Поэтапная работа по внедрению оздоровительной группы в ДОУ

здоровый образ жизниАвтор: Котенёва Окана Раисовна, старший воспитатель, МБДОУ д/с N1 «Дюймовочка» г.Куса, Челябинская область.

Введение

Согласно  Типового положения о дошкольном образовательном учреждении одной из задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же на основании Типового положения в учреждении группы могут иметь оздоровительную направленность. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулёзной интаксикацией, часто болеющих детей и других категориях детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса оздоровительных мероприятий.

Общая статистика по нашему детскому саду говорит о том, что из 94 ребёнка посещающих наше дошкольное учреждение:

Часто болеющие дети- 45 человек (50%)

Без ограничений -40 детей (40%).

И с каждым годом этот перевес становиться всё заметнее и заметнее.

Именно это и подтолкнуло нас на открытие оздоровительной группы в ДОУ, надеемся, что комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему оздоровления детей.

Цель оздоровительной группы:

Укрепление и сохранение здоровья детей.

Задачи:

  • Профилактика острых респираторных заболеваний у детей со сниженной  резистентностью.
  • Повышение иммунитета специфическими и неспецифическими методами.
  • Интеллектуальное и личностное развитие детей с учётом индивидуальных особенностей.
  • Просветительская работа с родителями с целью повышения их роли в профилактической работе по оздоровлению своих детей.

Ожидаемый результат:

  • Снижение заболеваемости.
  • Повышение уровня родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Свою работу мы разбили на несколько этапов:

 Первый этап: « Диагностико-прогностический» 

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Второй этап:  «Практический»

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Третий этап: « Обобщающий»

Первый этап: « Диагностико-прогностический» 

Для введение оздоровительной группы были проведены  ряд мероприятий, разработана и подготовлена нормативно-правовая  база.

В учреждении было разработано Положение о группе здоровья. В него включены следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи.
  • Порядок комплектования оздоровительной группы.
  • Организация деятельности оздоровительной группы.
  • Организация образовательного процесса в оздоровительной группе.
  • Штат, руководство, распределение функциональных обязанностей между педагогическим и медицинским персоналом учреждения по организации оздоровительной работы в группе.

Для чёткой и отлаженной работы разработан комплексный перспективный план по работе в оздоровительной группе, где необходимо учесть все организационные мероприятия: профилактические, учебно-оздоровительные, физиотерапию, контрольно-аналитическую деятельность и т.д.

Рекомендовано разработать индивидуальный  план оздоровительных мероприятий с ребёнком на год.
Если в работе оздоровительной группы проводиться физиотерапия, то необходимо разработать журнал учёта физиотерапевтических процедур, где следует указывать наименование и время процедур.

Одна из главных задач при открытии оздоровительной группы является разработка оздоровительной программы. В структуру базовой оздоровительной программы может входить:

  1. Пояснительная записка;
  2. Динамика здоровья и физического развития воспитанников;
  3. Система и содержание оздоровительной деятельности;
  4. Материально-техническое и программно-методическое и медицинское обеспечение оздоровительной программы;
  5. Преемственность в работе с семьей и школой;
  6. Циклограмма реализации программы;
  7. Мониторинг здоровья и физического развития.

Материально-техническое обеспечение. 

Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении имеются, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

Для организации и проведения лечебно-профилактической работы с часто болеющими детьми, для проведения коррекционных, реабилитационных и профилактических процедур в дошкольном учреждении  в  ДОУ организован медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора.

Современная наполняемость группы требует от педагогов создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу.

Параллельно с этим проходит отбор детей в оздоровительную группу, с воспитателями проходят консультации по темам «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Игра-среда здоровьесбережения» и т.д.
В ходе реализации первого этапа мы получили    теоретическую подготовку, изучили  методическую литература, проанализировали ресурсы, спланировали работу, провели мониторинг, разработали комплексную оздоровительную  программа, наметили план работы с родителями.

Второй этап:  «Практический»

Должна заметить, что сейчас мы внедряем оздоровительные группы в практику.

Система физкультурной работы включает в себя:

  • Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
  • Проведение двигательных разминок между занятиями;
  • Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
  • Организация динамического часа в конце прогулки ;
  • Гимнастика после дневного сна;
  • Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
  • Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
  • Сон без маек и подушек
  • Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
  • Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
  • Организация досугов, праздников;
  • Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
  • Организация кружковой работы: «Занятия аэробикой»;
  • Организация работы с семьёй.

Организуем работу по формированию у детей здорового образа жизни:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде.

Режим жизни оздоровительной  группы предусматривает:

  • увеличение периода приема детей в утренние часы (до 9ч);
  • увеличение продолжительности дневного и ночного сна с достаточным доступом воздуха;
  • строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;
  • творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;
  • чередование умственной и физической деятельности;

Утром большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе. Воспитательно-образовательный процесс строится так, что возможно проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Время, предназначенное для дневной прогулки детей, используется для профилактических мер в групповых помещениях: сквозное проветривание, кварцевание. Лечебно-оздоровительные процедуры проводятся индивидуально.

Временный отрезок обед-сон отводится для оздоровления детей (лечебно-оздоровительные и закаливающие мероприятия). Качественный полноценный обед, полоскание рта и горла настоем трав комнатной температуры.

После дневного сна с детьми проводится оздоровительная гимнастика в сочетании с воздушными ваннами, босохождение по массажным дорожкам.

В конце учебного года  в работу вступит третий этап: «Обобщающий».

Где будут подводиться итоги по физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.  И тогда мы сможем увидеть динамику уровня развития детей и оценить эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.