Конспект НОД по Формированию целостной картины мира с детьми старшей группы.
Автор: Лузина Е.Ф., воспитатель, высшая квалификационная категория, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация».
Цель:
Развитие познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», формирование основ ЗОЖ.
Обучающие задачи:
Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; способствовать пониманию зависимости здоровья от выполнения элементарных правил сохранения собственного здоровья. Закрепить основные понятия: «Личная гигиена», «Закаливание», «Режим дня», «Полезные и Вредные продукты».
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, потребность в необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, самомассажа.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание и умения заботиться о своем организме. Закреплять правила личной гигиены и правила, сберегающие здоровье организма в повседневной жизни.
Предшествующая работа:
Рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, гигиене, о продуктах питания, о здоровой и вредной для здоровья пище. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Проведение физкультурных разминок, самомассажа, гимнастики после дневного сна, хождение по оздоровительным коврикам, закаливающие процедуры. Рассматривание иллюстраций на тему о ЗОЖ.
Методические приёмы:
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Вредно и полезно», рассматривание иллюстраций, беседа, обращение к жизненному опыту детей, самомассаж «Веселый ёжик».
Ход НОД:
- Оргмомент.
– Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу, чего? Кто знает?
Дети – здоровья.
Воспитатель: Правильно. Так и я обращаюсь к вам: “Здравствуйте, ребята!”
Наши пальчики, тоже хотят поздороваться и пожелать друг другу здоровья.
- Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста. (Дети садятся).
Воспитатель: Сегодня я хотела поговорить на очень важную тему о здоровье.
– Ребята, почему здоровье так важно для человека? (Здоровый человек всегда в хорошем настроении, отлично выглядит, готов к любому делу).
Воспитатель: Здоровье – это самое главное богатство, которое нужно беречь.
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Вот как говорится в пословице «Здоровье дороже богатства». Быть здоровыми хотят взрослые и дети.
Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, каждый лучик – это правило, которое нужно выполнять, чтобы быть здоровым.
- Д/И «Узнай на ощупь».
Воспитатель: Давайте познакомимся с первым лучиком здоровья, а поможет нам Д/И «Узнай на ощупь».
Нужно наощупь угадать предмет (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказать, для чего он предназначен и как им пользоваться.
Воспитатель: Каким общим словом можно назвать эти предметы? (предметы личной гигиены).
Воспитатель: Как называется первый лучик здоровья? (чистота).
(Прикрепим лучик к солнышку)
Воспитатель: И первый помощник чистоты это…что? (вода)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
Воспитатель: Правильно, это вода. Для чего нам нужна вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Люди используют воду для приготовления пищи, мытья рук, пьют воду, моются, стирают грязное бельё, используют для полива растений.
Воспитатель: Для питья человеку пригодна только чистая вода из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода – это кипяченая вода. Почему?
(нет микробов)
Воспитатель: Правильно, в кипяченой воде почти отсутствуют микробы.
Итак, второй лучик здоровья – «Вода». (Прикрепляем)
- Рассматривание иллюстраций о видах «Закаливания».
Воспитатель: Давайте познакомимся с третьим лучиком, а как он называется, вы догадаетесь, рассмотрев картинки.
Воспитатель: Рассмотрите их внимательно и скажите, чем занимаются дети?
Дети: Закаляются.
Воспитатель: Смолоду закалишься – на весь век сгодишься. Есть много видов
закаливания, помогите мне вспомнить их. (ответы детей – полоскание горла, умывание прохладной водой, плавание в прохладной воде, обливание рук, хождение босыми ногами по неровной поверхности, спать в проветриваемом помещении)
Как вы думаете, для чего люди закаляются? (чтобы быть здоровыми)
Воспитатель: Теперь вы знаете название третьего лучика здоровья. Кто скажет, как он называется? (ответы детей – «закаливание»)
(Воспитатель на модели солнца выставляет третий лучик)
- Самомассаж «Веселый ёжик»
Воспитатель: А еще, я хочу познакомить вас с замечательным способом закаливания, который можно делать каждый день – это самомассаж. Мы будем делать его при помощи Су-Джока. Называется он «Веселый ежик»
6.Беседа
Воспитатель: Ребята, все мы знаем:
Без дыханья жизни нет,
без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
дышим он, и я, и ты.
Воспитатель: Ребята чтобы быть здоровым, что нам нужен?
Ответы детей: Воздух.
Воспитатель: Что мы для этого делаем? (выезжаем на природу, ездим отдыхать за границу…)
(Прикрепим лучик « Воздух» к солнышку)
Воспитатель: А еще человеку необходимо само солнышко, его свет и тепло!
Прикрепим и эти лучики.
Воспитатель: Ребята, послушайте весёлое стихотворение и догадайтесь, что ещё нам помогает сохранять здоровье?
У курицы нынче болит голова:
Вчера позвала её в гости сова,
Они прогуляли всю ночь напролёт,
А днём наша курица носом клюёт.
Воспитатель: Что же случилось с курицей, почему она плохо себя чувствует (не выспалась)
Воспитатель: Значит, что мы должны делать? (вовремя ложиться спать)
Воспитатель: Правильно, мы должны соблюдать режим. Для того, чтобы быть утром бодрым, веселым, необходимо вечером пораньше ложиться спать.
Так как же называется следующий лучик здоровья? (режим).
(прикрепляем лучик)
- Физминутка «Солнышко лучистое»
Звучит музыка (дети выходят на зарядку)
Воспитатель: Ребята, а что мы делали сейчас? (зарядку).
А для чего она нам нужна? (быть сильными, ловкими)
Воспитатель: Правильно!
Вы растите, развивайтесь,
Физкультурой занимайтесь
Тогда будете друзья
Вы здоровые всегда!
Выставляем лучик «Физкультура»
Воспитатель: А двигаться мы можем, не только занимаясь зарядкой и физкультурой, но и во время различных подвижных игр. Поэтому лучик «игры» мы тоже поставим на наше солнышко.
(Прикрепим лучик к солнышку) .
- Дидактическая игра «Вредно, Полезно»
Воспитатель: А после хорошей игры, всегда хочется покушать…
И какие полезные продукты вы можете нам предложить?
Д/И «Вредно, полезно».
(На столе у нас лежат картинки, а на мольберте надписи «Полезная еда», «Вредная еда», нужно выбрать любую картинку и рассказать к каким продуктам она относится (Дети проходят к столу и выбирают картинки с изображением продуктов, распределяют их, выкладывают на мольберте)).
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие полезные продукты вы нам предложили, никто у нас не ошибся? А какие продукты вредные? Молодцы ребята!
Вы правильно выбрали продукты, которые нам полезны. Они богаты витаминами и полезными веществами.
Теперь, я думаю, вы будете кушать только полезные продукты.
И назовем наш лучик «Питание» .
Добавим еще один важный лучик «Витамины»
(Прикрепим лучик к солнышку)
Воспитатель: От ваших ответов в группе стало теплее и светлее.
Солнце в небе светит? – Да!
Ветер свежий веет? – Да!
Для здоровья очень важно:
– Солнце! Воздух! И вода!
- Итог.
Воспитатель: Молодцы ребята. Я очень рада, что вы так много знаете про свое здоровье. Я вам подарю каждому солнышко, чтобы вы всегда помнили, из чего складывается наше здоровье. Берегите его.