«Проектная культура педагога, как часть профессиональной компетентности»

Выступление на методическом объединении для руководителей ДОУ.

культура педагогаПодготовила заместитель заведующего по ВМР МАДОУ детский сад №16 «Ромашка» Пименова Оксана Сергеевна, г. Балаково.

Скачать презентацию.

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования. Стратегия развития дошкольного учреждения, обеспечивающая качество образования, требуют четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.

В нашем дошкольном учреждении разработан план методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности, включающий несколько направлений: повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями; совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.

Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов) способствует развития креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.

Цель проектной деятельности – создание условий для инновационной деятельности в ДОУ и применение педагогами приобретенных навыков в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).

Задачи подготовки педагога к проектной деятельности:

  • развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижении цели, сроков и средств);
  • совершенствование навыков отбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);
  • развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление);
  • развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности);
  • формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком.

При использовании технологий проектирования очень важно использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

 

Алгоритм проектной деятельности

  • определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
  • выдвижение проектной гипотезы;
  • поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и т.д.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, доклад, газета и пр.);
  • формулирование выводов, и выдвижение новых проблем для исследования;
  • распространение педагогического опыта (педагогические чтения, дни открытых дверей и т.д.)

Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы, которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация. Целью презентации являются:

  • предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
  • повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;
  • обучение педагогов умению презентовать свою работу;
  • обучение педагогов технологии проектной деятельности.

Одной из задач в МАДОУ детский сад №16 на 2016-2017 учебный год является внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Методическое руководство проектной деятельностью для педагогов МАДОУ детский сад №16

  • Предложен алгоритм написания проекта.
  • Созданы индивидуальные электронные папки в помощь воспитателям с подборкой материалов по теме проекта.
  • Проведены обучающие консультации по созданию индивидуальных проектов для вновь принятых воспитателей.
  • Проведены индивидуальные направляющие, уточняющие консультации по обращению авторов проектов.
  • Организованы система из семинаров, консультаций по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
  • Организована целенаправленная просветительская работа с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности
  • Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
  • Осуществляется контроль за реализацией индивидуальных проектов воспитателей.

В течение учебного года проводились:

  • Семинары-практикумы и консультации:
  1. «Управление педагогическими инновациями в дошкольном учреждении».
  2. «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».
  3. «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников».
  4. «Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников».
  5. «Виды проектов и их использование в разных возрастных группах».

 

  • Тематический контроль «Оценка организации проектной деятельности в ДОУ» .
  • Конкурс “Лучший педагогический проект по развитию познавательных способностей дошкольников».
  • Проведен педагогический совет «Проектная деятельность – как средство для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников».

Формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ включает:

  • умение создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word);
  • владение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
  • владение навыками поиска информации в Интернете;
  • работа с электронной почтой;
  • создание мини-сайта педагога;
  • неделя педагогического мастерства «Использование ИКТ технологии в работе с дошкольниками»;
  • разработка и открытый показ занятий с использованием ИКТ технологий в непосредственно образовательной деятельности;
  • использование фотоаппарата, сканера, принтера в образовательной деятельности ДОУ педагогами.

В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ- компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Проектная деятельность педагогов МАДОУ детский сад №16 Коллективные проекты:

  • «За здоровьем в детский сад», организация оздоровительно- воспитательной деятельности в МАДОУ детский сад №16.
  • «Мини-музей Победы «Свято помним и храним».
  • Муниципальный конкурс творческих проектов «Писатели и поэты – для детей и о детях» проект на тему:«Чьи стихи мы знаем с детства?», о творчестве С.В.Михалкова.
  • Проект «Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ».

Воспитателями были реализованы следующие проекты:

  • «Мы в ответе за тех, кого приручили»
  • «Добрый мир сказок К.И.Чуковского»
  • «Радуга впечатлений»
  • «Голубая капелька»
  • «Занимательные фигуры»
  • «Господин лук»
  • «Домашние обитатели»
  • «Мой друг- светофорик»
  • «Огород – круглый год»

Учитель-логопед и музыкальные руководители реализовали следующие проекты:

  • «Здравствуй, сказка!»
  • «Владимир Шаинский и его друзья»
  • «Творчество П.И.Чайковского»

Результаты участия педагогов в проектной деятельности в учебном году:

  • расширились профессиональные компетенции педагогов;
  • появилось ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе;
  • сформировалась мотивация к проектной деятельности;
  • стало обязательным активное применение интерактивных и компьютерных технологий в воспитательной работе;
  • появилась потребность в самовыражении, самосовершенствовании;
  • повысился уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких  результатов, престижность в выполнении проектов;
  • повысился рейтинг воспитателя среди коллег;
  • произошло сближение педагогов, воспитанников и родителей на основе совместной деятельности в ходе реализации проектов.

Список литературы

  1. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет. В соответствии с ФГОС ДО. – Учитель.
  2. Филимонюк, Л.А. Педагогическое проектирование как индивидуальная и коллективная деятельность [Текст] / Л.А. Филимонюк // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – № 2. – С. 114-118.
  3. Филимонюк, Л.А. Педагогические технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.А. Филимонюк // Образование и эпоха: международный учебно-методический сборник / под общ. ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, 2007.– С. 25-44.
  4. Чернобытов В. И. Роль проектной культуры в профессиональном становлении педагога / В. И. Чернобытов. – М., 2002. – 49 с.