«Познавай-ка»

Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

Пояснительная записка:

Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..
Направленность программы коррекционно- развивающая.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат :  дети 4-5 лет
Показание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.
Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития, гиперактивным ( СДВГ) .
Цель программы развить познавательные процессы.
Цель достигается через решение следующих задач:
Задачи
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.
2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3. Развития коммуникативных навыков.
4. Обучение математическим способностям.
5. Повышение самооценки.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ – терапия. Упражнение на сплочение.

Входная и выходная диагностика:

  • Диагностика внимания:

Исследуем с помощью игр: «Найти одинаковые стаканчики». Перед ребенком выставляют четыре цветных стаканчика. Две из них совпадают по цвету и форме. Необходимо найти одинаковые стаканчики.

  • Восприятие.

Цвета. Разложить кружочки по коробочкам (по цвету).
Формы. Разложить геометрические фигуры.
Восприятие величины. Расставить матрешек по росту.

  • Диагностика памяти.

Слуховая память. Ряд слов для запоминания: мальчик, дерево, осень,  мама, дождь, свеча, луна,  бант.
Зрительная память. Раскладываются картинки с геометрическими фигурами.
Затем картинки убираются.

  • Диагностика мышления.

Разложить картинки по заданному  принципу.
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога.
Необходимо место для подвижных игр.
Раздаточный материал по количеству детей.
Наполняемость детей в группе 4-5 человек.
Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
Необходимые материалы :

  • Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.
  • Краски и кисточки.
  • Расходный материал (который готовится заранее).
  • Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой  моторики.
Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
Тематический план

Тема занятийЦель занятийСодержаниеКоличество часов
N1  «Колобок» Развитие мелкой моторики.
.
1.Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
2.Пальчиковая гимнастика
3.Упражнение
« Раскрась колобка».
4.Вспомнить изображение.
5.
« Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. « Достань звезду»
20 мин
N2 « Маша и медведи»Развитие мышления.

 

1.Разложить фигуры по росту.
2.Перебрать крупу и разложить по коробкам.
3.У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки
( тренируем мышления).
4.Упражнение
« Запомни узор».
5.Релаксация « Достань звезду»
20 мин
N3
« Котенок»
 Развитие восприятия цвета и форм.

 

 

1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие».
2.Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.
5.Помогите Котенку расселить зверей
( домашние и дикие).
6.Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?
20 мин
N4
« Теремок»
 Развитие мелкой моторики и внимания.

 

1. « Веселые приветствие»
2.Сделай Котенка из геометрических фигур.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Найди и зачеркни.
5.Вспомнить героев сказки.
20 мин
N5

«Мышонок»

 Развитие мышления и творческого потенциала.

 

1. « Веселые приветствия»
2.Найди в стихотворении ошибки.
3.5 игрушек запоминаем и вспоминаем игрушку, которую убрали.
4. Раскрась понравившийся предмет. Превратить фигуры в разные предметы
5.Припоминание.
20 мин
N6
« Шалтай- Балтай»
Развитие памяти и
мелкой моторики.

 

1.Зачеркните все подснежники на листе.
2.Вспомните, где лежала игрушка.
3.Соедини точки так чтобы получилось изображение
( рыбка, домик, зонтик)
4.Отгадайте загадки.
Придумывают свою загадку.
5.Релаксация « Шалтай-болтай».
20 мин

 

 

 

N7 «Фигуры»Развитие мышления и
мелкой моторики.

 

  • Приветствие
  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).
  • Упражнение
  •  « Зоркий глаз».
  • Выкладывается узор из геометрических фигур.
  • Релаксация.

 

 

20 мин
N8
« Подарок»
Развитие памяти и
мышления.

 

  • Приветствие:
  • Шуточные тесты

« Найдите ошибку художника»
3.Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
  • Раскрась мандалу.
  • Релаксация.
20 мин
N 9 «Кляксы»Развитие памяти и  воображения.

 

 Приветствие.
1.Проверим память.
Поставим 5 игрушек на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка
2.Разрезные картинки.
3. « Кляксы».
4.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.
5.Релаксация.
20 мин
N10
« Овал»
Развитие мышления и
воображения.

 

Приветствие.
« Веселые приветствия».
1.Дорисуй овалы.
2.Четвертый лишний.
3.« Жмурки».
4. Корректурная проба.
5.Релаксация.
20 мин
N 11 « Будь внимателен» Развитие внимания.

 

1.Приветствие.
2.«Снежинки»
Найти одинаковые снежинки.
3.« Камень ножницы бумага».
4.« Разведчики».
5.Релаксация.
20 мин
N 12 «Итог»Развитие мышления.

 

Приветствие.
1.Четвертый лишний.
2. Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.
3.Расставь изображения по местам.
4.Узнай, что лежит в коробке..
5.« Зеркало».

 

20мин

 

Педагог – психолог__________________________Хамматова Н.И.

Занятие N 1. Сказка «Колобок»
Цель:
1. Приветствие
2 Развитие восприятия форм и цвета.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие зрительной памяти и внимания.
5.Развитие мышления.
6 Релаксация.

Оборудование:
-Цветные карандаши.
-4 геометрические формы.
-Тренировочные тетради – развитие мышления.
-Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.
Ход:
1.Приветствие:
Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
Все выстраиваются в одну линию.
Ветер дует на того кто любит яблоки
Кто в брюках
Кто сегодня умывается
У кого есть кошка
Бегут к другой стене.
Основная часть: припоминается сказка.
2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобок
Пальчиковая гимнастика:
Колобок – это пальчик он катиться по дороге.
3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.
Что еще круглой формы?
Называются предметы круглой формы.
Упражнение « Раскрась колобка».
Предлагается 4 карандаша.
Нарисуй рядом дорогу и солнце,  траву и небо.
4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.
Дети запоминают, затем убирается одно изображение.
( повторяется несколько раз)
5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. Релаксация
« Достань звезду»
Припоминание.
Прощание.

 

Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».

Цель:
1. Восприятие форм, цвета и величины.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и внимания.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация

Оборудование:
-Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.
– Крупа и коробочки.
-Тарелочки бумажные.
-Краски и кисточки.
-Тетрадь тренируем мышление и память.

Ход:
Приветствие.
Упражнение на сплочение группы:
Основная часть:
Припоминание сказки « Маша и медведи»

1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.
Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу – самые большие.
2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.
Раскрасить тарелку для Мишутки.

  • Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.
  • Упражнение « Запомни узор»

На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.

  • Релаксация « Достань звезду».

 

Занятие N 3 « Котенок»
Цель:
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и мышления.
4. Релаксация.

Оборудование:
-Цветные карандаши.
-Трафаретные линейки.
-Карандаши.
Ход:
Приветствие.

  • Упражнение на сплочение « Веселые приветствие»
  • Основная часть.

Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.
Сделать рисунок.
Сосчитать фигуры.
Раскрасить круг – желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.

  • Пальчиковая гимнастика.

Как у кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы
Глазки смелы, зубки белы
( развести руки, руки к себе,  ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.)
Проведи дорожку к домику Котенка.

  • Тренируем память.

Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.

  • Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.
  • Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

 

Занятие N 4 « Теремок»

Цель:
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти.
5. Релаксация.

Оборудование:
-бланк- корректурная проба
-герои сказок теремок
-геометрические фигуры

 

Ход:

Приветствие:
« Веселые приветствия»

  • Сделай Котенка из геометрических фигур:

– овала
– круга
– 6 треугольников
– прямоугольник
Раскрась:
Круг- желтым
Треугольники- черным
Прямоугольник и овал- белым.
Приклей на бумагу.

  • Пальчиковая гимнастика.

« Веселая мышка»
Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)
Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)
Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)
Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)
Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)

  • Расставить и  зачеркнуть.
  • Вспоминаем героев сказки « Теремок».

Изображение животных (4)
Убираем 1 героя.

  • Релаксация.

Занятие N5 « Мышонок»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие зрительной памяти.
3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
4. Развитие мышления и творческого потенциала.
5. Релаксация.

Оборудование:

-Листы с кругами и овалами
– 5 игрушек из разного материала
-цветные карандаши

Ход:

1.Упражнение на сплочения.
« Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.

2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.
Куклу, выронив из рук
Маша мчится к маме:
« Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник « Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
Я тигренок, а не миска (киска)!

3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.
Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)

  • Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)
  • Превратить фигуры в разные предметы.

 

Занятие N 6 « Карандаш»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация.
Оборудование:
– листы корректурной пробы
– листы с точками
Ход:

  • Зачеркните все подснежники на листе.
  • Вспомните, где лежала игрушка.
  • Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)
  • Отгадайте загадки:

Сто одежек и все без застежек.( Капуста)
Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок)
Зимой белый а летом серый.( Заяц)
Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо)
Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик)
Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол)
2 стекла на носу болтаются.
Придумывают свою загадку.

  • Релаксация « Шалтай-болтай»

Ребенок изображает героя стихотворения.
Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.
Взрослый читает стихотворение:

Шалтай-болтай
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.

 

Занятие N 7 « Фигуры»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие мышления.
3. Развитие памяти.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Релаксация.
Оборудование:
– Лото геометрических фигур
– счетные палочки

Ход:

  • Приветствие
  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).
  • Упражнение « Зоркий глаз»

Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.

  • Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.
  • Релаксация.

 

Занятие N 8 « Художники»

Цель:

  • Развитие внимания.
  •  Развитие памяти.
  • Развитие мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Релаксация.

Оборудование:
-лист бумаги
– шуточные тесты

Ход:

  • Приветствие:
  • Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»
  • Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь.

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
  • Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.
  • Релаксация.

Занятие N 9 « Клякса»

Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие речи и мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Рефлексия.

 

Оборудование:
-открытки на каждого
-краски и чистый лист бумаги
– 4 игрушки
– пуговицы разные

 

Ход:

1 Приветствие.
2.Разрезные картинки.
Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.
Необходимо собрать целое.
3. « Кляксы»
Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.
4.Проверим память.
Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.

5.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.

  • Релаксация.

 

Занятие N 10 «Будь внимателен»

Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие коммуникаций.
5.Рефлексия.
Оборудование:
– Лист корректурной пробы на каждого
– лист с овалами
Ход:
1.Приветствие.
« Веселые приветствия»
Ушко к ушку. Лобик к лобику.
2.Дорисуй овалы.
3.Четвертый лишний.
4.« Жмурки»
Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.
5.Релаксация.

 

Занятие N 11 «Разведчики»
Цель:
1.Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Развитие воображения.
4. Развитие памяти.
Оборудование:
Ход:

  • Приветствие.
  • «Снежинки»

Найти одинаковые снежинки.

  • « Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.
  • « Разведчики». Выбирают одного « разведчика». Он командует « Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза и его задача обнаружить изменения.
  • Релаксация.

 

Занятие N 12 «Итоговое»
Цель:
1.Развитие мышления.
2. Общее развитие.
3. Релаксация.

Оборудование:
– изображение овощей и фруктов
– предметы различной формы
– цветные карандаши и лист бумаги.

Ход:

  • Приветствие.
  • Назовите предметы, изображенные на картинке.

Капуста
Перец
Вишня
Свекла
Какой предмет не подходит к остальным?
И т.д. с другими картинками.
2. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.

  • Предлагаются изображения овощей и фруктов. Изображение грядки и дерева.

Расставить изображения по местам.

  • Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет и вспоминает его цвет.
  • « Зеркало»

Вы- зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так  все повторяете.

 

Рекомендуемая литература для родителей.

  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) М.: Знание, 1984.
  2. Вроно Е. М. Поймите своего ребенка – М.: Дрофа, 2002.
  3. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1993, N2
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 2-е изд., испр. и доп.- М.: 2004.
  5. Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999
  6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Т.А. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
  7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М. Душин, В. Куров. Ярославль.
  8. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши? Дошкольное воспитание, 98. – N12.
  9. Память. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988
  10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.: Академия развития, 1998. — 240 с. илл. — (Вместе учимся, играем)
  11. Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов.- М.: АСТ: Астрель, 2007

 

Рекомендуемая литература для педагогов.

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-  М.: Ось-89, 1997.  (Практическая психология).
  3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996.
  4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.-  М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000
  6. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание.-  М., 2001

 

Автор: Хамматова Наталья Игоревна, педагог- психолог,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад N 91» общеразвивающего вида
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website