Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.

«Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности»

Методическая разработка для воспитателей

 

Приобщение детей к художественной литературе Автор: Гурихина Галина Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранного языка №1236 имени С.В. Милашенкова»
Дошкольное отделение №5
по адресу улица Фонвизина, дом 14, корпус 1

 

Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература. Детские книги играют важную роль в процессе речевого, познавательного, личностного развития ребёнка. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения к чтению книг.

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы  определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. Как результат, уже младшие школьники не любят и не хотят читать.

Новизна в работе по приобщению дошкольников к книгам заключается, в правильном подборе удачно подобранных и  необычных приёмов и методов, основанных на игровой мотивации:

– организация рассуждения в слух о прочитанном;

– графическое и словесное рисование.

– словесное рисование эпизода;

– драматизация;

– творческая литературная игра ;

– активная работа с детской книгой;

– работа по организации и выставки книг.

Цель нашего проекта следующая:

Повысить уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей на основе приобщения детей к художественной литературе через разнообразные формы работы.

Для достижения цели нами были поставлены образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательные:

– формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

– формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах , об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

– выработать правильное отношение к книге и чтению;

Развивающие:

– развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;

– развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

– развивать поэтический слух.

Воспитательные:

– воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг;

– воспитывать интерес к художественной литературе,

– воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;

– воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Наши проекты разработаны и предназначены для работы с детьми  дошкольного возраста и могут быть использованы в практике работы дошкольных отделений.

Сроки реализации проекта 2 недели.

Участниками проекта являются

Воспитанники ;

– Родители ;

– Воспитатели, музыкальные руководители, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Содержание работы с детьми включало ежедневное чтение художественной литературы с последующей беседой о прочитанном. Проведение тематических бесед о том, что любить книгу нужно всегда, о том, как правильно обращаться с ней, и что нужно делать, если вдруг книга порвалась о том, что книга – это самый верный и надёжный друг.

Вместе с детьми отбирались самые яркие, красочные книги для чтения и рассматривания иллюстраций согласно теме проекта каждой возрастной группы

– по сказкам,

-по творчеству писателей и поэтов,

-по фольклору и стихам.

Реализуя проекты  «Карусель сказок», «Мои любимые сказки». «Книжка-самоделка по сказке «Колобок», воспитатели обсуждали с детьми, виды сказок, дети рассказывали о своих любимых героях, некоторые произведения инсценировали;  рассматривали сами книги, иллюстрации, лепили, рисовали, мастерили макеты книг.

Во время проведения проектов «А.Л. Барто для детей», «Мои первые стихи», «Фольклор для детей» воспитанники знакомились со стихотворениями А.Л. Барто, произведениями разных поэтов. Рассказывали наизусть и читали стихотворения, занимались художественным творчеством, использовали в своей работе все виды игр (дидактические, подвижные, настольные).

Знакомство дошкольников с творчеством С.Я. Маршака. В. Бианки, М. Пришвина, И. Крылова проходило в галерее писателей и библиотеке дошкольного отделения, где всегда есть доступные материалы (биографии писателей и поэтов, книги) для всех желающий детей, родителей и педагогов.

Для детей были организованы сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книг». Все эти игры проводились с целью привить детям любовь к книгам, научить правильному обращению с ней. Для проведения игр была специально организована развивающая предметно-пространственная среда.

Помимо сюжетно-ролевых игр были организованы игры-драматизации , подвижные игры различной тематики с использованием художественного слова. Особенно это нравилось детям младшего возраста во время проведения проекта «Фольклор для детей»

Для родителей были подготовлены памятки о том, как правильно подбирать художественную литературу для дошкольников, как привить ребёнку любовь к чтению, как правильно читать детям книги, как организовать семейное чтение.

В ходе работы по приобщению дошкольников к художественной литературе была организована семейная выставка художественного творчества «Книга, сделанная своими руками». К организации этой выставки привлекались родители, которые дома сами подбирали соответствующую литературу, мастерили книгу вместе с ребенком. Всё это было сделано с большим удовольствием, потому что им было очень интересно вспомнить книги из своего детства.

Для развития у детей чуткости к художественному слову, читательского интереса, развития интереса к русскому народному творчеству на протяжении всего основного этапа дети готовились и показывали небольшие театральные постановки, используя при этом различные виды театра, игры-драматизации.

Все специалисты дошкольного отделения были задействованы в проектах – это и музыкальные руководители и инструктор по физкультуре и педагог-психолог. Учителями-логопедами и учителем дефектологом  параллельно велась работа с детьми с ОВЗ (это были дидактические игры, индивидуальная работа по чтению произведений, беседы, обыгрывание сценок с героями произведений).

Результат всей нашей работы – это книги, сделанные совместно  детьми и педагогами. Они представлены на нашей выставке.

Подводя итоги проекта, мы пришли к  выводу: наша работа дала положительные результаты, целенаправленная, систематическая и планомерная деятельность обеспечила высокие результаты. У детей повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной литературы, расширился их словарный запас, сформировалась монологическая речь, дети научились перевоплощаться в любой образ с помощью мимики и жестов, обогатилось их воображение, фантазия. Слушая произведения художественной литературы дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать вместе с ними их переживания, невзгоды, приключения, победы.

Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.

Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.

( В.В. Радин)

 

Приложение №1


ПРОЕКТ – «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»

(КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ)

 ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(МЛАДШАЯ ГРУППА )

 

Тип проекта: художественно- эстетический

По содержанию: ребёнок и взрослые

По характеру контактов: внутри группы

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

Актуальность проекта:

Народные сказки– самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях – бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.

Постановка проблемы:

Дети знают мало  русских народных  сказок.

Цель:

Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности .

Задачи:

  • закрепить знание содержания сказок
  • сформировать желание быть похожими на положительных героев
  • развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
  • воспитывать интерес к сказкам
  • прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

Научатся в играх –  драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах  передавать своего героя.

Привлечение родителей к  дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

Игровая мотивация:

Во время ознакомления детей с художественной литературой, через приход Бабушки – сказочницы знакомить детей с русскими народными сказками (кто пишет русские народные  сказки, кто их передаёт из поколения в поколение)  – названиями, содержанием, обсуждением героев сказок, выделяя положительные и отрицательные черты.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: литература, иллюстрации, фонограммы к драматизации.

Этапы проекта:

– поисковый – выявление проблемы;

– аналитический – подбор и анализ литературы;

-практический – реализация намеченных мероприятий;

– презентационный – драматизация сказки;

– контрольный – подведение итогов работы.

Реализация проекта:

 

ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Основные виды деятельности, которые обеспечивает воспитатель

ФЕВРАЛЬ

Игровая деятельностьСюжетно-ролевые игры

«Моя семья»

«Мой дом»

Дидактические игры

«Чей мы слышим голосок?»

«Повтори за мной»

 

Театрализованные игры

Игра «Кукольный театр».

Игра – драматизация

Настольные театры

Подвижные игры

П./Игра «Зайцы и волк».

П./Игра «Гуси».

П./Игра «Воробушки и кот».

П./Игра «У медведя во бору».

Хоровод «Гори, гори ясно».

П./Игра «Лиса на охоте».

ООДПредварительная работаБеседа «Кто пишет сказки?». Беседа «Кто пришел к нам в дом» Беседа «Нужно ли слушаться взрослых»
Художественная литература

Чтение сказок :

«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди», «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой и др.

 

ООДИзодеятельность

Лепка «Теремок»

(пластелинография)

Рисование

«Мордочки героев теремка»

«Разукрась героя сказки»

Аппликация

Коллективная «Теремок»

Конструирование«Построим теремок для зверят»
Музыкальное воспитание

Прослушивание аудиозаписей:

-«Песенка друзей»

-«Теремок»

Физическое воспитаниеЗарядка для животных
Нравственное воспитаниеВыпуск газеты «Любимые сказки»
Трудовое воспитаниеПривлечение детей к трудовым поручениям в группе и дома
Культурно-досуговая деятельностьПоказ кукольного театра « Теремок»
Продукт детской деятельности

Выставка поделок родителей, детей и воспитателей :

«Любимые герои сказок»

 

Взаимодействие с родителями

Провести беседу с детьми по теме «Моя любимая книга»

 

Итоговое мероприятие по проекту

Досуг «Теремок»

Продукт деятельности: Книга – самоделка «Теремок»

 

Приложение №2

 

ПРОЕКТ – «МОИ ПЕРВЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ»

(КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(МЛАДШАЯ ГРУППА )

Тип проекта: художественно- эстетический

По содержанию: ребёнок и взрослые

По характеру контактов: внутри группы

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

Актуальность проекта:

Народные сказки– самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях – бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.

Постановка проблемы:

Дети знают мало стихотворений.

Цель:

Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о стихотворениях через различные виды деятельности .

Задачи:

  • закрепить знание содержания стихотворений
  • сформировать желание быть похожими на положительных героев
  • развивать умения передавать образ героя речью, движениями, жестами, мимикой.
  • воспитывать интерес к стихотворениям
  • прививать детям правила безопасного поведения на примере стихотворений.

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся со многими стихотворениями, будут знать их содержание.

Научатся в играх –  драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах  передавать своего героя.

Привлечение родителей к  дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: литература, иллюстрации, фонограммы к драматизации.

Этапы проекта:

– поисковый – выявление проблемы;

– аналитический – подбор и анализ литературы;

-практический – реализация намеченных мероприятий;

– презентационный – книга «Мои первые стихотворения»;

– контрольный – подведение итогов работы.

 

Реализация проекта:

 

ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Основные виды деятельности, которые обеспечивает воспитатель

ФЕВРАЛЬ

Игровая деятельностьСюжетно-ролевые игры

«Моя семья»

«Мой дом»

Дидактические игры

«Чей мы слышим голосок?»

«Повтори за мной»

 

Театрализованные игры

Игра «Кукольный театр».

Игра – драматизация

Настольные театры

Подвижные игры

П./Игра «Зайцы и волк».

П./Игра «Гуси».

П./Игра «Воробушки и кот».

П./Игра «У медведя во бору».

Хоровод «Гори, гори ясно».

П./Игра «Лиса на охоте».

ООДПредварительная работаБеседа «Кто пишет стихотворения?». Беседа «Можно ли самому придумать стихотворение» Беседа «Нужно ли слушаться взрослых»
Художественная литература«Петушок, петушок…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «На улице три курицы…», рус. нар. песенки; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане…»); С. Черный «Приставалка»; К. Чуковский «Елка» (в сокр.); А. Барто «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов «Петушки»; Е. Ильина «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева «Надувала кошка шар»; Н. Саконская «Где мой пальчик?».
ООДИзодеятельностьЛепка «Шарики для кошки…»

Рисование

«Петушок..»

Аппликация

Коллективная «Наши ручки…»

Конструирование«Построим теремок для зверят»
Музыкальное воспитание

Прослушивание аудиозаписей:

-«Песенка друзей»

-«Стихотворения для детей»

Физическое воспитаниеЗарядка для сказочных героев
Нравственное воспитаниеВыпуск газеты «Мои первые стихотворения»
Трудовое воспитаниеПривлечение детей к трудовым поручениям в группе и дома
Культурно-досуговая деятельностьПоказ сценок по стихотворениям для детей
Продукт детской деятельности

Выставка поделок родителей, детей и воспитателей :

«Любимые герои стихотворений»

 

Взаимодействие с родителями

Провести беседу с детьми по теме «Моя первые стихотворения»

 

Итоговое мероприятие по проектуКнига – самоделка «Мои первые стихотворения» (в неё войдут страницы: «Петушок, петушок…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», Н. Пикулева «Надувала кошка шар»; Н. Саконская «Где мой пальчик?»)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website