Проект по нравственно- патриотическому воспитанию “Любовь к земле Российской- родится в сердце”

странаЕвдокимова Светлана Геннадьевна. Воспитатель МАДОУ д/с №42

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию.

Возродим  национальную  культуру

«Любовь к земле Российской-  родится в сердце!»

2.Оглавление

3.Пояснительная записка – информационная карта проекта ………………….……. ..3

3.1.1. Особенность проекта ………………………………………………………….…. 3

3.1.2.Актуальность проблемы …………………………………………………….…….. 3

3.1.3. Идея проекта ……………………………………………………………………… .3

3.1.4. Новизна информационного проекта …………………………………………… ..3

3.1.5. Адресация проекта ……………………………………………………………….. 3

3.1.6. Участники проекта ……………………………………………………………….. 3

3.1.7. Цель создания проекта …………………………………………………………… ..3

3.1.8. Задачи ……………………………………………………………………………… 3

3.1.9.Ожидаемые результаты проекта ……………………………………………….. …7

3.1.10. Сроки ……………………………………………………………………………… 7

3.2. Описание проекта. Реализация проекта ………………………………………… ….8

  1. Общий вывод……………………………………………………………………………12

3.Пояснительная записка – информационная карта проекта

3.1.1. Особенность проекта: Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника путем грамотного построения целостного педагогического процесса на основе синтеза научных знаний, исторических материалов, фольклора, изобразительного и прикладного искусства, художественной литературы

3.1.2. Актуальность проблемы:

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые их сделают более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитывать уважение к национальной культуре, к родному языку, учить детей правилам общения и умению жить среди людей, воспитывать уважение к правам и свободам человека, гражданственность и патриотизм

3.1.3. Идея проекта

Использование игр, занятий, экспериментов, развлечений, инсценировок как информацию к размышлению

3.1.4. Новизна информационного проекта

От информации к размышлению, к жизненной и творческой активности

3.1.5. Адресация проекта

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

3.1.6. Участники проекта:

педагоги,  дети и их родители,

3.1.7. Цель создания проекта: поднять престиж родного языка, воспитание гордости за свой народ, за свою страну, дать детям почувствовать себя частичкой этого большого, умного, гордого, обладающего богатырским здоровьем народа.

Научить детей дошкольного возраста поступать в соответствии с нормами общественной морали, бережно относиться к своей жизни и воспринимать чужую жизнь как безусловную ценность, ценить и уважать своих родителей и людей старшего поколения, уважительно относиться к родному языку, к своей культуре, воспитание патриотических чувств

3.1.8. Задачи:

-закрепить понятие «Звуки речи» и звуки окружающей действительности;

-упражнять в дифференциации этих звуков;

-развивать фонематический слух;

-дать детям представление о необходимости общения людей и о древних способах общения;

-дать представление о разных способах передачи информации и о различных материалах, используемых для этого;

-познакомить с одним из видов старинной письменности на Руси;

-познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с ее основоположниками Кириллом и Мефодием;

-обратить внимание на значимость названий каждой буквы кириллицы;

-формировать устойчивый интерес к российской истории;

-прививать бережное отношение к книгам;

-привести в систему уже имеющиеся у детей знания по правилам поведения и умения вести себя в обществе, закрепить их;

-учить детей общаться в духе добра и взаимопонимания;

-дать новые знания, соответствующие нормам нашей морали;

-учить умению правильно себя вести в различных ситуациях;

-стимулировать у детей развитие самостоятельности и ответственности;

-воспитывать у детей ответственность перед будущим, за свои слова, поведение, поступки.

-дать понятие патриотизма.

-воспитывать любовь к своей родине;

-продолжать развивать диалогическую речь;

-совершенствование монологической речи в соответствии со структурой повествования;

-продолжать обучать составлению рассказа по опорным словам, развивать монологическую речь;

-совершенствовать умение выразительного чтения;

-совершенствовать умение перевоплощаться;

-развитие мыслительной деятельности, умения рассуждать, логического мышления;

-развитие творческой фантазии;

-развитие эмоциональных чувств;

-воспитание жизненной и творческой активности

Задачи для педагогов:

-привести в систему имеющиеся знания, закрепить их, дополнив новыми знаниями по истории страны, по фольклору, изобразительно-прикладному искусству;

-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, к своей стране;

-формирование бережного отношения к родной природе, к окружающему миру, к книгам как источнику знаний;

-воспитание уважения к труду людей;

-развитие интереса к русской истории, к русским традициям;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о России, её столице;

-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном и их ролью в государстве;

-дать элементарные знания по устройству России;

-создание игровых ситуаций, для лучшего усвоения новых знаний;

-подборка дидактических  игр для развития мышления и внимания,

-подборка литературы и иллюстраций для проведения работы по изобразительному и прикладному искусству,

-подборка тем для проведения бесед и занятий по соблюдению норм поведения,

-проведение продуктивно-исследовательской деятельности,

-работа со звуком,

-работа над словом,

-работа со словом, его фонетическими, грамматическими формами,

-работа над предложением,

-работа над интонацией,

-работа по созданию творческих работ, посвященных изобразительно-прикладному искусству (рисунки,  ручной труд, лепка, аппликации)

-обучение актерскому мастерству,

-развитие и совершенствование абстрактного мышления,

-совершенствование нравственности и духовности детей (беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг, рассматривание сюжетных картинок на тему « Родина»)

-расширение лексического словаря детей (Родина, Отечество, патриотизм, патриот, ленивый, бессердечный, слабовольный, лицемерный и т.д.)

-воспитание творческой активности,

-воспитание самостоятельности и ответственности за  свои поступки и своё поведение

-работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс;

Задачи для детей:

-усвоение новых знаний ,

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим людям, народам, традициям

-игры с дидактическим материалом  по усвоению новых знаний, по изобразительной деятельности и прикладному искусству,

-участие в экспериментальной деятельности,

-стремление пользоваться полученными знаниями в искусственно созданных игровых ситуациях,

-участие в продуктивно-исследовательской деятельности,

-создание творческих работ,

-создание инсценировок и разыгрывание различных ситуаций  с привлечением правил поведения, морали,

Задачи для родителей:

-приобретение необходимых материалов для творчества детей,

-приобретение необходимых атрибутов для образовательной деятельности детей,

-оказание помощи в создании костюмов для детей,

-оказание моральной поддержки детям,

Этапы работы:

1-ый этап – подготовительный

-осознание темы, её важности,

-формулировка цели, задач,

-подбор соответствующей литературы,

-подбор дидактического и методического оснащения проекта,

-распределение обязанностей

2-ой этап – реализационный

-проведение организованной образовательной деятельности,

-взаимодействие с родителями детей,

-взаимодействие педагогов,

-организация игровой деятельности, способствующей лучшему усвоению знаний, правил и норм поведения,

-работа творческой мастерской,

-разыгрывание этюдов,

-организация развлечений, способствующих лучшему усвоению знаний

3-ий этап – анализ и обобщение результатов познавательной деятельности детей

-знания детей по усвоению норм морали и умение ими пользоваться

-гордость за свой народ и родной язык

-презентация проекта  «Любовь к земле родится в сердце!»

Интеграция образовательных областей:

-социализация,

-коммуникация,

-развитие творческих способностей детей,

-художественная литература,

-театральная деятельность,

-музыка,

-духовно-нравственное воспитание,

-патриотическое воспитание,

-работа с семьей

Предварительная работа:

1.Чтение соответствующей литературы.

2.Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций по теме и беседа по ним.

3.Использование дидактических игр по правилам этикета.

4.Придумывание детьми различных сюжетов на заданную тему.

5.Разыгрывание сценок на придуманные сюжеты.

6.Словарная работа, работа со звуком, словом и его значением.

7.Составление рассказов по опорным словам.

8.Обучение работе по схеме.

9.Изучение ролей и обучение детей умению перевоплощаться.

10.Работа с родителями по оказанию поддержки в подготовке и проведении занятий   и развлечений

Воспитание интегративных качеств:

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическая культура

-приобретение познаний в области социализации и истории,

-расширение знаний об окружающем мире,

и умение применять полученные знания в жизни,

-развитие речи, звукопроизношение,

-развитие диалогической и монологической речи,

-эмоциональное восприятие текста и его прочтение,

-проживание  персонажей и их сосуществование с людьми,

-развитие творческих способностей, творческие работы с изображением сказочных персонажей,

-обучение актерскому мастерству,

-воспитание духовной нравственности, культуры поведения,

-воспитание патриотических чувств

3.1.9.Ожидаемые результаты проекта:

Расширение кругозора, получение новых знаний в области:

-истории,

-окружающего мира,

-природы и человека через взаимодействие с различными сферами бытия и культуры,

-национальной самобытности языка и традиционных ценностей,

-изобразительно-прикладного искусства,

-устройства России, её символики,

-усвоения правил поведения и норм морали, духовно – нравственное и патриотическое воспитание,

а также:

-творческая и жизненная активность детей;

-самостоятельность и умение адекватно вести себя при разных обстоятельствах;

-умение думать, размышлять, стараться не совершать необдуманных поступков;

-толерантность в общении

3.1.10. Сроки:

Продолжительность проекта: среднесрочный (два месяца)

3.2.Описание проекта

1.Презентация проекта (до Кириллицы)

2.Открытое занятие  о Кириллице и о славянах, их величии и богатырстве

  1. Мастер-класс «Чтобы книжку прочитать,  азбуку должны все знать»

1.Несколько слов о проекте. Почему обратились к теме Славянской письменности и культуры.

 Цель проекта: поднять престиж родного языка, воспитание в детях гордости за свой народ, за свою страну, дать детям почувствовать себя частичкой этого большого, умного, гордого, обладающего богатырским здоровьем народа.

Свой проект мы начинали с того, что предлагали детям отправиться в удивительное путешествие  в древность, в древнюю Русь, чтобы  познакомимся с культурой того времени, с культурой наших предков, с древнерусской культурой наших предков-славян.

Ибо, только познав историю, прошлое, мы будем лучше понимать и ценить настоящее!

Мы называли дату.

24 мая – это День славянской письменности и культуры. И задавали вопрос: А почему так важен этот день? Чем?

И предложили детям ответить на него в конце работы над проектом.

Далее задавался вопрос: А что такое информация? Как они понимают это слово?

(Информация – это сообщение каких-то данных, каких-то известий, новостей)

Всегда ли люди могли легко передавать информацию? Всегда ли было всё так, как сейчас? Ведь древние люди тоже как-то передавали и получали информацию?

Такие вопросы мы задавали детям, начиная работу в  нашем проекте. Детей нужно было заинтересовать историей, историей наших предков, историей нашего народа, историей нашей страны.

А, так как, мы живем в мире звуков и общаемся тоже с помощью звуков, то уже на первом этапе работы мы подключали мир звуков, говорили о звуковой гамме в мире, что звуки-то бывают разные…

А, значит, мы ставили для себя задачи:

1).Закрепить понятие «Звуки речи» и звуки окружающей действительности

2).Упражнять в дифференциации этих звуков

3).Развивать фонематический слух

И параллельно с познавательными задачами мы ставили воспитательные задачи, очень важные для духовно-нравственного развития детей, такой была четвертая задача:

4).Воспитывать культуру поведения в общении друг с другом

Рассказывая о проекте, я буду акцентировать ваше внимание на дополнительных задачах, которые мы ставили для себя, и которые очень важны для нравственно – патриотического воспитания.

2.Работая с миром звуков, детям предлагалась дидактическая игра. Например,

Дидактическая игра «Определи характер звуков»

Дать послушать в записи голоса живой природы (спокойные и тревожные), предложить:

– определить, что это за голоса?

– подумать, как звуки природы помогали древним людям ориентироваться в окружающем пространстве, в мире?

-попробовать привести примеры по образцу: гремит гром – скоро начнется дождь!

Светит солнце, поют птицы – будет хорошая погода. В лесу тревожный щебет птиц – кто-то чужой! Лай собаки – предупреждение, и т. д. – это звуки природы!

Люди тоже общаются друг с другом и тоже с помощью звуков – звуков человеческой речи!

Но так можно общаться, только, находясь рядом, друг с другом.

– Как же можно передать информацию, сообщить важную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко?

(написать письмо, позвонить по телефону)

Но в очень давние времена люди не умели писать, читать, не было букв, и они придумали общаться  с помощью предметов.

Так появилось предметное письмо.

Детям предлагалась дидактическая игра, которая наглядно показывала все минусы предметного письма.

Дидактическая игра «Предметное письмо»

На столе предметы, игрушки: лодка, стрела, медведь, дерево.

Нужно с помощью этих предметов передать информацию. Составьте, пожалуйста, предметное письмо. («Я поплыл на лодке в лес охотиться на медведя»

                                      «Я убил в лесу медведя, приезжай на лодке»)

Можно было понять по-разному.

ВЫВОД: Предметное письмо не удобно в применении.

Люди продолжали искать новые способы передачи информации, которые были бы более совершенными. Появляется узелковое письмо.

  1. Узелковое письмо

Помимо обычных задач (дать понятие узелкового письма и его способов использования и прочтения) ставятся дополнительные, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию

Задачи:

1). Обратить внимание на тяжелую жизнь наших предков, что все трудности они преодолели благодаря взаимной помощи, трудолюбию, сплоченности.

2).Повышать в детях уверенность в себе, в своих силах.

3).Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям

4).Вызвать интерес к нашим предкам и чувство гордости за них

Само название говорит за себя. От какого слова образовано название? Узелок.

Узелковое письмо – это веревочка или палка, к которой прикреплены разноцветные шнурки. На шнурочках разное количество узелков.

В зависимости от окраски нитей и количества узелков люди договаривались, о чем идет речь.

Число узелков говорило о количестве людей и предметов. Люди договаривались, что нить белого цвета – здоровье, счастье, серебро,

Красного – война,

Зеленого – лес,

Черного – беда,

Желтого – золото.

И опять в качестве эксперимента предлагаются дидактические игры.

Дидактическая игра «Прочитаем узелковое письмо», «Составим узелковое письмо»

Разные варианты прочтения.

А также предлагаются дидактические игры, способствующие духовно-нравственному развитию детей.

Например,

Дидактическая игра «Как ты понимаешь?»

Объясни пословицу поговорку о дружбе и взаимопомощи:

-«Одной рукой узла не завяжешь»,

-«Один за всех и все за одного»,

-«Там, где дружат – живут, не тужат»,

-«В большом деле и малая помощь нужна»

ВЫВОД: Этот вид письменности («Узелковое письмо») тоже неудобен.

И тогда появляется новый вид письменности –

4.Клинопись. Иероглифы.

И опять в «Программном содержании» помимо обычных познавательных задач (дать детям представление о других, о разных способах передачи информации, о различных материалах, используемых для этого) ставятся  духовно-нравственные и речевые

Задачи:

-Учить детей общаться в духе добра и взаимопонимания,

-Совершенствование монологической речи, в соответствии со структурой повествования.

Люди всегда стремились передавать информацию: на расстоянии, из прошлого в будущее. Ведь как мы знаем, без прошлого нет будущего. На опыте прошлого учится человек будущего. Отсюда и такое стремление найти универсальный способ передачи информации. Появляется картинка с наскальным рисунком, с помощью которого также передавали информацию. Позднее рисунки превратились в значки, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Такие значки назывались иероглифы.

Почему такое название? Клинопись? От какого слова? Клин, клинышек, клинышки. Тонкой трехгранной палочкой на влажной глине выдавливались клинышки.( Можно попробовать вместе с воспитателем выдавить рисунок, при этом уточнить: надежен ли такой способ передачи информации?) Чтобы сохранить надпись, надо было обжечь в печи, чтобы стало письмо  твердым, прочным. Такие письма назывались «Таблетки» А  был ли все-таки надежным  такой вид письменности? Нет. Почему? (Письмо могло расколоться, от дождя потечь)

А такие дидактические игры, как Д/И «Закончи предложение», она решает и речевую и духовно – нравственную проблему, способствует развитию мыслительной деятельности и осознанию собственного «Я», способствует воспитанию жизненной активности

Дидактическая игра «Закончи предложение»

-Я хочу…

-Я умею…

-Я смогу…

-Я добьюсь…

5.Берестяные грамоты – старинная письменность на Руси. Каковы же здесь наши задачи?

Задачи:

1)Пояснение значимости письменности

2)Познакомить с одним из видов старинной письменности на Руси.

3)Формировать устойчивый интерес к российской истории.

4)Подчеркнуть, что береза служила не только средством передачи информации, но и всегда являлась символом нашей Родины, показать её красоту, неповторимость, радость

5)Воспитывать чувство любви к Родине

Без письма мы были бы неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти. Мы не могли бы передавать информацию, делиться с потомками, и каждому поколению пришлось бы заново изобретать велосипед.

В самом начале занятия детям загадывалась загадка.

Загадка:

Черные, кривые, от рождения немые

Станут в ряд, сразу заговорят. (буквы)

Постепенно знаковое письмо, значки превратились в буквы.

Каждая буква означала звук.

Первый алфавит появился в Греции.

-На чём же писали в разных странах? (глина, папирус, пергамент)

-А на чем могли писать на Руси? Какое дерево – символ нашей страны? (береза, кора)

-А что такое – береста? (Нужно очистить  будущую страницу от жесткой коры, распрямить, подсушить)

Заостренным концом палочки, её называли «писало», процарапывали буквы, а тупым концом можно затереть случайную ошибку.

Называлось такое письмо – берестяная грамота. А так как береза является символом нашей страны, то ей обязательно посвящали стихи.

Чтение стихов о березе.

6.Кириллица

Время требовало создания славянского алфавита. Так «Повесть временных лет» рассказывает о начале письменности на Руси:

«Однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с просьбой: послать к ним на Русь учителей, которые помогли бы создать славянскую письменность», адаптировали бы письменность под наш язык.

Задачи:

1)Познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с его основоположниками Кириллом и Мефодием

2)Обратить внимание на значимость названий каждой буквы кириллицы

3)Показать силу ума, духа и богатырскую силу наших людей, воспетую в русском народном творчестве

4)Воспитывать гордость за свой народ

5)Прививать бережное отношение к книгам

Таким образом, уже  можно подвести какой-то итог и сделать

  1. Общий вывод:

В результате работы над нашим проектом мы уже сейчас можем отметить, расширение кругозора и получение новых знаний в области: истории, окружающего мира, природы и человека. Дети узнали о национальной самобытности языка и традиционных ценностях, пытаются думать, размышлять, стараются не совершать необдуманных поступков. Повысилась жизненная и творческая позиция.

Физическое развитие, как один из главных показателей необходимости слияния умственного, интеллектуального здоровья с физическим, богатырским.

Славяне на всем протяжении своего развития всегда стремились обладать и обладали светлым умом, сообразительностью, русской смекалкой и отменным здоровьем, для чего устраивались и кулачные бои, и другие развлечения с применением, показом и демонстрацией своего здоровья и силы. На Руси всегда уважали умных и сильных.

В рамках проекта все занятия направлены на понимание детьми важности создания славянской письменности,  стремление овладеть правильным литературным языком,  гордости за свой народ и осознания себя частичкой этого народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website