Научно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Номинация – естественнонаучная
Научный руководитель (Автор проекта): Дедова Полина Ивановна. Воспитатель. Алтайский край. Родинский район. Село Родино. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок».
Участник проекта:Воспитанник старшей группы: Губерт Арсений Валерьевич, 5 лет.
Введение.
Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие.
Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.
Одно из моих любимых занятий это рисование. Меня занимал вопрос: «Из чего изготавливают краски?»
Однажды летом перебирая ягоды для варенья вместе с мамой и бабушкой, я испачкал майку соком черной смородины. «Как же теперь отстирать это ягодное пятно?» – задумчиво сказала мама. Тут же я заметил, что и руки от ягоды стали красно-фиолетовыми. Значит, ягодой можно рисовать ?!
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный .
Ориентированность проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность работы: Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения акварельных красок. Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция. Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам – в этом заключается актуальность моей работы.
Объект исследования: В качестве объекта исследования нами были выбраны природные красители, полученные из кофе, моркови, смородины, киви, свеклы.
Предметом исследования: является процесс окрашивания.
Цель исследования – выявление красящих способностей различных растений и возможностей получения растительных красок в домашних условиях.
Задачи исследования:
- Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
- Расширить представления о разнообразии и способах использования природных красок.
- Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
- Нарисовать рисунок, используя природные краски.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой мы предполагаем, что красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).
Методы исследования:
- Поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета.
- Экспериментальная деятельность
Предполагаемый результат: (продукт проекта): электронная презентация проекта, дневник наблюдений с фотографиями.
Инновационные идеи:
Проект отличает то, что знакомство с особенностями изготовления природных красок происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность
Познавательные опыты.
Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:
Эксперимент 1. « Изменение цвета растения посредством красителей».
Цель: Узнать, как ведет себя пекинская капуста с магазинными красителями Гипотеза: Предположим, что окраску пекинской капусты можно изменить магазинными красителями.
Оборудование: пекинская капуста, стаканчики с окрашенной водой.
Пекинскую капусту помещаем в стаканчики с красителями. Наблюдаем!!
Цвет капусты изменился!!
Вывод: наша гипотеза подтвердилась. Пекинская капуста окрасилась в разноцветные цвета.
Эксперимент 2. «Изготовление красителей в домашних условиях ».
Цель: самостоятельно приготовить природные красители
Гипотеза: красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).
Оборудование: овощи и ягоды.
Для изготовления природных красок я взял морковь, свеклу, ягоды смородины, киви. Выжал сок!! И получил разноцветные краски!!
Вывод: наша гипотеза подтвердилась. Действительно красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (ягод, плодов, овощей).
Эксперимент 3. «Рисунок природными красками ».
Цель: Узнать, можно ли нарисовать рисунок с помощью природных красок.
Гипотеза: предположим, что природными красками можно рисовать
Оборудование: лист бумаги, полученные природные красители, акварель.
Для рисования я взял акварельные краски и, полученные самостоятельно природные краски. И нарисовал 2 бабочки.
Вывод: Рисовать природными красками можно, хотя получается не так ярко. Но если нет акварельных красок, а рисовать очень хочется, то можно проявить фантазию, и всё получится!
Эксперимент 4. «Окрашивание ткани полученными красками».
Цель: Узнать, можно ли окрашивать ткани полученными красками.
Гипотеза: предположим, что с помощью природных красок можно изменить цвет ткани.
Оборудование: Кусочки белой ткани и природные красители.
С помощью мамы я окрасил тряпочные штанишки с помощью природных красителей. Получились разноцветные ткани!!
Вывод: природные красители могут окрашивать ткани!
Эксперимент 5. «Окрашивание продуктов питания».
Цель: выяснить, что произойдет с продуктами питания при добавления в них природных красителей
Гипотеза: предположим, что добавляя природные красители в продукты питания, цвет изменится.
Оборудование: кисель, смесь для приготовления блинов, природные красители.
Далее я так увлекся, что мне стало интересно: Можно ли окрашивать продукты питания? Вместе с мамой мы сварили 2 вида киселя, в один добавили сок смородины, а в другой сок облепихи. Кисели с природными красителями получились красивые, полезные, и безвредные. При изготовлении блинчиков мы тоже использовали сок из фруктов и ягод, и получили разноцветные блинчики. На завтрак я позвал свою сестру, с которой мы с удовольствием уплетали разноцветные блинчики и кисель!
Вывод: окрашивать продукты питания можно!
Общие выводы по опытам:
1.В домашних условиям можно приготовить природные красители.
2.Красители, приготовленные своими руками можно добавлять в продукты питания. Они экологически чисты и безвредны. Получается не только красиво, но и вкусно!
3.Красками, полученными в домашних условиях можно окрашивать ткани, рисовать картины. «Домашние» краски ничуть не хуже покупных!
Заключение.
Я доволен своими наблюдениями и проведёнными опытами, потому что понял, в природе много тайн, которые она открывает любознательным!
Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих заболеваний, не причинят вред здоровью человека. Экологически чистые природные красители – гарант здоровой жизни человека.
Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и во внеклассной работе.
Исследование в корне изменило мое представление о растениях…
Гипотезы подтвердились: растения могут окрашивать предметы в разные цвета, ими можно рисовать и не только…
Перспектива исследования. Мне захотелось больше узнать о пищевых красителях, выяснить – какими красителями пользуются при выпуске «цветных» макарон, которые продаются в наших магазинах?
Литература:
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
- Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
- Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
- Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: “Росмэн”, 1997. – 117 с.
Интернет-ресурсы:
- Поисковая система “Google”.
- Словарь «Википедия» [Электронный ресурс] //URL: Wikipedia/org
Приложение 1
История возникновения красок.
Краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина : жёлтая, красная, зеленоватая, белая…
Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле ( окись железа всех оттенков -от светло- жёлтого до ярко- оранжевого), и марганец ( металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно. с животным салом). Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.
До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.
Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.
Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов – охра (от греч. ochros – “желтый”), которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы – земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные. Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции.
Сцены охоты Охота на оленей Бизон
Наскальные росписи бушменов Живопись в пещере Испании . Эпоха Мадлен.
Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI – XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Коричневую – из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
Пурпурный .В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.
В наших наборах красок можно увидеть ещё один цвет –индиго. Так называется один из оттенков тёмно- синей краски. Он ещё старше пурпура. Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов. правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия. Долгое время никто не знал секрета ее изготовления. А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.
Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых
называли «кошениль». Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню! А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.
Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?
Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.