На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.
В настоящее время данные, свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом, отсутствуют. Но из опыта работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали логопедические группы. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальным. Один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателями и родителями. К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
- Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
- Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
- Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
На сегодняшний день остается неохваченной вниманием логопеда значительная часть детей с различными речевыми нарушениями, посещающая массовые группы детского сада. Это ведет к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Поэтому работу следует строить дифференцированно, с учетом не проведенной ранее специфической работе по профилактике дисграфии, дислексии, процессов языкового анализа и синтеза.
Исходя из вышесказанного, предлагаем:
- Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
- Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
- Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.
Рекомендации учителю начальных классов по работе с детьми, имеющими речевые недостатки:
- Следует создавать на уроках ситуацию успеха, способствующую повышению самооценки школьника посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания.
- Хвалить на уроке учащегося за правильный ответ и его мотивацию к получению новых знаний.
- Учить школьника ориентироваться в задании, требовать от него словесного отчета о проделанной работе. Развивать навык самоконтроля.
- Дозировать предъявляемую ученику помощь и внешний контроль, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.
- При переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами.
- Проводить частую смену видов деятельности, включать задания, повышающие концентрацию внимания.
Список использованной литературы:
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи – Сфера, М., 2009
- Глаголева Е.А. Как говорит ваш ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3, 2004
- Жихарева Ю. Что делают логопеды? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3, 2004
- Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста– Сфера, М., 2010
- Работникова Т.П. Организация работы логопеда в детской поликлинике – Сфера, М., 2008
Авторы: Кутузова Марина Германовна учитель-логопед,
Лебедева Ольга Геннадьевна учитель-логопед,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №107 «Лукоморье»
г. Вологды Вологодской области