Направление «Заповедные уголки моего детства»
Проект: среднесрочный, исследовательско – творческий.
Участники проекта
- Дети подготовительной группы 6-7лет;
- 3 воспитателя;
- Родители.
Актуальность проекта
Река Тавда – самая крупная река Свердловской области, левый приток Тобола. Направление течения — юго-восточное. Река богата рыбными запасами, в связи, с чем довольно популярна среди местных и приезжих рыбаков. Тавда, несмотря на продолжающееся загрязнение промышленными стоками, известна нерестилищами нельмы, сюда заходят стерлядь и сибирский осётр, всего водится более двадцати пяти видов рыб. Река Тавда любимое место отдыха людей нескольких поколений. Но в последнее время количество желающих отдохнуть на берегах реки Тавды становится все меньше. Дети не знают истории реки, ее богатства и красоты.
Проблема. Дети дошкольного возраста не достаточно владеют информацией о самой протяженной реке Свердловской области.
Цель. Активизировать мыслительную и поисковую деятельность детей, формировать экологическую воспитанность детей, воспитывать любовь к природе родного края.
Задачи:
- Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию её красоты, формировать бережное отношение;
- Привлекать родителей к работе по реализации проекта;
- Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знание об истории реки Тавды, экологии родного края.
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
- Создать условия для путешествий, игр и акций детей.
Объектная область – экология.
Объект–река Тавда
Предмет исследования – знания детей о реке Тавда в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: Если мы используем разнообразные методы и приёмы по ознакомлению детей и родителей с рекой Тавда её флорой и фауной, то они будут беречь и охранять любимый уголок своего детства.
Предполагаемый результат
- Обогащение словаря детей путём введения определённых слов в практику общения, систематизация имеющихся знаний о реке.
- Появление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов.
- Умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в экологической среде.
- Повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции.
Срок реализации проекта
Проект рассчитан с февраля по март 2017 г.
Место реализации – детский сад № 25, г. Тавда.
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о реке Тавда?
Подпроекты:
Тавдинские поэты о реке.
Чем богата река Тавда?
Основные направления реализации проекта
Подготовительный этап – Февраль.
- Подборка материала, пособий, литературы по теме.
- Знакомство с книгой В.Ермолаева
- Экскурсия к реке Тавда
- Экскурсия в библиотеку «И края в мире нет дороже!»
- Экскурсия в музей.
- Цикл интегрированных занятий «История реки Тавда», «По реке идет «Заря», «Сплав древесины по реке».
- Игровая деятельность: Дидактическая игра «Путешествие по реке Тавда», «Найди растения нашего края».
- Просмотр презентаций «Старое фото – расскажет о многом».
Исследовательский этап – февраль.
Экспериментальная работа
- Выяснили, проблемы реки Тавда с помощью опроса местных жителей.
- Узнали, высоту берега реки (до 20 метров).
- Выяснили, что по реке сплавляли лес для ТФК
- Узнали, глубину реки Тавда (6 метров)
- Сравнили речную воду, из крана, минеральную
- Узнали, что река Тавда самая длинная река Свердловской области (719 км)
- Узнали, какие ягоды растут на склонах реки
- Выяснили, что по реке Тавда проходил Ермак Тимофеевич
- Узнали, что у реки есть второе дно (деревянное)
10.Узнали, что мост над рекой стратегического значения
Обобщающий этап – март.
- Оформление газеты «Детство моей мамы», «Река поилица, река кормилица», «Обитатели реки», «Отдых на реке Тавда».
- Взяли интервью у жителей, которые живут на берегу реки Тавда.
- Оформили фотовыставку «Красота реки Тавдинской»
- Разработали туристический маршрут для туристов.
- Арт – салон: рисование «Я люблю отдыхать на реке Тавда в разное время года», аппликация «Мост над рекой», коллаж «Отдых всей семьей» .
- Создание макета «Любимый уголок природы моей семьи».
- Проведена викторина «История реки Тавды»
- Прошла акция «Сбережем реку вместе»
- Выпуск буклетов «Советы, как правильно отдыхать на берегу реки Тавда всей семьей».
- Создали модель любимого уголка детства в будущем.
- Разработан маршрут семейного выходного дня «Всей семьёй к реке».
- Сняли познавательный видеоролик о реке Тавда.
Презентация – март.
Результат:
- Закладываются основы познавательно развития.
- Воспитывается ответственность за порученное дело.
- Развивается коммуникабельность.
- Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.
- Воспитание патриотических чувств к своей малой Родине.
По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Дети при создании определённых условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса узнали о красивом уголке родного города, поняли, что реку Тавда необходимо беречь, охранять и любить.
Список литературы:
- Ермолаев В. Н. «Тавдинский краеведческий словарь» Екатеринбург 2012г
- Горькова Л. Г. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников”
- Горбатенко О. Ф. “Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях” Волгоград 2001.
- Николаева С. Н. “Юный эколог” М., 2003
- Шишкина, В. А. Дедулевич М. Н. “Прогулки в природу” М.: Просвещение ,2000.
- Черемисина Л.Д. «Основы экологии» М., 2006.