Конспект занятия по правилам дорожного движения для средней группы
Автор: Евтушенко Фиюза Хамитовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ N86 «Электроник», Центр развития ребёнка г.Набережные Челны.
Цели занятия: Обучающие – учить правилам поведения при посадке в общественный транспорт и выходе из него. Продолжать учить детей узнавать места остановок общественного транспорта, знаки определяющие их. Научить правильно, применять полученные знания о безопасном поведении на дорогах, о правилах дорожного движения, дорожных знаках, различных видов транспортных средств. Закреплять умения в играх и в повседневной жизни.
Развивающие: Развивать умение анализировать дорожную ситуацию. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Развивать умение применять полученные знания при посадке в транспорт и выходе из него; знания об остановках и дорожных знаках.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на остановке, в общественном транспорте при посадке и выходе из него. Формировать навыки вежливого общения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
На улице нашей машины, машины.
Машины малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые,
Торопятся, мчатся будто живые.
-Посмотрите на картину. Что вы видите на картине?
Дети: Видим улицу, дорогу, машины, автобус.
Воспитатель: Молодцы! Верно, это наша улица. А по ней быстро мчатся машины и грузовые, и легковые. Кто скажет, на чём люди ездят на работу, в детский сад, в школу?
Дети: Ездят на автобусе, трамвае, троллейбусе, метро.
Воспитатель: Что относится к общественному транспорту? Чтобы помочь вам я загадаю загадки.
Дом по улице идёт.
На работу всех везёт.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети: Автобус
Воспитатель: Правильно, отгадали. Это автобус.( Ставит картинку) Отгадайте вторую загадку.
Красный вагон по рельсам бежит.
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чём же мы с вами по городу едем?
Дети: Трамвай.
Воспитатель: Молодцы! (ставит картинку). Послушайте ещё одну загадку.
Что такое отгадай?
Не автобус, не трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хоть колёса на резине.
Дети: Троллейбус.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (ставит картинку на доску) Посмотрите дети на картинки. Что вы видите?
Дети: Машины.
Воспитатель: Давайте перечислим их и назовём их правильно. Кто хочет?
Дети: Автобус, трамвай, троллейбус.
Воспитатель: Молодцы! Кто вспомнит, кто знает, как называется этот транспорт одним словом?
Дети: Общественный транспорт.
Воспитатель: Умницы! Не забыли! Автобус, трамвай, троллейбус – это общественный транспорт. Это такой транспорт, который перевозит людей-пассажиров. Так какой же вид транспорта перевозит пассажиров?
Дети: Общественный
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем с вами в игру «Четвёртый лишний». Посмотрите перед вами картинки, а в них изображён транспорт. Что здесь является лишним и не относится к общественному транспорту.
Дети: Грузовик. Он возит кирпичи, камни, песок.
Воспитатель: Да, здесь лишним является грузовик. Автобус, трамвай, троллейбус – это общественный транспорт. На нём пассажиры едут на работу, грузовик возит груз. Ребята, а где пассажиры ждут автобус, трамвай, троллейбус?
Дети: На остановке.
Воспитатель: Молодцы! Место, где ждут люди общественный транспорт, называется остановка. Как узнать остановку?
Воспитатель: На остановке стоят специальные знаки. Вот такие, посмотрите ребята. (показ знаков остановки)
А теперь давайте поиграем в игру «Расставь знаки остановки». Надо правильно расставить знаки на остановках. Какой знак будет стоять у трамвайной остановки? Поставьте. Какой знак будет стоять у троллейбусной остановки? Поставьте. Какой знак будет находиться у автобусной остановки? Поставьте.
Дети: Больше нет знаков. Здесь только два знака. А транспорта три.
Воспитатель: Ребята, у троллейбуса и автобуса один знак вот такой.(показ) На нём нарисован автобус. А у трамвая знак вот такой (показ). На нём нарисован трамвай. Вы справились с заданием. Молодцы!
Ребята, а вы знаете как вести себя на остановке? Кто знает? Кто скажет?
Я расскажу вам о правилах поведения на остановке:
- Ожидай транспорт только на остановке, на посадочной площадке.
- Не выходи на проезжую часть дороги.
- На остановке не толкайся, не шуми, не играй. Будь внимателен.
Запомнили правила? Повторите.
Посмотрите, к остановке подъехал автобус. Водитель приглашает нас совершить посадку. Кто скажет, как надо правильно входить в автобус?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, в транспорт заходят в заднюю дверь, но если на остановке стоят больные люди, бабушки, дедушки, мамы с маленькими детьми, то им разрешается заходить в переднюю дверь.
Смотрите, к нам пришёл Буратино!
Буратино: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй Буратино! Ты знаешь как вести себя на остановке?
Буратино: Нет, не знаю.
Воспитатель: Буратино, ты знаешь в какую дверь заходят люди?
Буратино: Знаю, заходят в переднюю, а выходят в заднюю дверь.
Воспитатель: Дети, Буратино правильно сказал?
Дети: Нет, надо заходить в заднюю дверь, а выходить в переднюю дверь.
Воспитатель: Ребята. Давайте покажем Буратино, как надо заходить и выходить из транспорта.
Игра «Поможем Буратино»
Цель: Знать правила поведения на остановке, в общественном транспорте. Формировать основы культуры поведения в транспорте.
Водитель(воспитатель) : Начинается посадка в автобус. Если вы совершите посадку неправильно, то автобус не поедет. Вспомните: как заходить в автобус? Кому первым заходить в автобус? Кто кому уступит место? Кто сядет? (заранее из стульев сделан автобус, мест в нём меньше чем детей.)
Посадка в автобус осуществляется с задней двери. Девочки садятся с куклами на руках, мальчики стоят, держась за спинки стульев.
Водитель: Все устроились? Поехали! (поют песню: «Мы едем, едем, едем»).
Буратино: Ребята, спасибо, что взяли меня с собой. Но я не знаю правила поведения в транспорте. Научите меня, пожалуйста.
Воспитатель: Дети поможем Буратино запомнить правила поведения в транспорте?
Дети: Да поможем!
Воспитатель: Верно, молодцы! Запомни Буратино. Входи в автобус, в трамвай, троллейбус только после полной его остановки в заднюю дверь. Не задерживайся в проходе, чтобы не мешать другим пассажирам. Оплати свой проезд в течение одной остановки. Не сори, не шуми, не отвлекай водителя. Не высовывайся из окон транспорта. Уступай место старшим, больным, пассажирам с детьми, девочкам. Ты запомнил, Буратино?
Водитель: Внимание! Скоро остановка. Двери откроются, если вы ребята скажете, как правильно выйти из автобуса.
Дети: Пассажиры выходят в переднюю дверь.
Водитель: Верно, молодцы! Но кого надо сначала пропустить?
Дети: Бабушек, дедушек, больных, мам с детьми на руках, девочек. Подать им руку, помочь сойти со ступенек.
Водитель: Правильно, дети. Я очень доволен вами. А ты Буратино запомнил?
Буратино: Да запомнил. Слушайте дети!
В общественный транспорт прошу не забыть!
Положено в заднюю дверь заходить.
На выход идите к передним дверям,
Но главное что я советую вам:
Выход и вход лишь тогда совершать,
Когда будет транспорт на месте стоять.
Надо нам правила всем соблюдать.
Правильно дети?
Дети: Да правильно.
Буратино: Ну что же двериоткрылись. Нам пора прощаться. Пойду, расскажу своим друзьям (Буратино выходит в переднюю дверь, подаёт руку детям, помогая сойти). Я расскажу друзьям про улицу. На улице ездят машины. Одни машины возят груз, называются…… (грузовики). Другие машины возят людей, называются…..(автобус, трамвай, троллейбус). Одним словом …(общественный транспорт). В общественный транспорт садятся на …….(остановке), остановку узнают по….(знакам). В транспорт заходят в ……(заднюю дверь), выходят в ….(переднюю дверь). В автобусе и на остановках люди ведут себя вежливо, не грубят, не кричат, правильно ребята?
Дети: Да.
Буратино прощается с детьми и уходит.
Используемая литература:
- Ковалько В. И. « Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу» М.: «ВАКО» 2008г
- Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения» ИТД «Корифей»