Автор: Котенёва Окана Раисовна, старший воспитатель, МБДОУ д/с N1 «Дюймовочка» г.Куса, Челябинская область.
Введение
Согласно Типового положения о дошкольном образовательном учреждении одной из задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же на основании Типового положения в учреждении группы могут иметь оздоровительную направленность. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулёзной интаксикацией, часто болеющих детей и других категориях детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса оздоровительных мероприятий.
Общая статистика по нашему детскому саду говорит о том, что из 94 ребёнка посещающих наше дошкольное учреждение:
Часто болеющие дети- 45 человек (50%)
Без ограничений -40 детей (40%).
И с каждым годом этот перевес становиться всё заметнее и заметнее.
Именно это и подтолкнуло нас на открытие оздоровительной группы в ДОУ, надеемся, что комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему оздоровления детей.
Цель оздоровительной группы:
Укрепление и сохранение здоровья детей.
Задачи:
- Профилактика острых респираторных заболеваний у детей со сниженной резистентностью.
- Повышение иммунитета специфическими и неспецифическими методами.
- Интеллектуальное и личностное развитие детей с учётом индивидуальных особенностей.
- Просветительская работа с родителями с целью повышения их роли в профилактической работе по оздоровлению своих детей.
Ожидаемый результат:
- Снижение заболеваемости.
- Повышение уровня родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Свою работу мы разбили на несколько этапов:
Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Второй этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Третий этап: « Обобщающий»
Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Для введение оздоровительной группы были проведены ряд мероприятий, разработана и подготовлена нормативно-правовая база.
В учреждении было разработано Положение о группе здоровья. В него включены следующие разделы:
- Общие положения.
- Основные задачи.
- Порядок комплектования оздоровительной группы.
- Организация деятельности оздоровительной группы.
- Организация образовательного процесса в оздоровительной группе.
- Штат, руководство, распределение функциональных обязанностей между педагогическим и медицинским персоналом учреждения по организации оздоровительной работы в группе.
Для чёткой и отлаженной работы разработан комплексный перспективный план по работе в оздоровительной группе, где необходимо учесть все организационные мероприятия: профилактические, учебно-оздоровительные, физиотерапию, контрольно-аналитическую деятельность и т.д.
Рекомендовано разработать индивидуальный план оздоровительных мероприятий с ребёнком на год.
Если в работе оздоровительной группы проводиться физиотерапия, то необходимо разработать журнал учёта физиотерапевтических процедур, где следует указывать наименование и время процедур.
Одна из главных задач при открытии оздоровительной группы является разработка оздоровительной программы. В структуру базовой оздоровительной программы может входить:
- Пояснительная записка;
- Динамика здоровья и физического развития воспитанников;
- Система и содержание оздоровительной деятельности;
- Материально-техническое и программно-методическое и медицинское обеспечение оздоровительной программы;
- Преемственность в работе с семьей и школой;
- Циклограмма реализации программы;
- Мониторинг здоровья и физического развития.
Материально-техническое обеспечение.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении имеются, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
Для организации и проведения лечебно-профилактической работы с часто болеющими детьми, для проведения коррекционных, реабилитационных и профилактических процедур в дошкольном учреждении в ДОУ организован медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора.
Современная наполняемость группы требует от педагогов создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу.
Параллельно с этим проходит отбор детей в оздоровительную группу, с воспитателями проходят консультации по темам «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Игра-среда здоровьесбережения» и т.д.
В ходе реализации первого этапа мы получили теоретическую подготовку, изучили методическую литература, проанализировали ресурсы, спланировали работу, провели мониторинг, разработали комплексную оздоровительную программа, наметили план работы с родителями.
Второй этап: «Практический»
Должна заметить, что сейчас мы внедряем оздоровительные группы в практику.
Система физкультурной работы включает в себя:
- Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
- Проведение двигательных разминок между занятиями;
- Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
- Организация динамического часа в конце прогулки ;
- Гимнастика после дневного сна;
- Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
- Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
- Сон без маек и подушек
- Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
- Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
- Организация досугов, праздников;
- Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
- Организация кружковой работы: «Занятия аэробикой»;
- Организация работы с семьёй.
Организуем работу по формированию у детей здорового образа жизни:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Режим жизни оздоровительной группы предусматривает:
- увеличение периода приема детей в утренние часы (до 9ч);
- увеличение продолжительности дневного и ночного сна с достаточным доступом воздуха;
- строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;
- творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;
- чередование умственной и физической деятельности;
Утром большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе. Воспитательно-образовательный процесс строится так, что возможно проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Время, предназначенное для дневной прогулки детей, используется для профилактических мер в групповых помещениях: сквозное проветривание, кварцевание. Лечебно-оздоровительные процедуры проводятся индивидуально.
Временный отрезок обед-сон отводится для оздоровления детей (лечебно-оздоровительные и закаливающие мероприятия). Качественный полноценный обед, полоскание рта и горла настоем трав комнатной температуры.
После дневного сна с детьми проводится оздоровительная гимнастика в сочетании с воздушными ваннами, босохождение по массажным дорожкам.
В конце учебного года в работу вступит третий этап: «Обобщающий».
Где будут подводиться итоги по физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. И тогда мы сможем увидеть динамику уровня развития детей и оценить эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.