«Поговорим о доброте»

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.

Поговорим о добротеОбразовательная деятельность «Урок доброты» была разработана для детей старшего дошкольного возраста в рамках единого Дня  Уроков Доброты «Мы все живём, чтобы оставить след», а также в ходе Дня открытых дверей «Мудрость доброго сердца» в дошкольном учреждении.

Духовно–нравственного развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших сторон воспитания личности ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Целью данного конкретного мероприятия является приобщение детей к ценностям человеческой культуры.

Образовательная деятельность определяет образовательные задачи по формированию нравственных категорий: добро и зло,благотворительность;упражнению в различении различных эмоциональных состояний;формированию умения оценивать свои поступки и рассуждать о том, могут ли они считаться «добрыми делами», а такжесовершенствованию навыков монологической речи.

Как и любая другая образовательная деятельность «Урок доброты» предусматривает решение развивающих задач, которые связаны с развитием творчества, воображения, развитием умения рассуждать, делать умозаключения, развитием навыков снижения психоэмоционального напряжения. В ходе занятия также решаются воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, искренности, открытости, чувства юмора.

В ходе образовательной деятельности предполагается интегрирование образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Настоящая образовательная ситуация предполагает вовлечение детей в различные виды детской деятельности: речевую, продуктивную, познавательную.

Чтобы достичь цель и решить задачи «Урока доброты», необходимо запланировать и провести предварительную работу по чтению сказок и просмотру мультфильмов «Кот Леопольд», «Сказка о Золотой рыбке», «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Гуси- лебеди», «Золушка», «Золотой Ключик»и др. с последующей беседой по содержанию прочитанного, принять участие вместе с детьми и родителями в акции «Спешите делать добро», предложить детям игры на развитие различных эмоциональных состояний.

 

Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры.

Образовательные задачи:

  • Способствовать формированию нравственных категорий: добро и зло; благотворительность;
  • Упражнять в различении различных эмоциональных состояний;
  • Формировать умение оценивать свои поступки и рассуждать о том, могут ли они считаться «добрыми делами»;
  • Совершенствовать навыки монологической речи;

Развивающие задачи:

  • Развивать творчество, воображение;
  • Развивать умение рассуждать, делать умозаключения;
  • Развивать навыки снижения психоэмоционального напряжения;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: речевая, продуктивная, познавательная.

Предварительная работа:Чтение сказок с последующей беседой по содержанию прочитанного, игра «Удивляюсь, радуюсь, злюсь, боюсь», участие в акции «Спешите делать добро».

Материалы:Пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, по 1 листу бумаги чёрного цвета на каждого ребёнка, листы бумаги голубого цвета стилизованные под капельки воды, слайды с фотографиями благотворительной акции «Спешите делать добро», изобразительные материалы.

  1. Приветствие.

Добрый день. Дорогие друзья и уважаемые гости!Я рада Вас видеть и надеюсь, что у вас хорошее настроение. У нас сегодня необычная встреча. Сегодня мы попробуем разобраться, что есть добро и зло.

(Идут слайды о милосердии, благотворительности, о красоте, о гармонии всего живого)

2.Ситуация общения «Добро и зло».

Что вы понимаете под словом «добро?»

(Ответы детей: Это все хорошее, доброе, красивое, приятное, это ласка, любовь, мир,мама, сопереживание)

А что есть зло?

(Ответы детей: Это все плохое, дурное, грубое, жадность, зависть, насилие, оскорбление, лицемерие, злоба)

3.Игра «Сказочные герои»

Вы все любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в такую игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, то хлопаете в ладоши, а если нет, то закрываете лицо ладошами.

(Кот Леопольд, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная шапочка, гуси- лебеди, Баба Яга, Золушка, Мальвина, Снежная королева и т. д.)

  1. 4. Игра «Не ошибись»

Ребята! С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытались угадать настроение, желание другого человека. Можете ли вы расшифровать эмоциональное состояние по мимике лица?

(Воспитатель показывает пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний)

Скажите, когда человек улыбается? (Когда ему хорошо и радостно).

  1. Игра «Смешилка»

А хотите посмеяться, повеселиться? Предлагаю поиграть в нашу любимую игру, которая называется «Смешилка»? (Дети сидят на стульчиках. Каждый задумывает слово и говорит его на ушко соседу. Воспитатель задаёт вопрос каждому из детей. Вопросы все разные. Например, «Что лежит у тебя в шкафу?»,«Чем размешиваешь чай?»,«С кем любишь играть?» Ответом на вопрос является то слово, которое ребёнок услышал на ушко).

6.Психогимнастика «Злой и добрый волшебник»

К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.

Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрый, а кто злой волшебник (по выражению лица).

Воспитатель читает стихотворение про волшебников:

Я слабым помогать готов

Без горьких слёз, без лишних слов!

Попавшим вдруг в беду

На помощь я всегда приду!
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.
А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.

 

На какого волшебника хочется быть похожим? Почему?

Ребята, возьмите по 1 листу бумаги чёрного цвета. Представим, что это наше плохое настроение, когда мы злимся.  У каждого из нас настроение бывает плохим и каждый из нас хотя бы раз в жизни злился на что-нибудь или на кого-нибудь. Нужно уметь бороться с таким настроением и со злостью внутри себя. Сомните лист бумаги руками, при этом сделайте мимику плохого настроения: нахмурьте брови, сожмите зубы, раздуйте ноздри. С силой сомните листочек и можно немного потопать. А теперь сложим наше плохое настроение и все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев злость в мешочек злому волшебнику и пусть уходит от нас с полным мешком.

 

Злой волшебник уходи!

Никогда не приходи!

Добрый с нами оставайся,

Злобе ты не поддавайся!

 

 

7.Рассказ с показом презентации о благотворительности.

Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? (Предположения детей). «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

Помните, в прошлом году мы вместе с родителями собирали вещи для маленьких детей-инвалидов, которые живут в интернате без мам и пап? И наша группа, и другие группы нашего детского сада насобирали целую машину вещей для этих детей. (Слайды с фотографиями благотворительной акции «Спешите делать добро»). Мы с вами не остались равнодушными к чужой просьбе о помощи. Целый год эти ребята были одетыми в красивые вещи, не замерзали, а, значит, не болели и были здоровы. И в том, что это было именно так есть и наша с вами заслуга.

  1. Рефлексия «Наши добрые дела»

Ребята, перед вами лежат капельки голубого цвета. Представим себе, что это наши добрые поступки, хорошие дела. Давайте попробуем с помощью капелек сосчитать, сколько добрых поступков и хороших дел мы совершилиза эту неделю. Например, я кормила голубей хлебными крошками. (Воспитатель кладёт кружок в корзину). А что сделали вы? Может быть, вы помогали маме? А может быть, вы поделились с другом игрушкой? А может быть, вы пожалели кого-нибудь?Расскажите об этом. Давайте посчитаем, сколько же добрых дел мы смогли сделать?

В жизни, капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки, а ручейки в реку, а река в море добра. И это зависит от нас, людей. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

  1. Рисование «Доброта»

Перед вами на столах краски, мелки, цветные карандаши. Предлагаю нарисовать то, что вы считаете относится к понятию «Доброта». Ваши работы мы разместим в уголке для родителей. Пусть они улыбнутся и порадуются тому, как вы умеете рисовать, а главное, что вы умеете думать и совершать добрые поступки.