Педагогический проект «Мои домашние животные»
Данная тема актуальна и для детей младшего дошкольного возраста, но содержание данной темы для детей 3-4 лет ограничено в виду их возраста. Поэтому именно в средней группе необходимо более подробно и содержательно насыщено раскрыть тему «Домашние животные», так как обогащается личный опыт ребенка, ребенок становится более социализированным, начинает сталкиваться в своей жизни все с большими объектами окружающей среды, у него возникает больше проблемных вопросов, ребенок становится «почемучкой».
Автор проекта: Гаязова Гульнара Нурулловна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №199» г. Перми.
Актуальность проблемы.
Тема для данного проекта была взята мной из комплексно-тематического плана. Данная тема актуальна и для детей младшего дошкольного возраста, но содержание данной темы для детей 3-4 лет ограничено в виду их возраста. Поэтому именно в средней группе необходимо более подробно и содержательно насыщено раскрыть тему «Домашние животные», так как обогащается личный опыт ребенка, ребенок становится более социализированным, начинает сталкиваться в своей жизни все с большими объектами окружающей среды, у него возникает больше проблемных вопросов, ребенок становится «почемучкой».
Почему именно в рамках проектной деятельности я решила представить данную тему тематического плана? Так как проектная деятельность позволяет выстроить работу педагога системно, связать всех участников образовательного процесса единой деятельностью. Также, работа в рамках проекта отвечает современным требованиям, позволяет на практике реализовать ФГОС ДО.
Цель проекта: систематизировать представления детей о разновидностях домашних животных, их значении в жизни человека, включить родителей в образовательный процесс детского сада.
Задачи проекта:
- Уточнять и расширять знания детей о домашних животных, где живут, кто за ними ухаживает.
- Закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних животных.
- Ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением «домашние животные», «детеныши».
- Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.
- Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать желание заботиться о домашних животных.
- Организовать интерактивные формы работы с родителями.
Вид проекта: познавательный
Продолжительность: 1 неделя
Участник и проекта: дети средней группы №2, родители детей, педагоги
Предполагаемый результат
Дети называют названия домашних животных и их детёнышей, у детей имеются представления о том, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет). Имеют представления о питании домашних животных, о той пользе, какую они приносят людям. Дети имеют представления о способах ухода за домашними животными, самостоятельно выполняют посильные поручения по уходу за домашними животными. Дети используют в речи названия домашних животных и их детёнышей, частей их тела, действия, отгадывают загадки, сравнивают, умеют различать их по голосу. Проявляют бережное отношение к животным.
Перспективный план реализации проекта
День недели | Программное содержание | Формы работы | Работа с родителями | |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей в РППС | |||
Пн. | Введение в тему проекта. Актуализировать представления детей о домашних животных. Выделить особенности из внешнего вида, особенности питания, отличие одних животных от других. Способствовать пониманию детьми пользы домашних животных для человека. Учить различать голоса животных. Учить детей мастерить дом из бросового материала: спичечные коробки, коробочки из под чая и др. Рассказать о том, что место, где живут животные называется хлев. Рассказать о функциях хлева: защита от холода, от хищников, от непогоды. | Занятие-путешествие с использованием интерактивной презентации «Путешествие на скотный двор». Д/и «Чей голос?» с использованием звукозаписи. Художественная мастерская, ручной труд «Чудо-дом, всем зверям уютно в нём!» Пальчиковая гимнастика «Котик». Пальчиковые игры: «Буренушка», «Кто же это», «Барашки». Дидактические игры «Большие и маленькие», «Домашние и дикие». Подвижные игры «Лохматый пес», «Кот и мыши» Постройка из конструктора фермы для домашних животных. | Рассматривание тематических альбомов «Домашние животные», «Домашние птицы», «Ферма». Игра детей с макетом «Скотный двор». Раскрашивание раскрасок «Домашние животные».
| Задание для родителей: составить с ребенком дома рассказ о домашнем животном (кошке или собаке, хорьке, хомячке) по предложенному плану. Подготовить фотографию ребенка с его домашним животным для фото выставки. |
Вт. | Продолжать учить рассказыванию по картине. Во время экскурсии по картинной галерее дети рассматривают картины с изображением животных «Свинья с поросятами», «Кошка с котятами», «Собака со щенятами» и др. Развивается связная речь, обогащается словарь, дети закрепляют названия животных и их детенышей. Продолжается знакомство детей с блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера. Учить читать схему и создавать изображение в соответствии со схемой. Воспитывать любовь к художественной литературе. | Занятие-путешествие «Идем в картинную галерею».
Конструирование из блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера по схемам на тему «Домашние животные».
Чтение художественной литературы. В. Сутеев “Кто сказал мяу”, “Три котенка”; С. Маршак “Кошкин дом”, «Сказка о глупом мышонке»;С.Михалков “Мой щенок”. | Иллюстративный материал по теме, настольно – печатные игры, дидактические игры, игрушки животных. Рассматривание энциклопедий, детских журналов про домашних животных. | |
Ср. | Учить детей счету в пределах 5. Учить соотносить цифру и количество. Учить пользоваться условной меркой для измерения длины. Формировать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать произведение, запоминать нить событий, умение последовательно пересказывать текст произведения. Формировать способы ухода за домашними животными (котенком). Способствовать формированию нежных чувств к домашним любимцам. | Интерактивная, математическая игра «Фермер». Задача фермера построить загоны для своих животных так, чтобы всем хватило места, фермеру нужно дать своим лошадкам по одной морковке. Д\И «Давай посчитаем «Помоги кошке сосчитать рыбок» «Рассели по домикам» «Чей малыш» «Фонарики» «Узнай по тени» «Кто спрятался» (на развитие памяти). Чтение художественной литературы А. Барто «У меня живет козленок», заучивание потешек: “Кот на печку пошел”, “Котик-коток”, «Как у нашего кота…». Игра-имитация “Покорми котенка”. | Макет “Ферма”. Игрушки “Домашние животные”. Тематические картинки. Художественная литература по теме. Энциклопедии о животных. Маски животных в театральном уголке. | |
Чт. | Учить детей изображать корову с использованием схемы. Способствовать проявлению творческого подхода при создании композиции рисунка. Развивать ловкость, силу, быстроту. Формировать представление детей о физических качествах некоторых животных через имитацию их движений. Формировать образ сказочного животного через чтение художественной литературы. | Художественная мастерская «Далеко, далеко…”. Рисование коровы. Физическое развитие “Лошадки” Читаем сказки В. Сутеев “Кто сказал мяу”, С. Маршак “Кошкин дом”, «Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский «Васька» | Схемы изображения различных домашних животных. Схемы физических упражнений. Выставка «Молочные продукты» Н/П. игра «Зоологическое лото» картограф «Найди и назови» деревянные блоки. бросовый материал | Предложить найти и вырезать картинки с изображением домашних животных и птиц, наклеить в альбом или составить коллаж |
Пт. | Обобщить представления детей о домашних животных. Актуализировать опыт детей, полученный ими в течение недели. Привлечь родителей к участию в образовательном процессе. | Итоговое мероприятие Выставка рисунков и фотографий домашних питомцев детей Рассказы детей и родителей на тему «Мой любимый питомец» Развлечение для детей | Центр дидактических и развивающих игр. Разрезные картинки, домино, пазлы, Дид. игры «Кто здесь лишний», «Хвосты», «Чей детёныш», «Кто что ест» | Участие в развлечении в качестве зрителя Оказание помощи в подготовке к развлечению. |
Итоги реализации проекта.
Участники проекта провели интересную работу: они узнали, сколько семей в их группе имеет домашних животных и каких ; какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях; какие домашние животные чаще всего являются героями русского фольклора; что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо; что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
В результате проведенной работы мы отметили развитие у детей интереса к представителям животного мира – домашним животным. Активное включение родителей в педагогический процесс.
Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.