Поэтапность и последовательность падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Рудык  Фаина Семеновна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад   N 47  «Сказка», Московская обл., г. Павловский Посад.

Грамматическая система русского языка сложна. Ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться.

Нарушение грамматического строя речи – аграмматизмы – нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Одним из ведущих аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи является нарушение падежных окончаний существительных, т.е. падежных конструкций. Проблемой формирования падежных конструкций занимались такие известные логопеды, как кандидат педагогических наук Шаховская С.Н., Ефименкова Л.Н., Серебрякова Н.В. Таким образом, одной из главных задач для работы с детьми с общим недоразвитием речи является формирование падежных конструкций. Начинать формировать их нужно как можно раньше.

Многолетний опыт работы подсказывает, что работу правильнее начинать с винительного падежа существительных 1 склонения единственного числа, так как существительные 2 склонения употребляются в именительном и винительном падежах одинаково.

Формировать любые падежные окончания целесообразно на обиходных и легко произносимых слов для ребенка словах. Например:

а) Вижу кого?
– маму, тетю, куклу, утку, Петю и т.д.

б) Дай, на, беру:
– зайку, лялю, кису, кашу и т.д.

Самое основное – это систематичность, т.к. усвоение любой грамматической формы у детей с общим недоразвитием речи вызывает огромные трудности.

После усвоения винительного падежа существительных 1 склонения перехожу к дифференциации винительного и именительного падежей, но окончание «у» у винительного падежа произношу по-прежнему утрированно, т.е. выделяю окончание «у». Например:

– это коза – дай козу;
– это ляля – дай лялю;
– это киса – дай кису.

Ребенок должен самостоятельно произносить слова в именительном и винительном падежах.

Далее отрабатываю дательный падеж существительных 1 склонения. Работа проводится аналогично. Выполняются педагогические принципы: доступность, систематичность, последовательность. Лексический материал подбирается с учетом речевых возможностей ребенка. Окончание существительных «е» произношу утрированно.

Например:

– Дай молоко кисе.
– Кому ты дал молоко?
– Кисе.
– Дай кашу ляле.
– Кому ты дал кашу?
– Ляле.

Затем проводится дифференциация именительного и дательного падежей существительных:

– Это кто?
– Курочка.
– Кому ты дал зернышко?
– Курочке.

После отработки дательного падежа перехожу к формированию родительного падежа у существительных 1 склонения с предлогом «у». При формировании данной грамматической категории отмечается несколько вариантов в зависимости от тяжести речевого нарушения и от речевого диагноза. У некоторых детей легче усваивается в активной речи предлог «у», а окончание родительного падежа опускается, а иногда наоборот. Поэтому подходить нужно дифференцированно.

Начинаю чаще всего работу с беспредложной конструкции:

– Нет кого?
– Мамы, папы, машины, куклы, пирамиды.

А затем перехожу к закреплению предлога «у».

– У кого уши длиннее?
– У зайки.
– У кого пушистый хвост?
– У лисы.

После закрепления этой грамматической категории начинаю работу по дифференциации родительного и именительного падежей.

– Кто к нам пришел?
– Лиса.
– У кого пушистый хвост?
– У лисы.
– Это кто?
– Киса.
– У кого короткие ушки?
– У кисы.

Затем начинаю формировать творительный падеж существительных 1 склонения единственного числа. Окончание «ой» обязательно выделяю и повторяю многократно, т.к. это окончание у детей с моторной алалией вызывает большие трудности.

При формировании творительного падежа существительных 1 склонения единственного числа предлоги «с», «за» не всегда отрабатываются параллельно, т.е. образец даю с предлогами, но в экспрессивной речи у моторных алаликов не всегда удается получить нужный результат.

Например, спрашиваю (после длительной отработки):

– С кем ты пришел?
– С мамой, с папой.

Если предлог опускается, то он отрабатывается сразу же после того, как ребенок четко дает нужное окончание «ой».
Предложный падеж с предлогом «на» часто отрабатываю одновременно с дательным падежом. Чаще эта работа проводится с детьми с третьим уровнем речевого развития. Например:

– Куда дети подошли?
– К плите.
– На чем стоит чайник?
– На плите.

Предлог «на» при формировании творительного падежа отрабатываю одновременно, т.к. данная категория, как правило, не вызывает особых осложнений (при сохраненном интеллекте).

При формировании предложно- падежных конструкций у существительных 1 и 2 склонения подхожу дифференцированно. Часто при формировании предложного падежа существительных 1 склонения работаю одновременно над формированием предложного падежа существительных 2 склонения. Но это допускаю только при третьем уровне речевого развития. Например:

– Где игрушка?
– На столе.
– Где дети?
– На горе.

Затем начинаю формировать конструкцию родительного падежа существительных 2 склонения единственного числа. Одновременно отрабатываю предлог «у».

– У кого красный гребешок?
– У петуха.
– У кого усы?
– У кота.

Формирование творительного падежа единственного числа у существительных 2 склонения требует длительного времени. Здесь используется дидактическая игра «Кто с чем»:

– С топором.
– С ножом.
– С карандашом.

Предлог «с» очень часто формируется после отработки падежных окончаний.

Работу по формированию падежных конструкций множественного числа начинаю с родительного падежа:

– Кого нет?
– Утят, ежат, цыплят.

Затем проводится работа по формированию родительного падежа с предлогом «у»:

– У кого иголки?
– У ежат.
– У кого длинные ушки?
– У зайчат.

После этого формирую творительный падеж с предлогом «с». Здесь часто использую дидактические игры по теме «Дикие и домашние животные»:

– С кем гуляет зайчиха?
– С зайчатами.
– С кем плавает утка?
– С утятами.

Предложно – падежная форма с предлогом «на» часто вызывает трудности не только у детей с общим недоразвитием речи, но и у детей с фонентико-фонематическим недоразвитием. Дети с ФФН при употреблении этой категории неверно произносят окончания: вместо «х» дают «ф». Например:

– Я катаюсь на санкаф, на лыжаф и т.п.

Дети с общим недоразвитием речи часто опускают предлог «на», а существительные употребляют в именительном падеже:

– Я катаюсь санки, лыжи и т.п.

Здесь я также подхожу дифференцированно. Иногда формирую предлог «на», а затем окончания, а иногда наоборот.
После отработки всех падежей провожу работу по дифференциации падежей единственного и множественного числа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website