«Приобщение детей к народным традициям»

Консультация для родителей

Вечер любимых национальных блюдПодготовила Шевелева Наталья Витальевна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко», г. Коряжма, Архангельская область.

В настоящее время растёт интерес к пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных жанрах фольклора, обрядах, ритуалах. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский, он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных или заимствованных у другого народа…». Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники.Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего усвоение опыта старших поколений. Русские народные традиции – одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Характерной чертой русских народных традиций, как всей культуры, является двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры:

  • фольклор
  • песни
  • сказки
  • пословицы
  • поговорки
  • праздники

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывается эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционными средствами педагогики. В них отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки – отражение старинных приёмов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из – за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучились самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Это область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая , дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая её часть обращена добру, злу, правде, жалости, состраданию.Загадки – это замысловатое краткое поэтическое образование какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. Загадка развивает догадливость, сметливость, сообразительность.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Список использованной литературы

  1. Зинина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно – методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 76 с.
  2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2007. – 144с.