Путешествие в зимний лес

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами (ФГОС) в старшей группе

Автор: Полчёнкова Ольга Михайловна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка» села Большая Каменка Лысогорского района Саратовской области.

Интеграция  образовательных областей:  «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание – ФЦКМ», «Познание – ФЭМП», «Физическая культура».

Задачи:

«Коммуникация»

  • развивать речевое дыхание
  • учить выделять слова со звуком «С», «Ш»
  • учить делить слова на части
  • обогащать словарный запас детей словами: «бахрома», «затрепещет», «ослепительная»

«Музыка»

  • вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения

«Художественное творчество»

  • развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса

«Чтение художественной литературы»

  • активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову

«Познание. ФЭМП»

  • развивать способность сравнивать слова по длине

«Познание. ФЦКМ»

  • закреплять знания детей о зимующих птицах
  • закреплять знания о животных

«Социализация»

  • воспитывать у детей способность выслушать друг друга, не перебивая

«Физическая культура»

  • развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий

«Безопасность»

  • закреплять навыки безопасного поведения в лесу
  • формировать навыки безопасного поведения в помещении во время непосредственной образовательной деятельности

«Здоровье»

  • формировать навыки здорового образа жизни

Методы и приемы:

  • Речевая зарядка, артикуляционная гимнастика, пальчиковая игра «Прогулка», определение места звука в слове, деление слов на слоги.

Оборудование:

  • оформление группы «Зимний лес», краски, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, кисточки, стаканы для воды, салфетки ватные палочки, листы для рисования, карточки для определения места звука с слове, маленькие снежинки, сундучок с сюрпризом

Ход образовательной деятельности:

Под спокойную зимнюю музыку дети входят в группу.

Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
– Доброе утро! – птицы запели –
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
– Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим им хорошее настроение.

Воспитатель:
-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в зимний лес.
– Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие,  отгадав загадку
– Загадка нам подскажет на чём мы отправимся в лес.
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
(Лыжи)

Воспитатель:   (Речевая зарядка)
– А чтобы в пути наши губы не замерзли, давайте их разомнем:
Ма-ма-ма –  наступила зима
Ме-ме-ме – рады мы зиме
Ду-ду-ду – в зимний лес я иду!
– Итак, в путь, надеваем лыжи, встаем друг за другом и едем (по зимнюю музыку дети имитируют движение на лыжах)
– Вот мы и на лесной поляне. Давайте согреем руки (дети выполняют упражнение на дыхание)
(чтение стихотворения)

Зимушка – зима

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой повязалася сосна…
Ой, смотрите, снегопад, и снежинки к нам летят.
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит на снежинках
Опустилась к нам зима.

– О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети:
– В стихотворении говорится о зиме.
Воспитатель:
– Верно, зима вокруг и в лесу тоже зима. Ребята, что мы можем сказать о лесе зимой?  Какой он?
Дети:
– Зимний лес.
Воспитатель:  Посмотрите, здесь пенёчки, присядем на них.
-Давайте вспомним тех, кто живёт в лесу.
Дети:
-Звери, птицы.  (называют зверей, птиц)
Воспитатель:
– Для вас есть игра «Какая, какой»
Волк (Какой?) – злой, голодный, серый
Медведь (Какой?) – большой, сильный, бурый
Лиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжая
Заяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белый
Белка (Какая?) – запасливая, юркая.
Воспитатель:
– Молодцы, с животными определились, описали каждого из них. А с другим заданием сможем справиться?

Дидактическая игра «Кто где живет?»

– В дупле живет …( белка),
— В логове живет… (волк),
— Под кустом дрожит …(заяц),
— Зимой в берлоге….(медведь),
— В норе …(лиса),
— В хатке под водой …(бобр).
Воспитатель:  А сейчас для вас загадка:

Маленькие ножки,
Боятся кошки,
Живёт в норке,
Любит корки?

Дети: Мышка
Воспитатель: Почему вы думаете что это мышка? Какой знакомый звук есть в отгадке? Произносите слово так чтобы слышался звук “Ш”
Дети: мышшшка (появляется мышка)
Воспитатель:
Мышка предлагает нам поиграть вместе с ней, давайте тоже превратимся в мышек.

Физминутка “Весёлые мышки”

Весёлые мышки бегут по лужайке (бег на месте,
на мышках красивые красные майки (рывки руками,
У мышек на лапках зелёные тапки (приседания,
торопятся в школу весёлые мышки (бег,
Боюсь опоздают! Скорее вприпрыжку!
Вот узенькой стала лесная дорожка,
Мышата поскачут на одной ножке ножке.
Портфель уронили!
Нагнулись, подняли!
Скорее бежим!
Уф, Успели (садимся на места! Устали!

Воспитатель: Мышонок приготовил для вас стихотворение, в словах которого очень часто встречается знакомый вам звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук.

Мышонку шепчет мышь:
“Ты вся шуршишь, не спишь”
Мышонок шепчет мыши:
“шуршать я буду тише”
Дети:  Звук «Ш»
Воспитатель: В каких словах вы это услышали? (Мышонок, мыши)
-Ребята, какое из этих слов длинное? (Мышонок)
-Какое короткое?  (Мыши)

– Давайте разделим слова Мышонок, Мыши на Части – слоги и сосчитаем количество слогов в каждом слове. Но сначала вспомним как можно посчитать слоги в словах?
Дети:
– Можно похлопать, можно потопать…
Воспитатель:
Правильно, итак делим слова на слоги.
Дети:
Мышонок – мы-шо-нок – 3 слога
Мы-ши – 2 слога.
Воспитатель:
– Какое самое длинное слово?
Дети:
– Мышонок – 3 слога
Воспитатель:
– Самое короткое?
Дети:
– Мыши – 2 слога
Воспитатель:
Ребята, давайте поиграем с вами в игру “где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”, а гости  попробует отгадать, что мы делаем.
Дети имитируют игру в снежки, катание на санках, катание на лыжах и коньках.
– Послушайте внимательно слова: снег, снежинка, снегурочка, санки, сосулька, снегопад. Что в них общего?
Дети:
– Все слова начинаются с одного звука С.
Воспитатель:
– Скажите, а  звук С какой – гласный или согласный?
Дети:
– Звук  С согласный
Воспитатель:
Верно, звук С согласный
Воспитатель:
– Давайте разделим слова СНЕГОВИК, САНКИ, СНЕГ на слоги и сосчитаем количество слогов в каждом слове. Но сначала вспомним как можно посчитать слоги в словах?
Дети:
Снеговик – сне-го-вик – 3 слога
Сан-ки – 2 слога
Снег – 1 слог
Воспитатель:
– Какое самое длинное слово?
Дети:
– Снеговик – 3 слога
Воспитатель:
– Самое короткое?
Дети:
– Снег – 1 слог
Воспитатель:
– А сейчас повторим чистоговорку, чтобы услышать звук С
ес-ес-ес- сыпет, сыпет снег с небес
ес-ес-ес- спит под снегом зимний лес.
– А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети:
– Воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь.
Воспитатель:
Названия каких птиц начинаются со звука С?
Дети:
– Сорока, снегирь
Воспитатель:
– Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.  Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц)
– Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку.  На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм.
– А сейчас поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Прогулка»

Раз -два- три-четыре-пять
(разгибаем по -очереди пальчики, сжатые в кулак),
Мы пошли во двор гулять
(указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем).
Бабу снежную лепили
(имитируем лепку снежка),
Птичек крошками кормили
(складываем пальцы щепоткой),
С горки мы с тобой катались
(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой),
А еще в снегу валялись
(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной).
Все в снегу домой пришли!
(отряхиваем руки)
Суп поели
(изображаем, как подносим ложку ко рту),
Спать легли
(прикладываем сложенные ладони к щеке)
Воспитатель:
– Давайте определим место звука С в  слове Снег
Дети:
– В слове снег звук С находится в начале  слова
Воспитатель: подойдем к столам и покажем на карточках маленькими снежинками место звука С в этом слове

*

Воспитатель:
– Вот и закончилась наша прогулка по лесу, пора возвращаться в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаем на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад (дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку). На выходе из «леса» дети находят сюрприз – сундучок со снежинками, открывают, достают и рассматривают, забирают с собой.

Воспитатель:
– Вот мы и вернулись в детский сад и сейчас можете выбрать любой материал и изобразить то, что вам больше всего запомнилось или понравилось в зимнем лесу.
Дети выбирают изоматериал и приступают к работе.

После завершения работы дети рассказывают что они нарисовали и оформляется выставка детских работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website