“Путешествие по городу”

Сценарий образовательной ситуации в средней группе

Автор разработки: Медунова Наталья Николаевна.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Цель: формирование представлений о родном городе и его достопримечательностях

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с родным городом Ярославлем, его достопримечательностями.
  2. Закреплять элементарные знания о городе, отличиях города от деревни.
  3. Уточнить и обобщить представления детей о районе, где находится детский сад.
  4. Содействовать формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом адекватно игровой ситуации.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию:
  • коммуникативных умений (умение участвовать в диалоге, работать в группе);
  • мыслительных операций: сравнение, обобщение, умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
  • умения соблюдать правила поведения в транспорте.
  1. Развивать умения детей читать опорные схемы.

Воспитательные:

  1. Содействовать развитию чувства уважения к родному города, его жителям.
  2. Создать условия для формирования чувства любви и гордости за свой город.

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

  1. Опорная схема «Город – деревня»
  2. Карта Ярославля

Раздаточный материал:

  1. Билеты в автобус от 1-10
  2. Фотографии детей на фоне достопримечательностей города.

Оформление образовательной ситуации:

  1. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Автобус»: стулья с номерами от 1 до 10, руль, бейдж водителя, сумка кондуктора с билетами, бейдж кондуктора.
  2. Стульчики для детей – 8 шт.

Оборудование:

  1. Магнитная доска
  2. Кукла Незнайка
  3. Ноутбук
  4. Телевизор
  5. Электронные ресурсы к занятию с изображением слайдов.
  6. Фильм «Славься, Ярославль»
  7. Аудиозапись песни Незнайки, песня «Мы в автобусе сидим»

Предварительная работа с детьми:

  1. Прогулки детей с родителями по нашему городу
  2. Беседы с детьми: «Как я провел выходные, праздники».
  3. Обучение сюжетно-ролевой игре «Автобус».
  4. Подготовка фотовыставки «Семейный выходной в городе».
  5. Рассматривание альбомов, фотографий с изображением памятных мест Ярославля.
  6. Чтение стихотворений о Ярославле.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

  • ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
  • обращение к личному опыту детей,
  • создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности
  • включения в деятельность.

Дети входят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель приглашает детей в круг.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и интересно провести этот день.

Звучит аудиозапись песни Незнайки. Появляется кукла Незнайка.

– Ребята, вы знаете, кто это? (Да.) ( Это Незнайка).

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам в гости из Цветочного

города, с  улицы  Колокольчиков. Там я живу вместе  со  своими  друзьями

Знайкой,   Торопыжкой,   Растеряйкой,   механиками  Винтиком  и

Шпунтиком,  музыкантом  Гуслей,  художником  Тюбиком,  доктором

Пилюлькиным  и  многими  другими.

А как называется ваш город? (Ярославль!)

– Я- ро- славль?! Как интересно! Я в вашем городе первый раз. Но я нигде не был  и ничего о  вашем городе не знаю.

– Не грусти, Незнайка, наши ребята живут в Ярославле уже 4 года и многое о нем знают. Они тебе помогут.

– Ребята, вы хотите помочь Незнайке? (Хотим)

– А как мы можем ему помочь? (Рассказать о Ярославле.) (Показать фотографии) (Показать интересные красивые места города).

– Что мы должны для этого сделать? (Погулять по городу) (Отправиться в путешествие по Ярославлю).

– Отправляемся в путешествие! А на чем мы можем с вами путешествовать по городу? (На автобусе, трамвае, троллейбусе, такси…).

Я предлагаю поехать на автобусе. Вы согласны?

Воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Автобус».

-Сначала нам нужно выбрать водителя и кондуктора, а остальные будут кем? (пассажирами) Как мы выбираем водящего? (считалочкой)

Раз-два-три, четыре, пять!

Будем мы сейчас играть.

Слушай, действуй и смотри,

А водитель (кондуктор) будешь ты!

-Мы выбрали водителя и кондуктора, пассажиры проходят в салон автобуса и по очереди приобретают билеты у кондуктора.

Дети берут билет, называют цифру и занимают нужное место. Незнайка тоже берет билет и громко кричит: «Ура, сейчас поедем!»

– Незнайка, разве можно себя так вести? Ребята, давайте вспомним правила поведения в транспорте (нельзя громко разговаривать, кричать, нельзя бегать, нельзя сорить, нужно уступать места престарелым людям, пассажирам с детьми)

Верно. А еще нельзя отвлекать водителя разговорами. Воспитанный человек уступает место в автобусе пожилым людям, инвалидам.

Все пассажиры расселись по местам. Теперь мы можем ехать.

Звучит песня «Мы в автобусе сидим»

2. Актуализация.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

  • актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

– Вот, ребята, мы и приехали! (Слайд 2)

Незнайка: Мы приехали в город! (Нет,  это не город) (Это деревня).

– Ребята, по каким признакам вы догадались, что это не город. (В городе много домов) (В городе дома многоэтажные)(В городе много заводов, фабрик, магазинов, торговых центров, детских садов)(В городе живет много людей) (В городе ходит много машин, троллейбусов, трамваев)

Воспитатель выставляет опорную схему «Город-деревня»

– Молодцы, все правильно назвали. Запомнил, Незнайка?

Незнайка: Да, спасибо, ребята, теперь я знаю, чем отличается деревня от города.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования к организации этапа:

  • создание ситуации затруднения;
  • фиксация в речи причины затруднения.

– Ребята, как же нам добраться до города? Мы не знаем дороги.

Ребята,  что нам  теперь делать? (Надо спросить у полицейского) (Надо позвонить в справочную службу) (Надо спросить у жителей деревни)

( Можно посмотреть по карте)

Дети предлагают варианты выхода из этой ситуации. Воспитатель выслушивает ответы и обращает внимание детей на карту Ярославля.

– Верно, дорогу можно посмотреть по карте. Мы дадим эту карту водителю, и он довезет нас до центра города.

Садитесь в автобус. Поехали!

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

  • организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • фиксация нового знания в речи и знаково;
  • создание ситуации успеха.

– Посмотрите, ребята, что это? (Слайд 3)

(Это Ярославль.) (Это наш город).

– Да, ребята, это Ярославль. А как вы узнали его?.

(В Ярославле много  церквей, соборов, храмов) (Много старинных зданий) (Реки Волга и Которосль)

Давайте вместе вспомним стихотворение о нашем городе.

             «Мой Ярославль»

Ярославль – не просто город,

В нем российская душа!

Он, как прежде, ныне молод!

А как Волга хороша!

Ярославль – живая сказка,

Жить в ней хочется всегда.

Звон малиновый на Пасху

Дарят всем колокола…

С этим городом, как с лирой,

Не расстанусь никогда.

На гербе медведь с секирой,

Нипочем ему года!

– Молодцы! А теперь я предлагаю вам выйти из автобуса и погулять по главной улице Ярославля, расположенной на берегу Волги.

Что за улица такая:

В середине мостовая,

Слева –Волга-река,

Справа – церкви и дома.

Как называется улица на берегу реки? (Набережная). А на берегу реки Волги, Которосли (Волжская набережная, Которосльная набережная) Чем отличается набережная от улицы? (у улиц с обеих сторон дома, а у набережной одна сторона берег реки (Слайд 4)

Что мы можем увидеть на Волжской набережной? (другой берег Волги, мост, фигурная ограда, асфальтовые дорожки, скамейки для отдыха, газоны, липы, беседка)

– Верно. С беседки открывается прекрасный вид на наш город. Беседка- это красивое архитектурное сооружение, имеет круглые колонны и крышу в форме купола.

Как вы думаете, зачем построили беседку?

Зачем нужна ограда?

Зачем ярославцы сделали их такими красивыми?

Чем можно любоваться, стоя на набережной?

Как вы сказали Ярославль стоит на Волге, на правом и левом её берегах. Как вы думаете, как можно добраться с одного берега на другой?  (На машине, на автобусе – через мост) (По Волге – на лодке, речном трамвайчике) Рядом  находится речной вокзал. (Слайд 5). К нему могут пристать сразу несколько речных судов.

Идем вперед по набережной и приходим …. (Слайд 6) к месту впадения рек Волги и Которосли. Это самое красивое место города.

Что можно увидеть? (газоны, «поющие» фонтаны, скамейки для отдыха)

Здесь находится памятник 1000-летию города Ярославля.

Продолжаем двигаться по набережной, спустимся вниз и подойдем к голубому мостику перед Даманским островом. (Слайд 7) и идем в парк аттракционов (слайд 8)

Кто из вас был на Даманском острове? Покатаемся на каруселях?

Динамическая пауза «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом ( темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите. (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра. (хлопки в ладоши).

Незнайка: Как в вашем городе весело и красиво. Я узнал и увидел много интересного. Давайте еще погуляем!

– Обязательно, Незнайка, но в следующий раз. Нам пора возвращаться в детский сад.

Подитог:

– Молодцы, ребята, вы показали Незнайке наш город, рассказали о нем много интересного. А сейчас нас ждет автобус. Садитесь на свои места.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях

Требования:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • индивидуальные затруднения в играх;
  • ситуация успеха в совместной деятельности.

–  Вот мы и приехали в детский сад. Как называется микрорайон, где мы живем? (Сокол) А как называется улица, на которой он располагается?  (улица академика Колмогорова)

У меня на столе лежат ваши фотографии.

Незнайка: ребята, подарите мне на память ваши фото. Только я не запомнил, как называются эти места Ярославля.

– Наши ребята сейчас тебе расскажут

Игра «Ярославль на фотографии»

Дети рассказывают о месте, где они сфотографированы и дарят фото Незнайке.

А теперь для Незнайки и для всех вас сюрприз – фильм о Ярославле.

Посмотрите его и вы найдете в нем много знакомых мест нашего красивого города Ярославля.

Дети смотрят фильм «Славься, Ярославль!»

Называют знакомые места.

Подитог:

– Молодцы, ребята,  вы сделали доброе дело, помогли Незнайке узнать многое о нашем городе. А еще, Незнайка, мы тебе дарим карту нашего города, и ты не заблудишься, гуляя по Ярославлю.

Дети прощаются с Незнайкой и провожают его.

6. Итог.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования:

  • организация анализа детской цели;
  • фиксация нового знания в речи;
  • определение выполнения взрослой цели.

– Ребята, где же вы были? (Мы путешествовали по Ярославлю

– Почему вы туда отправились? (Незнайка приехал в гости)(Нам надо было показать ему наш город.)

– На чем мы туда отправились? (на автобусе.)

– Как вы думаете, вы помогли Незнайке? (Да.) (Мы вместе показали ему самые красивые места Ярославля ).

– Вы молодцы, вы действительно помогли нашему другу Незнайке. Теперь Незнайка расскажет о своем путешествии своим друзьям коротышкам из Цветочного города и снова приедет к нам в гости!

– Я очень рада, что вы помогли другу и узнали много нового. Эти знания обязательно вам помогут. Ребята, давайте загадаем добрые желания о нашем городе. (пожелания детей)

А еще я надеюсь, что вы всегда будете любить свой город и станете достойными ярославцами. Молодцы, ребята, я горжусь вами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website