем: каждому есть что сказать, отчитаться, поделиться опытом, выделить проблему.
Важную роль в подготовке и проведении этого педсовета сыграет оформление выставки, например: «Как мы прожили этот учебный год». Здесь можно представить фотографии интересных моментов из жизни детского сада.
Руководители на таком педсовете получают полное представление о проблемах и путях их решения. Конструктивное и деловое обсуждение получится, если накануне провести индивидуальное собеседование с педагогами, специалистами.
Такая предварительная работа поможет сформулировать проект решения, который будет корректироваться в ходе педсовета.
Материалы итогового педсовета — это первый блок плана работы на следующий учебный год.
Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Каждый из присутствующих должен хорошо видеть и слышать выступающих.
Например, рабочие места можно расположить следующим образом:
- фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;
- «круглый стол» полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
- «треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
- работа в «малых группах», т. е. по 3–4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
- для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.
Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.
Рекомендуемая литература:
- Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга для руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/ Под ред. Н.Ф. Дика. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
- Дик Н.Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении /Н.Ф. Дик. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
- Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Давыдова О.И. , Майер А.А., Богословец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). 2008г.
- Дуда О.В. Педсоветы в детском саду: Из опыта работы Автор-составитель: Дуда О.В. Часть 1,2. – Брянск: 2009г
- Журнал Старший воспитатель « 9, 2008г.
- Журнал Управление дошкольным образовательным учреждением N 2 2002г.
Автор: Кленова А.П., старший воспитатель, МБДОУ д/с N 81 г. Белгород.