Евдокимова Светлана Геннадьевна. Воспитатель МАДОУ д/с №42
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию.
Возродим национальную культуру
«Любовь к земле Российской- родится в сердце!»
2.Оглавление
3.Пояснительная записка – информационная карта проекта ………………….……. ..3
3.1.1. Особенность проекта ………………………………………………………….…. 3
3.1.2.Актуальность проблемы …………………………………………………….…….. 3
3.1.3. Идея проекта ……………………………………………………………………… .3
3.1.4. Новизна информационного проекта …………………………………………… ..3
3.1.5. Адресация проекта ……………………………………………………………….. 3
3.1.6. Участники проекта ……………………………………………………………….. 3
3.1.7. Цель создания проекта …………………………………………………………… ..3
3.1.8. Задачи ……………………………………………………………………………… 3
3.1.9.Ожидаемые результаты проекта ……………………………………………….. …7
3.1.10. Сроки ……………………………………………………………………………… 7
3.2. Описание проекта. Реализация проекта ………………………………………… ….8
- Общий вывод……………………………………………………………………………12
3.Пояснительная записка – информационная карта проекта
3.1.1. Особенность проекта: Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника путем грамотного построения целостного педагогического процесса на основе синтеза научных знаний, исторических материалов, фольклора, изобразительного и прикладного искусства, художественной литературы
3.1.2. Актуальность проблемы:
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые их сделают более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитывать уважение к национальной культуре, к родному языку, учить детей правилам общения и умению жить среди людей, воспитывать уважение к правам и свободам человека, гражданственность и патриотизм
3.1.3. Идея проекта
Использование игр, занятий, экспериментов, развлечений, инсценировок как информацию к размышлению
3.1.4. Новизна информационного проекта
От информации к размышлению, к жизненной и творческой активности
3.1.5. Адресация проекта
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
3.1.6. Участники проекта:
педагоги, дети и их родители,
3.1.7. Цель создания проекта: поднять престиж родного языка, воспитание гордости за свой народ, за свою страну, дать детям почувствовать себя частичкой этого большого, умного, гордого, обладающего богатырским здоровьем народа.
Научить детей дошкольного возраста поступать в соответствии с нормами общественной морали, бережно относиться к своей жизни и воспринимать чужую жизнь как безусловную ценность, ценить и уважать своих родителей и людей старшего поколения, уважительно относиться к родному языку, к своей культуре, воспитание патриотических чувств
3.1.8. Задачи:
-закрепить понятие «Звуки речи» и звуки окружающей действительности;
-упражнять в дифференциации этих звуков;
-развивать фонематический слух;
-дать детям представление о необходимости общения людей и о древних способах общения;
-дать представление о разных способах передачи информации и о различных материалах, используемых для этого;
-познакомить с одним из видов старинной письменности на Руси;
-познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с ее основоположниками Кириллом и Мефодием;
-обратить внимание на значимость названий каждой буквы кириллицы;
-формировать устойчивый интерес к российской истории;
-прививать бережное отношение к книгам;
-привести в систему уже имеющиеся у детей знания по правилам поведения и умения вести себя в обществе, закрепить их;
-учить детей общаться в духе добра и взаимопонимания;
-дать новые знания, соответствующие нормам нашей морали;
-учить умению правильно себя вести в различных ситуациях;
-стимулировать у детей развитие самостоятельности и ответственности;
-воспитывать у детей ответственность перед будущим, за свои слова, поведение, поступки.
-дать понятие патриотизма.
-воспитывать любовь к своей родине;
-продолжать развивать диалогическую речь;
-совершенствование монологической речи в соответствии со структурой повествования;
-продолжать обучать составлению рассказа по опорным словам, развивать монологическую речь;
-совершенствовать умение выразительного чтения;
-совершенствовать умение перевоплощаться;
-развитие мыслительной деятельности, умения рассуждать, логического мышления;
-развитие творческой фантазии;
-развитие эмоциональных чувств;
-воспитание жизненной и творческой активности
Задачи для педагогов:
-привести в систему имеющиеся знания, закрепить их, дополнив новыми знаниями по истории страны, по фольклору, изобразительно-прикладному искусству;
-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, к своей стране;
-формирование бережного отношения к родной природе, к окружающему миру, к книгам как источнику знаний;
-воспитание уважения к труду людей;
-развитие интереса к русской истории, к русским традициям;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о России, её столице;
-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном и их ролью в государстве;
-дать элементарные знания по устройству России;
-создание игровых ситуаций, для лучшего усвоения новых знаний;
-подборка дидактических игр для развития мышления и внимания,
-подборка литературы и иллюстраций для проведения работы по изобразительному и прикладному искусству,
-подборка тем для проведения бесед и занятий по соблюдению норм поведения,
-проведение продуктивно-исследовательской деятельности,
-работа со звуком,
-работа над словом,
-работа со словом, его фонетическими, грамматическими формами,
-работа над предложением,
-работа над интонацией,
-работа по созданию творческих работ, посвященных изобразительно-прикладному искусству (рисунки, ручной труд, лепка, аппликации)
-обучение актерскому мастерству,
-развитие и совершенствование абстрактного мышления,
-совершенствование нравственности и духовности детей (беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг, рассматривание сюжетных картинок на тему « Родина»)
-расширение лексического словаря детей (Родина, Отечество, патриотизм, патриот, ленивый, бессердечный, слабовольный, лицемерный и т.д.)
-воспитание творческой активности,
-воспитание самостоятельности и ответственности за свои поступки и своё поведение
-работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс;
Задачи для детей:
-усвоение новых знаний ,
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим людям, народам, традициям
-игры с дидактическим материалом по усвоению новых знаний, по изобразительной деятельности и прикладному искусству,
-участие в экспериментальной деятельности,
-стремление пользоваться полученными знаниями в искусственно созданных игровых ситуациях,
-участие в продуктивно-исследовательской деятельности,
-создание творческих работ,
-создание инсценировок и разыгрывание различных ситуаций с привлечением правил поведения, морали,
Задачи для родителей:
-приобретение необходимых материалов для творчества детей,
-приобретение необходимых атрибутов для образовательной деятельности детей,
-оказание помощи в создании костюмов для детей,
-оказание моральной поддержки детям,
Этапы работы:
1-ый этап – подготовительный
-осознание темы, её важности,
-формулировка цели, задач,
-подбор соответствующей литературы,
-подбор дидактического и методического оснащения проекта,
-распределение обязанностей
2-ой этап – реализационный
-проведение организованной образовательной деятельности,
-взаимодействие с родителями детей,
-взаимодействие педагогов,
-организация игровой деятельности, способствующей лучшему усвоению знаний, правил и норм поведения,
-работа творческой мастерской,
-разыгрывание этюдов,
-организация развлечений, способствующих лучшему усвоению знаний
3-ий этап – анализ и обобщение результатов познавательной деятельности детей
-знания детей по усвоению норм морали и умение ими пользоваться
-гордость за свой народ и родной язык
-презентация проекта «Любовь к земле родится в сердце!»
Интеграция образовательных областей:
-социализация,
-коммуникация,
-развитие творческих способностей детей,
-художественная литература,
-театральная деятельность,
-музыка,
-духовно-нравственное воспитание,
-патриотическое воспитание,
-работа с семьей
Предварительная работа:
1.Чтение соответствующей литературы.
2.Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций по теме и беседа по ним.
3.Использование дидактических игр по правилам этикета.
4.Придумывание детьми различных сюжетов на заданную тему.
5.Разыгрывание сценок на придуманные сюжеты.
6.Словарная работа, работа со звуком, словом и его значением.
7.Составление рассказов по опорным словам.
8.Обучение работе по схеме.
9.Изучение ролей и обучение детей умению перевоплощаться.
10.Работа с родителями по оказанию поддержки в подготовке и проведении занятий и развлечений
Воспитание интегративных качеств:
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическая культура
-приобретение познаний в области социализации и истории,
-расширение знаний об окружающем мире,
и умение применять полученные знания в жизни,
-развитие речи, звукопроизношение,
-развитие диалогической и монологической речи,
-эмоциональное восприятие текста и его прочтение,
-проживание персонажей и их сосуществование с людьми,
-развитие творческих способностей, творческие работы с изображением сказочных персонажей,
-обучение актерскому мастерству,
-воспитание духовной нравственности, культуры поведения,
-воспитание патриотических чувств
3.1.9.Ожидаемые результаты проекта:
Расширение кругозора, получение новых знаний в области:
-истории,
-окружающего мира,
-природы и человека через взаимодействие с различными сферами бытия и культуры,
-национальной самобытности языка и традиционных ценностей,
-изобразительно-прикладного искусства,
-устройства России, её символики,
-усвоения правил поведения и норм морали, духовно – нравственное и патриотическое воспитание,
а также:
-творческая и жизненная активность детей;
-самостоятельность и умение адекватно вести себя при разных обстоятельствах;
-умение думать, размышлять, стараться не совершать необдуманных поступков;
-толерантность в общении
3.1.10. Сроки:
Продолжительность проекта: среднесрочный (два месяца)
3.2.Описание проекта
1.Презентация проекта (до Кириллицы)
2.Открытое занятие о Кириллице и о славянах, их величии и богатырстве
- Мастер-класс «Чтобы книжку прочитать, азбуку должны все знать»
1.Несколько слов о проекте. Почему обратились к теме Славянской письменности и культуры.
Цель проекта: поднять престиж родного языка, воспитание в детях гордости за свой народ, за свою страну, дать детям почувствовать себя частичкой этого большого, умного, гордого, обладающего богатырским здоровьем народа.
Свой проект мы начинали с того, что предлагали детям отправиться в удивительное путешествие в древность, в древнюю Русь, чтобы познакомимся с культурой того времени, с культурой наших предков, с древнерусской культурой наших предков-славян.
Ибо, только познав историю, прошлое, мы будем лучше понимать и ценить настоящее!
Мы называли дату.
24 мая – это День славянской письменности и культуры. И задавали вопрос: А почему так важен этот день? Чем?
И предложили детям ответить на него в конце работы над проектом.
Далее задавался вопрос: А что такое информация? Как они понимают это слово?
(Информация – это сообщение каких-то данных, каких-то известий, новостей)
Всегда ли люди могли легко передавать информацию? Всегда ли было всё так, как сейчас? Ведь древние люди тоже как-то передавали и получали информацию?
Такие вопросы мы задавали детям, начиная работу в нашем проекте. Детей нужно было заинтересовать историей, историей наших предков, историей нашего народа, историей нашей страны.
А, так как, мы живем в мире звуков и общаемся тоже с помощью звуков, то уже на первом этапе работы мы подключали мир звуков, говорили о звуковой гамме в мире, что звуки-то бывают разные…
А, значит, мы ставили для себя задачи:
1).Закрепить понятие «Звуки речи» и звуки окружающей действительности
2).Упражнять в дифференциации этих звуков
3).Развивать фонематический слух
И параллельно с познавательными задачами мы ставили воспитательные задачи, очень важные для духовно-нравственного развития детей, такой была четвертая задача:
4).Воспитывать культуру поведения в общении друг с другом
Рассказывая о проекте, я буду акцентировать ваше внимание на дополнительных задачах, которые мы ставили для себя, и которые очень важны для нравственно – патриотического воспитания.
2.Работая с миром звуков, детям предлагалась дидактическая игра. Например,
Дидактическая игра «Определи характер звуков»
Дать послушать в записи голоса живой природы (спокойные и тревожные), предложить:
– определить, что это за голоса?
– подумать, как звуки природы помогали древним людям ориентироваться в окружающем пространстве, в мире?
-попробовать привести примеры по образцу: гремит гром – скоро начнется дождь!
Светит солнце, поют птицы – будет хорошая погода. В лесу тревожный щебет птиц – кто-то чужой! Лай собаки – предупреждение, и т. д. – это звуки природы!
Люди тоже общаются друг с другом и тоже с помощью звуков – звуков человеческой речи!
Но так можно общаться, только, находясь рядом, друг с другом.
– Как же можно передать информацию, сообщить важную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко?
(написать письмо, позвонить по телефону)
Но в очень давние времена люди не умели писать, читать, не было букв, и они придумали общаться с помощью предметов.
Так появилось предметное письмо.
Детям предлагалась дидактическая игра, которая наглядно показывала все минусы предметного письма.
Дидактическая игра «Предметное письмо»
На столе предметы, игрушки: лодка, стрела, медведь, дерево.
Нужно с помощью этих предметов передать информацию. Составьте, пожалуйста, предметное письмо. («Я поплыл на лодке в лес охотиться на медведя»
«Я убил в лесу медведя, приезжай на лодке»)
Можно было понять по-разному.
ВЫВОД: Предметное письмо не удобно в применении.
Люди продолжали искать новые способы передачи информации, которые были бы более совершенными. Появляется узелковое письмо.
- Узелковое письмо
Помимо обычных задач (дать понятие узелкового письма и его способов использования и прочтения) ставятся дополнительные, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию
Задачи:
1). Обратить внимание на тяжелую жизнь наших предков, что все трудности они преодолели благодаря взаимной помощи, трудолюбию, сплоченности.
2).Повышать в детях уверенность в себе, в своих силах.
3).Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям
4).Вызвать интерес к нашим предкам и чувство гордости за них
Само название говорит за себя. От какого слова образовано название? Узелок.
Узелковое письмо – это веревочка или палка, к которой прикреплены разноцветные шнурки. На шнурочках разное количество узелков.
В зависимости от окраски нитей и количества узелков люди договаривались, о чем идет речь.
Число узелков говорило о количестве людей и предметов. Люди договаривались, что нить белого цвета – здоровье, счастье, серебро,
Красного – война,
Зеленого – лес,
Черного – беда,
Желтого – золото.
И опять в качестве эксперимента предлагаются дидактические игры.
Дидактическая игра «Прочитаем узелковое письмо», «Составим узелковое письмо»
Разные варианты прочтения.
А также предлагаются дидактические игры, способствующие духовно-нравственному развитию детей.
Например,
Дидактическая игра «Как ты понимаешь?»
Объясни пословицу поговорку о дружбе и взаимопомощи:
-«Одной рукой узла не завяжешь»,
-«Один за всех и все за одного»,
-«Там, где дружат – живут, не тужат»,
-«В большом деле и малая помощь нужна»
ВЫВОД: Этот вид письменности («Узелковое письмо») тоже неудобен.
И тогда появляется новый вид письменности –
4.Клинопись. Иероглифы.
И опять в «Программном содержании» помимо обычных познавательных задач (дать детям представление о других, о разных способах передачи информации, о различных материалах, используемых для этого) ставятся духовно-нравственные и речевые
Задачи:
-Учить детей общаться в духе добра и взаимопонимания,
-Совершенствование монологической речи, в соответствии со структурой повествования.
Люди всегда стремились передавать информацию: на расстоянии, из прошлого в будущее. Ведь как мы знаем, без прошлого нет будущего. На опыте прошлого учится человек будущего. Отсюда и такое стремление найти универсальный способ передачи информации. Появляется картинка с наскальным рисунком, с помощью которого также передавали информацию. Позднее рисунки превратились в значки, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Такие значки назывались иероглифы.
Почему такое название? Клинопись? От какого слова? Клин, клинышек, клинышки. Тонкой трехгранной палочкой на влажной глине выдавливались клинышки.( Можно попробовать вместе с воспитателем выдавить рисунок, при этом уточнить: надежен ли такой способ передачи информации?) Чтобы сохранить надпись, надо было обжечь в печи, чтобы стало письмо твердым, прочным. Такие письма назывались «Таблетки» А был ли все-таки надежным такой вид письменности? Нет. Почему? (Письмо могло расколоться, от дождя потечь)
А такие дидактические игры, как Д/И «Закончи предложение», она решает и речевую и духовно – нравственную проблему, способствует развитию мыслительной деятельности и осознанию собственного «Я», способствует воспитанию жизненной активности
Дидактическая игра «Закончи предложение»
-Я хочу…
-Я умею…
-Я смогу…
-Я добьюсь…
5.Берестяные грамоты – старинная письменность на Руси. Каковы же здесь наши задачи?
Задачи:
1)Пояснение значимости письменности
2)Познакомить с одним из видов старинной письменности на Руси.
3)Формировать устойчивый интерес к российской истории.
4)Подчеркнуть, что береза служила не только средством передачи информации, но и всегда являлась символом нашей Родины, показать её красоту, неповторимость, радость
5)Воспитывать чувство любви к Родине
Без письма мы были бы неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти. Мы не могли бы передавать информацию, делиться с потомками, и каждому поколению пришлось бы заново изобретать велосипед.
В самом начале занятия детям загадывалась загадка.
Загадка:
Черные, кривые, от рождения немые
Станут в ряд, сразу заговорят. (буквы)
Постепенно знаковое письмо, значки превратились в буквы.
Каждая буква означала звук.
Первый алфавит появился в Греции.
-На чём же писали в разных странах? (глина, папирус, пергамент)
-А на чем могли писать на Руси? Какое дерево – символ нашей страны? (береза, кора)
-А что такое – береста? (Нужно очистить будущую страницу от жесткой коры, распрямить, подсушить)
Заостренным концом палочки, её называли «писало», процарапывали буквы, а тупым концом можно затереть случайную ошибку.
Называлось такое письмо – берестяная грамота. А так как береза является символом нашей страны, то ей обязательно посвящали стихи.
Чтение стихов о березе.
6.Кириллица
Время требовало создания славянского алфавита. Так «Повесть временных лет» рассказывает о начале письменности на Руси:
«Однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с просьбой: послать к ним на Русь учителей, которые помогли бы создать славянскую письменность», адаптировали бы письменность под наш язык.
Задачи:
1)Познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с его основоположниками Кириллом и Мефодием
2)Обратить внимание на значимость названий каждой буквы кириллицы
3)Показать силу ума, духа и богатырскую силу наших людей, воспетую в русском народном творчестве
4)Воспитывать гордость за свой народ
5)Прививать бережное отношение к книгам
Таким образом, уже можно подвести какой-то итог и сделать
- Общий вывод:
В результате работы над нашим проектом мы уже сейчас можем отметить, расширение кругозора и получение новых знаний в области: истории, окружающего мира, природы и человека. Дети узнали о национальной самобытности языка и традиционных ценностях, пытаются думать, размышлять, стараются не совершать необдуманных поступков. Повысилась жизненная и творческая позиция.
Физическое развитие, как один из главных показателей необходимости слияния умственного, интеллектуального здоровья с физическим, богатырским.
Славяне на всем протяжении своего развития всегда стремились обладать и обладали светлым умом, сообразительностью, русской смекалкой и отменным здоровьем, для чего устраивались и кулачные бои, и другие развлечения с применением, показом и демонстрацией своего здоровья и силы. На Руси всегда уважали умных и сильных.
В рамках проекта все занятия направлены на понимание детьми важности создания славянской письменности, стремление овладеть правильным литературным языком, гордости за свой народ и осознания себя частичкой этого народа.