Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
Пояснительная записка:
Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.
Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..
Направленность программы коррекционно- развивающая.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат : дети 4-5 лет
Показание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.
Противопоказана аутичным детям, детям с задержкой психического развития, гиперактивным ( СДВГ) .
Цель программы развить познавательные процессы.
Цель достигается через решение следующих задач:
Задачи
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.
2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3. Развития коммуникативных навыков.
4. Обучение математическим способностям.
5. Повышение самооценки.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ – терапия. Упражнение на сплочение.
Входная и выходная диагностика:
- Диагностика внимания:
Исследуем с помощью игр: «Найти одинаковые стаканчики». Перед ребенком выставляют четыре цветных стаканчика. Две из них совпадают по цвету и форме. Необходимо найти одинаковые стаканчики.
- Восприятие.
Цвета. Разложить кружочки по коробочкам (по цвету).
Формы. Разложить геометрические фигуры.
Восприятие величины. Расставить матрешек по росту.
- Диагностика памяти.
Слуховая память. Ряд слов для запоминания: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант.
Зрительная память. Раскладываются картинки с геометрическими фигурами.
Затем картинки убираются.
- Диагностика мышления.
Разложить картинки по заданному принципу.
Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога.
Необходимо место для подвижных игр.
Раздаточный материал по количеству детей.
Наполняемость детей в группе 4-5 человек.
Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
Необходимые материалы :
- Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.
- Краски и кисточки.
- Расходный материал (который готовится заранее).
- Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.
Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики.
Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
Тематический план
Тема занятий | Цель занятий | Содержание | Количество часов |
N1 «Колобок» | Развитие мелкой моторики. . | 1.Упражнение на сплочение группы: « Ветер дует» 2.Пальчиковая гимнастика 3.Упражнение « Раскрась колобка». 4.Вспомнить изображение. 5. « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды. 6. « Достань звезду» | 20 мин |
N2 « Маша и медведи» | Развитие мышления.
| 1.Разложить фигуры по росту. 2.Перебрать крупу и разложить по коробкам. 3.У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки ( тренируем мышления). 4.Упражнение « Запомни узор». 5.Релаксация « Достань звезду» | 20 мин |
N3 « Котенок» | Развитие восприятия цвета и форм.
| 1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие». 2.Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери. 5.Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). 6.Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели? | 20 мин |
N4 « Теремок» | Развитие мелкой моторики и внимания.
| 1. « Веселые приветствие» 2.Сделай Котенка из геометрических фигур. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Найди и зачеркни. 5.Вспомнить героев сказки. | 20 мин |
N5 «Мышонок» | Развитие мышления и творческого потенциала.
| 1. « Веселые приветствия» 2.Найди в стихотворении ошибки. 3.5 игрушек запоминаем и вспоминаем игрушку, которую убрали. 4. Раскрась понравившийся предмет. Превратить фигуры в разные предметы 5.Припоминание. | 20 мин |
N6 « Шалтай- Балтай» | Развитие памяти и мелкой моторики.
| 1.Зачеркните все подснежники на листе. 2.Вспомните, где лежала игрушка. 3.Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик) 4.Отгадайте загадки. Придумывают свою загадку. 5.Релаксация « Шалтай-болтай». | 20 мин
|
N7 «Фигуры» | Развитие мышления и мелкой моторики.
|
| 20 мин |
N8 « Подарок» | Развитие памяти и мышления.
|
« Найдите ошибку художника»
| 20 мин |
N 9 «Кляксы» | Развитие памяти и воображения.
| Приветствие. 1.Проверим память. Поставим 5 игрушек на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка 2.Разрезные картинки. 3. « Кляксы». 4.Сделаем подарок. Пуговицы нанизываем на нитку. 5.Релаксация. | 20 мин |
N10 « Овал» | Развитие мышления и воображения.
| Приветствие. « Веселые приветствия». 1.Дорисуй овалы. 2.Четвертый лишний. 3.« Жмурки». 4. Корректурная проба. 5.Релаксация. | 20 мин |
N 11 « Будь внимателен» | Развитие внимания.
| 1.Приветствие. 2.«Снежинки» Найти одинаковые снежинки. 3.« Камень ножницы бумага». 4.« Разведчики». 5.Релаксация. | 20 мин |
N 12 «Итог» | Развитие мышления.
| Приветствие. 1.Четвертый лишний. 2. Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное. 3.Расставь изображения по местам. 4.Узнай, что лежит в коробке.. 5.« Зеркало».
| 20мин |
Педагог – психолог__________________________Хамматова Н.И.
Занятие N 1. Сказка «Колобок»
Цель:
1. Приветствие
2 Развитие восприятия форм и цвета.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие зрительной памяти и внимания.
5.Развитие мышления.
6 Релаксация.
Оборудование:
-Цветные карандаши.
-4 геометрические формы.
-Тренировочные тетради – развитие мышления.
-Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.
Ход:
1.Приветствие:
Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
Все выстраиваются в одну линию.
Ветер дует на того кто любит яблоки
Кто в брюках
Кто сегодня умывается
У кого есть кошка
Бегут к другой стене.
Основная часть: припоминается сказка.
2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобок
Пальчиковая гимнастика:
Колобок – это пальчик он катиться по дороге.
3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.
Что еще круглой формы?
Называются предметы круглой формы.
Упражнение « Раскрась колобка».
Предлагается 4 карандаша.
Нарисуй рядом дорогу и солнце, траву и небо.
4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.
Дети запоминают, затем убирается одно изображение.
( повторяется несколько раз)
5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. Релаксация
« Достань звезду»
Припоминание.
Прощание.
Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».
Цель:
1. Восприятие форм, цвета и величины.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и внимания.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация
Оборудование:
-Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.
– Крупа и коробочки.
-Тарелочки бумажные.
-Краски и кисточки.
-Тетрадь тренируем мышление и память.
Ход:
Приветствие.
Упражнение на сплочение группы:
Основная часть:
Припоминание сказки « Маша и медведи»
1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.
Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу – самые большие.
2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.
Раскрасить тарелку для Мишутки.
- Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.
- Упражнение « Запомни узор»
На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.
- Релаксация « Достань звезду».
Занятие N 3 « Котенок»
Цель:
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и мышления.
4. Релаксация.
Оборудование:
-Цветные карандаши.
-Трафаретные линейки.
-Карандаши.
Ход:
Приветствие.
- Упражнение на сплочение « Веселые приветствие»
- Основная часть.
Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.
Сделать рисунок.
Сосчитать фигуры.
Раскрасить круг – желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.
- Пальчиковая гимнастика.
Как у кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы
Глазки смелы, зубки белы
( развести руки, руки к себе, ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.)
Проведи дорожку к домику Котенка.
- Тренируем память.
Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.
- Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.
- Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?
Занятие N 4 « Теремок»
Цель:
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти.
5. Релаксация.
Оборудование:
-бланк- корректурная проба
-герои сказок теремок
-геометрические фигуры
Ход:
Приветствие:
« Веселые приветствия»
- Сделай Котенка из геометрических фигур:
– овала
– круга
– 6 треугольников
– прямоугольник
Раскрась:
Круг- желтым
Треугольники- черным
Прямоугольник и овал- белым.
Приклей на бумагу.
- Пальчиковая гимнастика.
« Веселая мышка»
Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)
Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)
Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)
Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)
Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)
- Расставить и зачеркнуть.
- Вспоминаем героев сказки « Теремок».
Изображение животных (4)
Убираем 1 героя.
- Релаксация.
Занятие N5 « Мышонок»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие зрительной памяти.
3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
4. Развитие мышления и творческого потенциала.
5. Релаксация.
Оборудование:
-Листы с кругами и овалами
– 5 игрушек из разного материала
-цветные карандаши
Ход:
1.Упражнение на сплочения.
« Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.
2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.
Куклу, выронив из рук
Маша мчится к маме:
« Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник « Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
Я тигренок, а не миска (киска)!
3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.
Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)
- Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)
- Превратить фигуры в разные предметы.
Занятие N 6 « Карандаш»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация.
Оборудование:
– листы корректурной пробы
– листы с точками
Ход:
- Зачеркните все подснежники на листе.
- Вспомните, где лежала игрушка.
- Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)
- Отгадайте загадки:
Сто одежек и все без застежек.( Капуста)
Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок)
Зимой белый а летом серый.( Заяц)
Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо)
Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик)
Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол)
2 стекла на носу болтаются.
Придумывают свою загадку.
- Релаксация « Шалтай-болтай»
Ребенок изображает героя стихотворения.
Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.
Взрослый читает стихотворение:
Шалтай-болтай
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.
Занятие N 7 « Фигуры»
Цель:
1. Развитие внимания.
2. Развитие мышления.
3. Развитие памяти.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Релаксация.
Оборудование:
– Лото геометрических фигур
– счетные палочки
Ход:
- Приветствие
- Классификация предметов по форме и цвету (лото).
- Упражнение « Зоркий глаз»
Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.
- Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.
- Релаксация.
Занятие N 8 « Художники»
Цель:
- Развитие внимания.
- Развитие памяти.
- Развитие мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Релаксация.
Оборудование:
-лист бумаги
– шуточные тесты
Ход:
- Приветствие:
- Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»
- Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.
Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь.
- Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
- Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.
- Релаксация.
Занятие N 9 « Клякса»
Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие речи и мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Рефлексия.
Оборудование:
-открытки на каждого
-краски и чистый лист бумаги
– 4 игрушки
– пуговицы разные
Ход:
1 Приветствие.
2.Разрезные картинки.
Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.
Необходимо собрать целое.
3. « Кляксы»
Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.
4.Проверим память.
Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.
5.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.
- Релаксация.
Занятие N 10 «Будь внимателен»
Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие коммуникаций.
5.Рефлексия.
Оборудование:
– Лист корректурной пробы на каждого
– лист с овалами
Ход:
1.Приветствие.
« Веселые приветствия»
Ушко к ушку. Лобик к лобику.
2.Дорисуй овалы.
3.Четвертый лишний.
4.« Жмурки»
Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.
5.Релаксация.
Занятие N 11 «Разведчики»
Цель:
1.Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Развитие воображения.
4. Развитие памяти.
Оборудование:
Ход:
- Приветствие.
- «Снежинки»
Найти одинаковые снежинки.
- « Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.
- « Разведчики». Выбирают одного « разведчика». Он командует « Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза и его задача обнаружить изменения.
- Релаксация.
Занятие N 12 «Итоговое»
Цель:
1.Развитие мышления.
2. Общее развитие.
3. Релаксация.
Оборудование:
– изображение овощей и фруктов
– предметы различной формы
– цветные карандаши и лист бумаги.
Ход:
- Приветствие.
- Назовите предметы, изображенные на картинке.
Капуста
Перец
Вишня
Свекла
Какой предмет не подходит к остальным?
И т.д. с другими картинками.
2. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.
- Предлагаются изображения овощей и фруктов. Изображение грядки и дерева.
Расставить изображения по местам.
- Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет и вспоминает его цвет.
- « Зеркало»
Вы- зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так все повторяете.
Рекомендуемая литература для родителей.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) М.: Знание, 1984.
- Вроно Е. М. Поймите своего ребенка – М.: Дрофа, 2002.
- Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1993, N2
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 2-е изд., испр. и доп.- М.: 2004.
- Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Т.А. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М. Душин, В. Куров. Ярославль.
- Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши? Дошкольное воспитание, 98. – N12.
- Память. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.: Академия развития, 1998. — 240 с. илл. — (Вместе учимся, играем)
- Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов.- М.: АСТ: Астрель, 2007
Рекомендуемая литература для педагогов.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1997. (Практическая психология).
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.- М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000
- Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание.- М., 2001
Автор: Хамматова Наталья Игоревна, педагог- психолог,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад N 91» общеразвивающего вида
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.