Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
Образовательная деятельность «Урок доброты» была разработана для детей старшего дошкольного возраста в рамках единого Дня Уроков Доброты «Мы все живём, чтобы оставить след», а также в ходе Дня открытых дверей «Мудрость доброго сердца» в дошкольном учреждении.
Духовно–нравственного развитие детей дошкольного возраста является одной из важнейших сторон воспитания личности ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Целью данного конкретного мероприятия является приобщение детей к ценностям человеческой культуры.
Образовательная деятельность определяет образовательные задачи по формированию нравственных категорий: добро и зло,благотворительность;упражнению в различении различных эмоциональных состояний;формированию умения оценивать свои поступки и рассуждать о том, могут ли они считаться «добрыми делами», а такжесовершенствованию навыков монологической речи.
Как и любая другая образовательная деятельность «Урок доброты» предусматривает решение развивающих задач, которые связаны с развитием творчества, воображения, развитием умения рассуждать, делать умозаключения, развитием навыков снижения психоэмоционального напряжения. В ходе занятия также решаются воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, искренности, открытости, чувства юмора.
В ходе образовательной деятельности предполагается интегрирование образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Настоящая образовательная ситуация предполагает вовлечение детей в различные виды детской деятельности: речевую, продуктивную, познавательную.
Чтобы достичь цель и решить задачи «Урока доброты», необходимо запланировать и провести предварительную работу по чтению сказок и просмотру мультфильмов «Кот Леопольд», «Сказка о Золотой рыбке», «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Гуси- лебеди», «Золушка», «Золотой Ключик»и др. с последующей беседой по содержанию прочитанного, принять участие вместе с детьми и родителями в акции «Спешите делать добро», предложить детям игры на развитие различных эмоциональных состояний.
Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры.
Образовательные задачи:
- Способствовать формированию нравственных категорий: добро и зло; благотворительность;
- Упражнять в различении различных эмоциональных состояний;
- Формировать умение оценивать свои поступки и рассуждать о том, могут ли они считаться «добрыми делами»;
- Совершенствовать навыки монологической речи;
Развивающие задачи:
- Развивать творчество, воображение;
- Развивать умение рассуждать, делать умозаключения;
- Развивать навыки снижения психоэмоционального напряжения;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: речевая, продуктивная, познавательная.
Предварительная работа:Чтение сказок с последующей беседой по содержанию прочитанного, игра «Удивляюсь, радуюсь, злюсь, боюсь», участие в акции «Спешите делать добро».
Материалы:Пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, по 1 листу бумаги чёрного цвета на каждого ребёнка, листы бумаги голубого цвета стилизованные под капельки воды, слайды с фотографиями благотворительной акции «Спешите делать добро», изобразительные материалы.
- Приветствие.
Добрый день. Дорогие друзья и уважаемые гости!Я рада Вас видеть и надеюсь, что у вас хорошее настроение. У нас сегодня необычная встреча. Сегодня мы попробуем разобраться, что есть добро и зло.
(Идут слайды о милосердии, благотворительности, о красоте, о гармонии всего живого)
2.Ситуация общения «Добро и зло».
Что вы понимаете под словом «добро?»
(Ответы детей: Это все хорошее, доброе, красивое, приятное, это ласка, любовь, мир,мама, сопереживание)
А что есть зло?
(Ответы детей: Это все плохое, дурное, грубое, жадность, зависть, насилие, оскорбление, лицемерие, злоба)
3.Игра «Сказочные герои»
Вы все любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в такую игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, то хлопаете в ладоши, а если нет, то закрываете лицо ладошами.
(Кот Леопольд, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная шапочка, гуси- лебеди, Баба Яга, Золушка, Мальвина, Снежная королева и т. д.)
- 4. Игра «Не ошибись»
Ребята! С давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытались угадать настроение, желание другого человека. Можете ли вы расшифровать эмоциональное состояние по мимике лица?
(Воспитатель показывает пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний)
Скажите, когда человек улыбается? (Когда ему хорошо и радостно).
- Игра «Смешилка»
А хотите посмеяться, повеселиться? Предлагаю поиграть в нашу любимую игру, которая называется «Смешилка»? (Дети сидят на стульчиках. Каждый задумывает слово и говорит его на ушко соседу. Воспитатель задаёт вопрос каждому из детей. Вопросы все разные. Например, «Что лежит у тебя в шкафу?»,«Чем размешиваешь чай?»,«С кем любишь играть?» Ответом на вопрос является то слово, которое ребёнок услышал на ушко).
6.Психогимнастика «Злой и добрый волшебник»
К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.
Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрый, а кто злой волшебник (по выражению лица).
Воспитатель читает стихотворение про волшебников:
Я слабым помогать готов
Без горьких слёз, без лишних слов!
Попавшим вдруг в беду
На помощь я всегда приду!
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.
А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.
На какого волшебника хочется быть похожим? Почему?
Ребята, возьмите по 1 листу бумаги чёрного цвета. Представим, что это наше плохое настроение, когда мы злимся. У каждого из нас настроение бывает плохим и каждый из нас хотя бы раз в жизни злился на что-нибудь или на кого-нибудь. Нужно уметь бороться с таким настроением и со злостью внутри себя. Сомните лист бумаги руками, при этом сделайте мимику плохого настроения: нахмурьте брови, сожмите зубы, раздуйте ноздри. С силой сомните листочек и можно немного потопать. А теперь сложим наше плохое настроение и все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев злость в мешочек злому волшебнику и пусть уходит от нас с полным мешком.
Злой волшебник уходи!
Никогда не приходи!
Добрый с нами оставайся,
Злобе ты не поддавайся!
7.Рассказ с показом презентации о благотворительности.
Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? (Предположения детей). «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».
Помните, в прошлом году мы вместе с родителями собирали вещи для маленьких детей-инвалидов, которые живут в интернате без мам и пап? И наша группа, и другие группы нашего детского сада насобирали целую машину вещей для этих детей. (Слайды с фотографиями благотворительной акции «Спешите делать добро»). Мы с вами не остались равнодушными к чужой просьбе о помощи. Целый год эти ребята были одетыми в красивые вещи, не замерзали, а, значит, не болели и были здоровы. И в том, что это было именно так есть и наша с вами заслуга.
- Рефлексия «Наши добрые дела»
Ребята, перед вами лежат капельки голубого цвета. Представим себе, что это наши добрые поступки, хорошие дела. Давайте попробуем с помощью капелек сосчитать, сколько добрых поступков и хороших дел мы совершилиза эту неделю. Например, я кормила голубей хлебными крошками. (Воспитатель кладёт кружок в корзину). А что сделали вы? Может быть, вы помогали маме? А может быть, вы поделились с другом игрушкой? А может быть, вы пожалели кого-нибудь?Расскажите об этом. Давайте посчитаем, сколько же добрых дел мы смогли сделать?
В жизни, капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки, а ручейки в реку, а река в море добра. И это зависит от нас, людей. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
- Рисование «Доброта»
Перед вами на столах краски, мелки, цветные карандаши. Предлагаю нарисовать то, что вы считаете относится к понятию «Доброта». Ваши работы мы разместим в уголке для родителей. Пусть они улыбнутся и порадуются тому, как вы умеете рисовать, а главное, что вы умеете думать и совершать добрые поступки.