«ПРИРОДНЫЕ КРАСКИ»

Научно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Номинация – естественнонаучная

Научный руководитель (Автор проекта):  Дедова Полина Ивановна. Воспитатель. Алтайский край. Родинский район. Село Родино. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок».

Участник проекта:Воспитанник старшей группы: Губерт Арсений Валерьевич, 5 лет.

Введение.

Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие.

Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Одно из моих любимых занятий это рисование.  Меня занимал вопрос: «Из чего изготавливают краски?»

Однажды летом перебирая ягоды для варенья вместе с мамой и бабушкой, я испачкал майку соком черной смородины. «Как же теперь отстирать это ягодное пятно?» – задумчиво сказала мама. Тут же я заметил, что и руки от ягоды стали красно-фиолетовыми. Значит, ягодой можно рисовать ?!

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный .

Ориентированность проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность работы: Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения акварельных красок. Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция. Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам – в этом заключается актуальность моей работы.

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами были выбраны природные красители, полученные из кофе, моркови, смородины, киви, свеклы.

Предметом исследования: является процесс окрашивания.

Цель исследования – выявление красящих способностей различных растений и  возможностей получения растительных красок в домашних условиях.

Задачи исследования:

  • Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
  • Расширить представления о разнообразии и способах использования природных красок.
  • Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
  • Нарисовать рисунок, используя природные краски.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой   мы предполагаем, что  красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

Методы исследования:

  1. Поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета.
  2. Экспериментальная деятельность

Предполагаемый результат: (продукт проекта): электронная презентация проекта, дневник наблюдений с фотографиями.

Инновационные идеи:

Проект отличает то, что знакомство с особенностями изготовления природных красок происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность

Познавательные опыты.

Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:

Эксперимент 1. « Изменение  цвета  растения  посредством красителей».

Цель: Узнать, как ведет себя пекинская капуста с  магазинными красителями Гипотеза: Предположим, что окраску пекинской капусты можно изменить магазинными красителями.

Оборудование: пекинская капуста, стаканчики с окрашенной водой.

Эксперимент 1.1. Эксперимент 1.2.

Пекинскую капусту помещаем в стаканчики с красителями. Наблюдаем!!

Эксперимент 1.3.

Цвет капусты изменился!!                      

Вывод:  наша гипотеза подтвердилась. Пекинская капуста окрасилась в разноцветные цвета.

Эксперимент 2. «Изготовление красителей в домашних условиях ».

Цель: самостоятельно приготовить природные красители

Гипотеза: красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

Оборудование: овощи и ягоды.

Эксперимент 2.1. Эксперимент 2.2.

Для изготовления природных красок я взял морковь, свеклу, ягоды смородины, киви. Выжал сок!! И получил разноцветные краски!!

Эксперимент 2.3. Эксперимент 2.4.

Вывод: наша гипотеза подтвердилась.  Действительно красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).

Эксперимент 3. «Рисунок природными красками ».

Цель: Узнать, можно ли нарисовать рисунок с помощью природных красок.

Гипотеза: предположим, что природными красками можно рисовать

Оборудование: лист бумаги, полученные природные красители, акварель.

Эксперимент 3.2. Эксперимент 3.1.

 Для рисования  я взял акварельные краски и, полученные самостоятельно природные краски. И нарисовал 2 бабочки.

Вывод: Рисовать природными красками  можно, хотя получается не  так ярко. Но если нет акварельных красок, а рисовать очень хочется, то можно проявить фантазию, и всё получится!

Эксперимент 4. «Окрашивание ткани полученными красками».

Цель: Узнать, можно ли окрашивать ткани полученными красками.

Гипотеза: предположим, что с помощью природных красок можно изменить цвет ткани.

Оборудование: Кусочки белой ткани и природные красители.

Эксперимент 4

С помощью мамы я окрасил тряпочные штанишки с помощью природных красителей. Получились разноцветные ткани!!

Вывод: природные красители  могут окрашивать ткани!

Эксперимент 5. «Окрашивание  продуктов  питания».

Цель: выяснить, что произойдет с продуктами питания при добавления в них природных красителей

Гипотеза: предположим, что добавляя природные красители в продукты питания, цвет изменится.

Оборудование: кисель, смесь для приготовления блинов, природные красители.

Эксперимент 5.1 Эксперимент 5.2

Далее я так увлекся, что мне стало интересно: Можно ли окрашивать  продукты  питания?  Вместе с мамой мы сварили  2 вида киселя, в один добавили сок смородины, а в другой сок облепихи.  Кисели с природными красителями получились красивые, полезные, и безвредные. При изготовлении блинчиков мы тоже использовали сок из фруктов и ягод, и получили разноцветные блинчики. На завтрак я позвал свою сестру, с которой мы с удовольствием уплетали разноцветные блинчики и кисель!

Вывод: окрашивать  продукты  питания можно!

 Общие выводы по опытам:

1.В домашних условиям можно приготовить  природные красители.

2.Красители, приготовленные своими руками можно добавлять в продукты питания. Они экологически чисты и безвредны. Получается не только красиво, но и вкусно!

3.Красками, полученными в домашних условиях можно окрашивать ткани, рисовать картины. «Домашние» краски ничуть не хуже покупных!

 Заключение.

Я доволен своими наблюдениями и проведёнными опытами, потому что понял, в природе много тайн, которые она открывает  любознательным!

Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих заболеваний, не причинят вред здоровью человека. Экологически  чистые  природные красители –  гарант здоровой жизни человека.

Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и во внеклассной работе.

Исследование в корне изменило мое представление о растениях…

Гипотезы подтвердились: растения  могут окрашивать предметы в разные цвета, ими можно рисовать и не только…

Перспектива исследования. Мне захотелось больше узнать о пищевых красителях,  выяснить – какими красителями пользуются при выпуске «цветных» макарон, которые продаются  в наших магазинах?

Литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
  2. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
  3. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
  4. Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: “Росмэн”, 1997. – 117 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Поисковая система “Google”.
  2. Словарь «Википедия» [Электронный ресурс] //URL: Wikipedia/org

Приложение 1

История возникновения красок.

Краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина : жёлтая, красная, зеленоватая, белая…

Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле ( окись железа всех оттенков -от светло- жёлтого до ярко- оранжевого), и марганец ( металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно. с животным салом). Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.

До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.

Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов – охра (от греч. ochros – “желтый”), которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.

Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы – земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные. Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции.

наскальная живопись 1 наскальная живопись 2 наскальная живопись 3

Сцены охоты Охота на оленей Бизон

Наскальные росписи бушменов Живопись в пещере Испании . Эпоха Мадлен.

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI – XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие  которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.

Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую – из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.

Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

Пурпурный .В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.

В наших наборах красок можно увидеть ещё один цвет –индиго. Так называется один из оттенков тёмно- синей краски. Он ещё старше пурпура. Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов. правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия. Долгое время никто не знал секрета ее изготовления. А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.

Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых

называли «кошениль».  Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню! А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.

Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?

Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website