Автор: Шарапова Ираида Борисовна, методист, МБДОУ д/с «Аист», п. Солнечный, Сургутский район.
1. Общие положения
- Настоящее Положение о порядке разработки, утверждения и реализации рабочих программ педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Аист» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (далее – Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- ООП ДО МБДОУ д/с «Аист» (далее по тексу Учреждение);
- Настоящее Положение регулирует процесс разработки, утверждения и реализации рабочих программ педагогов, порядок и срок их рассмотрения. Рабочая программа – нормативно-управленческий документ Учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа педагога показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования.
- Рабочие программы являются обязательной составной частью ООП ДО Учреждения; разрабатываются педагогами и специалистами, реализующими образовательную деятельность в соответствии федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), ООП ДО учреждения и отражают методику реализации программы с учетом необходимости:
- указать подходы и принципы, лежащие в основе образовательной работы с детьми;
- указать специфику деятельности педагога (возрастной группы) или специалиста (по определенной образовательной области);
- указать особенности Учреждения (группы);
- указать специфику части, формируемой участниками образовательных отношений (в т.ч. участие родителей в реализации программы, возможности сетевого взаимодействия).
2. Основные функции рабочей программы
2.1. Нормативная – рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме.
Целеполагание – рабочая программа определяет ценности и цели, ради достижений которых она введена в ту или иную образовательную область.
Целедостижения – рабочая программа фиксирует структуру и объем содержания дошкольного образования, технологии образовательной деятельности с детьми.
Целеизмерения – рабочая программа содержит показатели и критерии оценки эффективности образовательной деятельности педагога.
3. Структура рабочей программы
3.1. Рабочая программа включает:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики;
- планируемые результаты
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей;
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- описание материально-техническое обеспечение Программы;
- методическое обеспечение средствами обучения и воспитания;
- режим дня и/или распорядок;
- традиционные события, праздники, мероприятия;
- особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
4. Оформление рабочей программы
4.1.Рабочая программа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А 4. Текст следует печатать с использованием шрифта Times New Romanшрифт 12(в таблицах допускается уменьшения размера шрифта),
интервал 1,15, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Нумерация страниц: арабские цифры (1, 2, 3), сквозная, выравнивание по правому нижнему краю страницы, титульной странице присваивается номер 1, но не печатается. Каждый новый раздел должен начинаться с новой страницы.
4.2.Рабочая Программа сдается на бумажном носителе и в электронном варианте.
5. Права Учреждения
5.1. В соответствии с Законом РФ «Об Образовании в РФ» пункт 1 статья 28 Организация разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы самостоятельно.
5.2. Педагог – составитель рабочей программы может самостоятельной: расширить перечень дидактических единиц в пределах регламентированных максимальной нагрузки воспитанников и при условии преемственности при переходе от одной возрастной группы в другую.
6. Ответственность
6.1. В соответствии с Законом РФ «Об Образовании в РФ» пункт 7 статья 28
Организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ.
6.2. Педагог-составитель при разработке рабочей программы должен учитывать основные положения ФГОС ДО к структуре ООП ДО обеспечивающие реализацию данного содержания.
7. Механизм разработки, согласования и утверждения рабочей программы
7.1. Рабочая программа разрабатывается педагогом Учреждения в соответствии с ФГОС ДО, ООП ДО Учреждения.
7.2. Рабочая программа рассматривается на Педагогическом совете на предмет соответствия структуры и содержания. Результаты рассмотрения рабочей программы фиксируются в протоколе заседания педагогического совета.
7.3. При соответствии рабочей программы установленным требованиям на титульном листе фиксируется резолюция заведующего по утверждению рабочей программы.
8. Изменения и дополнения в рабочие программы
8.1. Основания для внесения изменений:
- предложения по результатом текущего года;
- обновление списка литературы;
- предложения педагогического совета, администрации Учреждения.
8.2. Коррективы вносятся с учетом последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов.
9. Делопроизводство и контроль
9.1. Рабочая программа входит в состав программно-методического комплекса к ООП ДО Учреждения.
9.2. Бумажные варианты всех утвержденных рабочих программ хранятся в сброшюрованном виде у педагога и в методическом кабинете.
9.3. Рабочая программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.
9.4. Электронный вариант (аналог) рабочей программы хранится в электронной базе данных методического кабинета.
9.5. Заместитель заведующего осуществляет контроль: введения рабочей программы (рассмотрение на педагогическом совете); сосредоточения копий рабочих программ.
9.6. Администрация осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части.
9.7. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на педагогов и специалистов. Ответственность за контроль полноты реализации рабочих программ возлагается на заместителя заведующего, методиста, старшего воспитателя.