Применение компьютерных технологий в работе педагогов с детьми компенсирующих групп

компьютер и детиАвтор: Ачакова Нонна Викторовна, старший воспитатель, МБДОУ детский сад №4 “Солнышко” г.Пятигорск.

Аннотация: статья посвящена  использованию компьютерных технологий в работе с детьми с ОВЗ, значению информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация, мультимедийное оборудование,  интерактивные упражнения.

IMPLEMENTING COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

N.V. Achakova, senior kindergarten tutor,

Pyatigorsk, Municipal budget preschool education institution Kindergarten #4 “Solnishko”

Annotation: The article explores the ways of implementing computer technology in the work with challenged children. The author gives special consideration to the role of IT and communication technology in the work of a speech pathologist.

Keywords: IT, communication technology, informatization, multimedia technology, interactive exercises.

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, повлекли за собой изменения всех социальных институтов, в том числе и образования. В законе «Об образовании РФ» сформулированы новые задачи дошкольного образования, одна из которых – повышение качества подготовки дошкольников к обучению в школе. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. У детей с интеллектуальными нарушениями все виды деятельности и поведения однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия. Для развития у детей с нарушением интеллекта устойчивого познавательного интереса к учению, перед учителем-дефектологом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным.

Материал, предлагаемый детям должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Все это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию основных психических процессов, и повышает качество обучения. Как показывает практика, использование компьютера в коррекционно-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. Использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов позволяет оптимизировать педагогический процесс. Для этого как нельзя лучше подходят информационно-компьютерные средства обучения. Применение компьютера должно органично входить в комплекс коррекционной работы, построенной с учётом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка с нарушением интеллекта. Так, например, учебный материал должен подбираться разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.Объяснение нового и закрепление пройденного материала с применением компьютерных программ в игровой форме, способствует прочному усвоению программного материала такими детьми, развитию непроизвольного внимания, воображения. Объём и варианты предлагаемого для ознакомления материала значительно увеличивается благодаря использованию ИКТ.

Важно методически правильно проводить обучение. Индивидуальное занятие с использованием компьютера, несомненно, всячески облегчает работу учителя-дефектолога. При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию дошкольника и богатейшим подспорьем в обучении детей с нарушением интеллекта. В настоящее время разработано множество готовых компьютерных игр, интересных интерактивных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Использование интерактивной доски помогает развивать конструктивный праксис, мелкую моторику и графо-моторные навыки «особенного» ребенка. Появляющееся на доске изображение, при легком касании руки поверхности доски, вызывает у ребенка всплеск эмоций, вносит в задание элементы волшебства. Работая на интерактивной доске, ребенок может самостоятельно исправить ошибку, дополнить объект новыми элементами. Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Благодаря интерактивности даже дети, имеющие особенности в развитии, могут научиться, в процессе анализа объектов, динамически управлять ими, менять форму, размер и цвет, рассматривать их в разных проекциях, приближать и удалять, останавливать и запускать с любого места. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, и использовать их в дальнейшем как основу для освоения межличностной коммуникации.

Использование интерактивных упражнений, вариативность предлагаемого материала во время логопедических занятий позволяет ребенку, без особого напряжения, многократно повторять речевой материал для автоматизации звуков. Систематическое использование компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы: повышается мотивация к работе; полученные знания дольше сохраняются в памяти; прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей.  Таким образом, использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.

Литература:

  1. Азамова М.Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста» //Молодой ученый. – 2012.-№11.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008.
  3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание. 2000г., №11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website