Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Наименование проекта | «Добрый мир» |
2. | Участники и исполнители основных мероприятий проекта | ü Автор проекта: воспитатель Комаристова О.М. ü Участники и исполнители: дети и родители старшей и средней группы, музыкальный руководитель. |
3. | Вид проекта | информационно-творческий |
4. | Цель проекта | Создать мини музей «Добрый мир»
|
5. | Задачи проекта | – познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками; – научить детей использовать в творческих работах элементы народного прикладного искусства (лепка, рисование, аппликация, ручной труд); – развивать речевые и коммуникативные навыки умения, познавательно – исследовательский интерес; – воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; – воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии. |
6. | Актуальность | В программе дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крыловой, акцентируют внимание на работе по приобщению дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности, к общечеловеческим, художественным и национальным ценностям. Программа предполагает: приобретение ребенком основных черт, характеризующих воспитанника как интеллигентного человека, овладевающего основами образования и духовной культурой, приобщению к общечеловеческим и национальным ценностям: – овладению системными и систематизированными знаниями и умениями, позволяющими адекватно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно познавать его, используя разные способы познания, реализовывать творческое начало; – осознанию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; – становлению труда дошкольника как деятельности, освоению его представлений о труде взрослых; – воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам (продуктам деятельности)
|
7. | Сроки и этапы реализации проекта | 1 этап. Организационно – подготовительный (февраль 2017г.) 2 этап. Основной (февраль 2017 г.– май 2017 г.) 3 этап. Заключительный (май 2017г.) |
8. | Структура и содержание проекта | Проект состоит из трёх взаимосвязанных модулей: 1. «История России в вопросах и ответах» 2. «Православные традиции» 3. «Никто не забыт и ничто ни забыто»
|
9. | Ожидаемые результаты реализации проекта | 1. Создание условий для развития и обогащения образовательного пространства ДОУ, повышение качества образования в соответствии с ФГОС по духовно нравственному воспитанию: 2. У детей сформированы начальные представления о традициях и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками. 3. Дети научились использовать в творческих работах элементы народного прикладного искусства (лепка, рисование, аппликация, ручной труд). 4.Продолжают развиваться речевые и коммуникативные навыки умения, познавательно – исследоватеский интерес. 5. Дети проявляют чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; сочувствие, милосердие, сострадание, желание помогать, прощать обиды и мириться. 6. Будет оформлен мини музей «Добрый мир»
|
2. Сформированность ресурсной базы ДОУ
Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей.
Созданная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы, а также игрового участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с целями и задачами проекта.
Пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.
В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.
Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы, позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию, а также даёт возможность организации пространства группы и предметной среды по тематическому принципу.
- подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры – забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- беседы и ситуативных разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);
- тематические, народные, православные праздники, такие как: праздник Осени, День Народного Единства, День Матери, Новый год и Рождество, День Защитника отечества, Масленица, 8 Марта, Пасха, День Победы, Выпускной бал, День защиты детей, Троица, День России.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- постановки театрализованных представлений и сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших);
- Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр, дидактических и народных игр;
- Подбор материалов для продуктивной деятельности;
- Дидактические игры: «Составь семью» «Кому, что нужно для работы» «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных» «Моих близких зовут» «Мамы и папы имеют имена и отчества» «Кто кому кем приходится»;
- Альбомы «Времена года», «Семья», «Об этом знает каждый», «Счастливое детство», «Профессии», «Путь в детский сад», «Чей флаг», «Что лишнее» «Права и обязанности детей» и другие;
- Настольные театры по русским народным сказкам, театр ложек, теневой, пальчиковый, конусный; вязанной, резиновой, соломенной игрушки и др.;
- Создание Мини- музея, который включает:
- «Полку избыточной информации: «Россия Родина моя» -– это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране, Ростовской области, станице, традициях казачества на Дону и др.
- «Полку православия: «Добрый мир» – это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.
- макеты «Православный храм», «Быт русской избы», «Деревенское подворье» и других.
- «Вернисаж «Страна мастеров» – выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам и др.
- «Книгу памяти» – это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.
- «Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников и др.
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства.
3.Этапы работы
Этапы | Содержание | Результат |
1.Организационно – подготовительный (Февраль) | Ø Разработка и оформление паспорта проекта Ø Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.
| Определены цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат Проект на сайте ДОУ и информационном стенде для родителей. |
2.Основной (февраль- май) | Создание Мини – музея (подбор и изготовление экспонатов для музея)
| Полка избыточной информации: «Россия Родина моя»; Полка православия: «Добрый мир»; Вернисаж «Страна мастеров» «Семейное древо» |
3.Заключительный (май) | Акция «Красная гвоздика» | Выставка «Помним, гордимся, чтим» «Книга памяти»
|
4. Структура и содержание проекта
Отражает последовательность работы по духовно – нравственному воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).
Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
- «История России в вопросах и ответах»
- «Православные традиции:
- «Никто не забыт и ничто ни забыто»
1 модуль «История России в вопросах и ответах» начинается в феврале. Это своеобразный мониторинг для детей и родителей для выявления уровня осведомлённости по теме проекта. Мероприятия модуля направлены на развитие представлений об историческом прошлом России, интереса к истории страны, с жизнью казаков на Дону, казачьими знаками и символами, с традициями и укладом жизни жителей станицы, их бытом, национальными праздниками. Заканчивается модуль итоговым мероприятием – праздник «День защитника Отечества»
2 модуль «Православные традиции. Содержание модуля знакомит детей с семейными традициями: православными праздниками: «Масленица»; «8 – марта праздник мам»; «Благовещение Пресвятой Богородицы»; «Праздник Светлой Пасхи». Спланированные формы работы должны способствовать развитию и поддержанию любви к православной культуре своего народа через произведения пейзажной живописи, произведения литературы и музыки, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры.
Совместная деятельность, предполагает следующие способы работы:
Изготовление дидактического материала на тему «Моя семья», изготовление «Семейного древа», организация выставки совместных творческих работ к календарным народным праздникам «Масленица»; «8 – марта праздник мам»; «Благовещение Пресвятой Богородицы»; «Праздник Светлой Пасхи».
3 модуль «Никто не забыт и ничто ни забыто». Данный модуль устремлен на уважение к старшему поколению, уточнением представлением об истории семьи, традициях, обычаях своего народа, символах государства, столице, памятных местах, достопримечательностях.
И завершается проект проведением тематического праздника «Никто не забыт и ничто ни забыто», акцией «Красная гвоздика», который сконцентрирован на его значимость в истории страны, о героическом прошлом своих прадедушек и прабабушек, организацией выставки совместных творческих работ «Помним, гордимся, чтим».
Модуль | Работа с детьми | Работа с родителями | Месяц |
1. «История России в вопросах и ответах»
| Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины. Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки». Изготовление открыток для пап и дедушек «Самолет» и «Корабль». Праздник «День защитника Отечества» | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к духовно –нравственному воспитанию детей. Информационный лист «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире» Полка избыточной информации: «Россия Родина моя»
| февраль
|
2. «Православные традиции»
| Беседа «Что за праздник, Масленица?» Заучивание потешек, закличек, поговорок про масленицу Просмотр презентации «Проводы масленицы» Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя». – Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные). Сюжетно-ролевые игры: «Мама – парикмахер», «Мама – врач», «Семья». Изготовление поздравительной открытки «Подарки для мам и бабушек» Праздник «Школа Василис» Просмотр презентации Народные традиции «Пасха» Беседа на тему «Что такое пасха?», «Почему мы красим яйца?» НОД «Благовещение Пресвятой Богородицы» Пасхальные и хороводные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», танец «Весенний хоровод», «Деревянные ложки», песня «Казачок» Рисование «Раскрашиваем пасхальные яйца». НОД «Светлое Воскресение Христово» Сказка на новый лад «Пасхальный колобок» | Консультация: «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества»
Полка православия: «Добрый мир» Консультация: «Праздник 8-е марта – история возникновения».
Консультация «Пасха – главный православный праздник года»
Выставка совместных с детьми работ «Украшение пасхальных яиц, куличей» и «Семейное древо»
Консультация «Каждой семье – свои традиции»
| Февраль- апрель |
3. «Никто не забыт и ничто ни забыто»
| Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседы. Беседа: «История георгиевской ленточки». НОД «Родина наша – Русь православная» Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Этих дней не смолкнет слава!» Экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов Конкурс чтецов «О доблестях, о подвиге, о славе» Изготовление подарков для ветеранов Аппликация «Цветы» Акция «Красная гвоздика» | Фотоширма «Помним, гордимся, чтим»
Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание»
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Вернисаж «Страна мастеров»
«Книга памяти»
| май |
Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.
5. Дальнейшее развитие проекта
- Выступление на итоговом педсовете
- Публикации на личных сайтах и сайтах ДОУ
- Обогащение и расширение содержания проекта.
6. Литература
- Азбука нравственного воспитанияПод ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ – М.: Просвещение, 1980;
- Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
- Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
- Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;
- Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
- Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
- Макаренко А.С. Книга для родителей./ – М.: «Педагогика», 1988;
- Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
- Сурова Л. В. – Православная педагогика как общественное и духовное явление.
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
Автор: Комаристова О.М., воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 8 «Звёздочка»
ст. Егорлыкская