Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР 2 уровень

Автор: Чижова Елена Владимировна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 6 «Семицветик» комбинированного вида городского округа город Шарья Костромской области.

Программа предназначена для детей 4-5 летнего возраста.

Срок освоения программы 1 год.

Разработана на основе коррекционной программы для детей с ОНР и методических рекомендаций:

  • ООП МБДОУ детский сад N 6 «Семицветик»
  • Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР МБДОУ детский сад N 6 «Семицветик»
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина.-М.: Просвещение, 2009.,рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
  • Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи» Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина., М.2009г.
  • Программно-диагностический комплекс «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Разработчики программы – С.П. Олейникова, Г.Г. Телюкова. Содержание – Л.В Кашина. Издательство «Учитель»

Оглавление

  • Пояснительная записка.
  • Характеристика детей с ОНР 2 уровень
  • Целевые ориентиры.
  • Список детей группы
  • Режим дня группы (холодный и теплый период)
  • Сетка НОД по образовательным областям
  •  Примерный перспективный план коррекционно-развивающей работы на год.
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Взаимодействие педагогов в коррекционно-развивающей работе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Взаимодействие с родителями по реализации ООП
  • Календарь праздников и развлечений.
  • Список программно-методического обеспечения Рабочей программы
  • Перспективное планирование

Пояснительная записка

Рабочая программа организации и осуществления образовательной деятельности в логопедической группе компенсирующей направленности разработана на основании «Основной образовательной программы» МБДОУ детский сад N6 «Семицветик» с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», с учетом примерной образовательной программы для дошкольников с общим недоразвитием речи, а также в соответствии с нормативными правовыми документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ N 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федеральных стандартов дошкольного образования»);
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2013 года N1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.30-49-13»;
-локальных актов Организации.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие основные задачи:

  • Развитие понимания речи.
  • Развитие словарного запаса.
  • Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

Принципы и подходы к формированию «Программы»

Теоретической основой «Программы» стали:

• концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский);
• учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
• концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
• концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка(В.М. Солнцев);
• концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
• современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество организации с семьями;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
– учет этнокультурной ситуации развития детей.

Общедидактические принципы дошкольной педагогики:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие реб?нка; это главный принцип построения образовательной программы определяет полноценное психическое развитие реб?нка, развитие его познавательных и художественных способностей. Реализация принципа развивающего обучения требует построения образовательного процесса работы с уч?том уровня актуального развития реб?нка, а так же соответствующей работы в зоне его ближайшего развития.
  • принцип научной обоснованности и практической преемственности (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. При этом есть возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • полноты, необходимости и достаточности (позволяет решить поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.

Принципы дошкольной коррекционной педагогики:

• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем- логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития
  •  обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью
  • обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
  • В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
  • учет государственной политики;
  • особенности контингента детей и кадрового состава группы;
  • учет запроса родителей;
  • особенности региона.

Характеристика основных компонентов речи детей 5-го года жизни с ОНР 2 уровня.

Понимание речи 

Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Фразовая речь

Группу посещают дети пятого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи 2 уровень речевого развития), дошкольники со вторым уровнем речевого развития при ОНР характеризуются начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Иногда дети употребляют в речи местоимения, союзы, некоторые предлоги в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов.

Словарный запас

Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов обозначающих различные части тела, названия диких животных и их детенышей, различных профессий, предметов мебели и т.д.

Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т.д.Нередко дети заменяют слова другими близкими по смыслу. Навыками словообразования не владеют.

Грамматический строй речи

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже. Союзы и частицы практически не употребляются.

Звукопроизношение

Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: заднеязычных, шипящих, соноров, свистящих, твердых и мягких, звонких и глухих.

Слоговая структура слова

Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава. При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.

Фонематическое восприятие

Обнаруживается недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим – неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Особенности психо-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми средней группы.

Логопедическая работа

1.Совершенствовать понимание речи, учить детей различать

  • Действия близкие по ситуации
  • Действия и признаки противоположные по значению
  • Действия , выраженные личными и возвратными глаголами.
  • Действия выраженные глаголами   множественного числа.
  • Действия выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода.
  • Падежные формы.
  • Притяжательные местоимения.
  • Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных.
  • Семантически близкие действия

2.Формирование словаря и грамматического строя речи.

  • Формирование, усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний существительных в винительном и творительном падежах единственного числа, согласование имен прилагательных и числительных с существительными, глаголами настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
  • Формировать практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном падеже, дательном и предложном.
  • Формировать практическое усвоение предлогов «НА» «С» «В» «ИЗ» «ЗА» «ПОД» «К» «ОКОЛО» «ОТ» «ПО»
  • Формировать практическое употребление в речи наречий :высоко, низко, далеко, близко.

3.Развитие связной речи.

  • Учить владеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по картинно-графической схеме.
  • Учить навыкам составления короткого описательного рассказа, персказу, составление рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.
  • Формировать навыки диалогической речи, умения самостоятельно задавать вопрос

4.Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.

  • Формировать  осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Знакомить с понятием «ряд».
  • Познакомить со звуками «А» «У» «И» «О» «э» «Ы»
  • Формировать просодическую сторону речи.
  • Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «О» – «У», «Э» – «И»
  • Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов)
  • Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить слоговую структуру слова.

Список детей группы

N п|пФамилия имя ребенкаДата рожденияАдрес проживания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Показатели речевого и психофизического развития детей

NФ.И. ребенкаЛогопедическое заключениеГруппа
 здоровья
Спортивная группаУровень 
развития 
речи
Отклонения в развитииДети с ОВЗ
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Календарно-тематический план на 2016 -2017 учебный год.

МесяцТемы
Сентябрь3. Наша группа.
4. Органы артикуляции. Наше тело.
Октябрь1.Игрушки.
2 Овощи.
3.Фрукты
4.Осень.
Ноябрь1.Деревья. Листья
2.Ягоды. Грибы.
3.Одежда.4. Обувь.
Декабрь1.Комнатные растения.
2.Зима. Зимние забавы.
3.Новый год
4.Елка в детском саду.
Январь1. Зимующие птицы
2.Дикие животные и их детеныши..
3.Домашние животные и их детеныши.
Февраль1.Профессия продавец
2.Профессия почтальон.
3.Транспорт.23 февраля..
4.Профессии на транспорте.
Март1.Мамин праздник.
2.Домашние птицы и их птенцы
3.Весна.
4.Дикие животные весной.
Апрель1.Перелетные птицы.
2.Первые весенние цветы.
3.Аквариумные рыбки.
4.Дом и его части.
5.Посуда
Май1.Мебель
2.Цветы. Насекомые

Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР

ЭтапыОсновное содержаниеРезультат
ОрганизационныйИсходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.
Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.
Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи
ОсновнойРешение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах.
Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение(при необходимости-корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
ЗаключительныйОценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речиРешение о прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.

Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедомЗадачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.

Занятия проводятся трех видов:

  1. по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  2. по формированию произношения;
  3. по подготовке к обучению грамоте.

Учебный план коррекционно-развивающей работы

В средней логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 10 подгрупповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку.

Предметно-пространственная развивающая среда.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивают:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы и прогулочного участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех пяти образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
В логопедическом кабинете и логопедической группе при организации развивающей среды имеются пособия, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности.

Методические пособия

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете и логопедической группе.

РазделыДидактические игры и пособия
Формирование звукопроизношения
  • Картотека стих-ий по автоматизации и дифференциации звуков: «Звук-с.Звуки с-з»; «Звук –з. звуки з-с.»; «Звук ш. Звуки ш-ж.»; «Звук-л. Звуки л-ль»; «звук – р. Звуки р-л.»
  • «Артикуляционная гимнастика в картинках»
  • «Логопедическое лото» на все звуки
  • «Звуки я вас различаю»
  • «Говорю правильно»
  • «Звуковые символы»
  • «Лесенка чудесенка»
  • «Найди пару»
  • Предметные картинки на звуки
  • Набор предметных картинок для формирования слоговой структуры слова.
  • «Лото скороговорки»
  • «Недовольный Саша»
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа
  • Набор звучащих предметов (бубен, колокольчик, погремушки, свисток)
  • Сигнальные карточки
  • Схемы слова, для определения позиции звука в слове
  • «Перфокарты»
  • «Угадай звук»

 

Обучение грамоте
  • Раздаточный материал (сигнальные круги, звуковые символы, буквенный конструктор)
  • Магнитная азбука
  • Настольная доска
  • Касса букв
  • «Слоговая линейка»
  • «Буквы сестрички»
  • «Я учу буквы»
  • «Учимся читать»
  • «Звуковой анализ»
  • «Подбери схему»
  • Тестовые задания «Готов ли ты к школе»
  •  «Слово стройся»
  • «Звукарик»
  • «Читайка на шариках»
Формирование лексико-грамматического строя речи
  • Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы», «Грибы и ягоды», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые», «Транспорт», «Строительство», «Инструменты», «Профессии», «Времена года»;и др.
  • Игры на развитие навыка словообразования: «Приготовим сок», «Посчитай», «Готовим обед», «Чей хвост», «Цветы», «Одень куклу», «Он, она, оно, они»,
  • «Логопедичкский поезд»;
  • «Один-много»;
  • Лото «Предлоги»
  • Лото: «Мой дом», «Животные», «Птицы»;
  • «Большой-маленький»;
  • «Размышляйка»
  • Картинки на подбор антонимов
Связная речь
  • Схемы для составления рассказов;
  • Сюжетные картинки;
  • Серии сюжетных картинок;
  • Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Запомни»;
  • Счётные палочки.
  • «Задачки для ума»
  • «Что общего?»
Развитие мелкой моторики.
Речевого дыхания
  • Картинки для штриховки;
  • Трафареты, карандаши;
  • «Весёлые шнурочки»;
  • «Волшебные вер?вочки»;
  • «Игры со счётными палочками»;
  • «Сухой бассейн»;
  • «Учись плести»;
  • «Шары шалуны»;
  • «Весёлые прищепки»;
  • «Ниткопись»;
  • «Радужные квадраты»;
  • «Робот»;
  • Деревянные муляжи: «Яблоко», «Пуговица»;
  • «Песочный город»»
  • «Мыльные пузыри»
  • «Пёрышко»

Перспективный план взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Содержание работы
логопедвоспитательпсихологМузыкальный руководительИнструктор по ФИЗО
Обследование детей: 
1. грамматического строя родного языка
2. звукопроизношения
3. словаря
4. состояния связной речи
5. мелкой моторики и
мимической артикуляции
6. фонематического слуха
7. состояния психического развития: внимания,
памяти, мышления
Обследование детей 
1. развития элементарных математических представлений
2. словаря
3. рисования
4. лепкии аппликации
5. конструирования
6. моторных навыков
7. самообслуживания
8. игры
Обследование детей: 
1. эмоционально-волевой сферы
2. межличностных взаимоотношений
3. познавательной деятельности
4. состояния психического развития: внимания, памяти, мышления
Обследование детей по параметрам: 
1. слушание музыки
2. певческие навыки
3. движения под музыку
4. выразительность выполнения танцевальных движений
5. внятность
выполнения танцевальных движений
6. правильность передачи мелодии
Обследование детей по параметрам: 
1.моторные навыки:
прыжки, лазание, равновесие
2.игра
Подготовительный этап 
– формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;
– развитие понимания устной речи;
– подготовка к овладению диалогической формой общения;
– развитие моторики.
Подготовительный этап 
– формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;
Подготовительный этап 
-формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;
Подготовительный этап 
-формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям
Подготовительный этап 
-формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям
Основной этап 
-развитие общей моторики:
Выполнение гимнастических упражнений;
Игры для развития координации и чувства ритма;
Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;
Речь с движениями;
-релаксация (расслабление, успокоение);
-упражнения на ориентировку в пространстве;
-упражнения на ориентировку в схеме тела.
Основной этап 
-развитие общей моторики:
Выполнение гимнастических упражнений;
Игры для развития координации и чувства ритма;
Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;
Речь с движениями.
релаксация (расслабление, успокоение).
Основной этап 
Речь с движениями
Основной этап 
– развитие общей моторики:
Выполнение гимнастических упражнений;
Игры для развития координации и чувства ритма;
Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;
Речь с движениями;
– релаксация (расслабление, успокоение);
упражнения на ориентировку в пространстве;
– упражнения на ориентировку в схеме тела.
Основной этап 
-развитие общей моторики:
Выполнение гимнастических упражнений;
Игры для развития координации и чувства ритма;
Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;
Речь с движениями;
упражнения на ориентировку в пространстве;
-упражнения на ориентировку в схеме тела.
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: 
– упражнения для развития мышц руки;
– упражнения с пальчиками;
– обведение шаблонов;
– выполнение различных видов штриховок;
– игры со шнуровками;
– массаж кистей рук
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: 
– упражнения для развития мышц руки;
– упражнения с пальчиками;
– обведение шаблонов;
– выполнение различных видов штриховок;
– игры со шнуровками;
– массаж кистей рук;
– вырезание ножницами различных фигур;
– лепка;
– игры с мозаикой;
– застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, ленточек
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: 
– упражнения с пальчиками
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев: 
– упражнения с пальчиками под музыку
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев
Развитие подвижности артикуляционного аппарата 
– упражнения, направленные на развитие подвижности губ;
– упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;
– массаж лица и языка
Развитие подвижности артикуляционного аппарата 
– упражнения, направленные на развитие подвижности губ;
– упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.
 Развитие подвижности артикуляционного аппарата 
– упражнения, направленные на развитие подвижности губ;
– упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.
Сказка «Путешествие язычка».
 
Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания: 
Работа над голосом:
– вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;
– произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы голоса.
Работа над дыханием:
– выработка плавного длительного выдоха;
– работа над силой выдоха
Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания: 
Работа над голосом:
Упражнения на высоту голоса произнесение гласных звуков.
Работа над дыханием:
Упражнения на выработку плавного длительного выдоха
Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания: 
Работа над голосом:
Упражнения на высоту голоса произнесение гласных звуков.
Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания: 
Работа над голосом:
– развивающие игры с голосом;
– речевые зарядки;
– речевые ритмо-интонационные игры;
– ритмодекламация.
Работа над дыханием:
– игры на развитие речевого и певческого дыхания
Развитие физиологического и речевого голоса и дыхания: 
Работа над дыханием:
-упражнения на развитие физиологического дыхания;
-упражнения для выработки продолжительности и силы выдоха
Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература, драматизация, д/и) Фронтально-подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( см.: Перспективное планирование)Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература, драматизация, д/и) – занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учетом изучаемых тем; – игры на развитие словарного запаса; упражнения в практическом словоизменение и словообразовании (на материале изучаемой темы) – разучивание загадок, стихотворений, коротких рассказов по изучаемой теме; – пересказ текстовЛексика, грамматика, связная речь: – игры и задания по изученной лексической темеЛексика, грамматика, связная речь: 
– драматизация; – разучивание песен.
Лексика, грамматика, связная речь: – подвижные игры
Звукопроизношение – постановка звуков (индивидуальный план) – игры на автоматизацию звука; – игры на дифференциацию звуков
– разучивание чистоговорок, -потешек, стихотворений, рассказо
Звукопроизношение 
– игры на автоматизацию звука; – игры на дифференциацию звуков;
– разучивание чистоговорок, потешек, стихотворений, рассказов; – контролирование за правильным произношением звуков в свободной речи.
Звукопроизношение – игры для закрепления правильного произношения звуков; – контролирование за
правильным произношением звуков в свободной речи.
Звукопроизношение – игры для закрепления правильного произношения звуков; – контролирование за
правильным произношением звуков в свободной речи.
Звукопроизношение – игры для закрепления правильного произношения звуков; – контролирование за
правильным произношением звуков в свободной речи.
Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления – игры на развитие слухового внимания ; – игры на узнавание звука на фоне слога, слова; – игры на формирование фонематического анализа; – игры на развитие синтетической деятельности; – игры на развитие фонематических представлений.Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления – игры на развитие слухового внимания ; – игры на узнавание звука на фоне слога, слова; – игры на формирование фонематического анализа; – игры на развитие синтетической деятельности; – игры на развитие фонематических представленийФонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления – игры на развитие слухового вниманияФонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления – игры на развитие слухового внимания ; – игры на развитие восприятия отдельных звуков и музыкальных фраз; – игры на различение звуков по длительности звучания, силе, темпу; – игры на узнавание в знакомых мелодиях образов людей, животных, насекомых, растений.Фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления – игры на развитие слухового внимания
Эмоционально – волевая сфера – игры – пантомимы, этюды; – рассматривание иллюстраций; – игры – драматизацииЭмоционально – волевая сфера – игры – пантомимы, этюды; – рассматривание иллюстраций; – игры – драматизацииЭмоционально – волевая сфера Знакомство с чувством робости; радости; страха; удивления; самодовольства; злости; стыда, вины; отвращенияЭмоционально – волевая сфера – музыкальные этюдыЭмоционально – волевая сфера – подвижные игры
Развитие психических процессов – игры на развитие восприятия; – игры на развитие внимания; – игры на развития памяти; – игры на развитие
мышления
Развитие психических процессов – игры на развитие восприятия; – игры на развитие внимания; – игры на развития памяти;
-игры на развитие мышления
Развитие психических процессов – игры на развитие восприятия; – игры на развитие внимания; – игры на развития
памяти; – игры на развитие мышления.
Развитие психических процессов – игры на развитие восприятия; – игры на развитие внимания; – игры на развития
памяти; – игры на развитие мышления.
Развитие психических процессов – игры на развитие восприятия; – игры на развитие внимания; – игры на развития
памяти; – игры на развитие мышления.

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей

ДатаНазваниеФорма работы
СентябрьРодительское собрание. Итоги логопедической диагностики на начало года. «Речь детей 5-го года.»Открытое занятие.
Консультация.
Обмен опытом по развитию речи.
ОктябрьКак скучное сделать интересным (показ и объяснение игровых методов).Практикум.
Консультация.
НоярьМетоды и приемы развития артикуляционной моторикиСеминар-практикум.
ДекабрьМетоды и приемы развития мелкой моторикиКонсультация. Конкурс.
Домашнее задание
ЯнварьРазвитие общей мотрикиКонсультация
ФевральКинезиотерапия 1 частьКонсультация.
Практическое занятие для родителей.
МартКинезиотерапия 2 частьКонсультация.
Практическое занятие для родителей.
МайРодительское собрание. Итоги логопедической  диагностики на конец учебного годаКруглый стол.
Итоговое занятие.
Итоговая анкета

 
Мониторинг уровня речевого развития

Программно-диагностический комплекс издательство «Учитель»

N п/пФамилия имя ребенка123456Уровень общего и речевого развития

Примечание

1.Уровень развития фонетико –фонематической стороны речи;
2. Уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;
3. Уровень развития грамматического строя речи
4.Уровень развития связной речи
5.Понимание речи
6.Уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Система оценивания

От 1,8 до 2 баллов – ребёнок самостоятельно и безошибочно справился с предложенным заданием, ответ верный по структуре; наблюдается прочность усвоенных умений и навыков; помощь педагога не потребовалась – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

От 1 до 1,79 балла – ребёнок справился с предложенным заданием, в ответе наблюдаются незначительные ошибки, которые воспитанник исправляет; ответ верный по структуре; умения и навыки на этапе формирования; потребовалась помощь педагога в виде отдельных наводящих вопросов – СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

От 0 до 0,99 баллов – ребёнок справляется с заданием только с помощью педагога; ошибки самостоятельно не замечает; ответ неверный по структуре; умения и навыки не сформированы – НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

0 баллов – реб?нок с заданием не справился; помощь взрослого не принимает; умения и навыки не сформированы; отказ от выполнения задания

Литература:

1.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду» подготовительная к школе группа Москва. Издательство «Скрипторий2003» 2014
2. Верещагина Н.В., журнал «Дошкольная педагогика» сентябрь, 2014.
3. Воронкевич О.А., Седачева Т.Ю., Якимова Е.А., журнал «Дошкольная педагогика» апрель, 2014.
4. Воронкевич О.А., Седачева Т.Ю., Якимова Е.А., журнал «Дошкольная педагогика» май, 2014.
5. Грибова О.Е.
Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.— М.; Айрис-пресс, 2005,
6.Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»Москва «Просвещение» 1985,
7. Л. В. Лопатина « Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
8. Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014
9. Нищева «Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ» «Дошкольная педагогика» август 2014 г.
10 Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи».- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
11. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина..Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Примерный перспективный план НОД.

НеделиЛексическая темаЗвуки и буквыЛексика, грамматикаСвязная речьМоторикаПсихические процессы
Сентябрь 1-2 неделяОбследование детей. Оформление документации.
 

3

 

Наш детский сад.

 

Неречевые звуки

Логопед, воспитатель, няня, улица, веранда, качели, горка, песок, песочница, группа, учит, говрит, занимается, воспитывает, читает, гуляет, моет, убирает, меняет, хорошая, ласковая, строгая, заботливая, добрая, красиво, правильноУчить строить простую фразу из 2-4 слов 

Развитие артикуляционной моторики и мелкую моторику

Развивать зрительную и слуховую внимание и память
 

4

Органы артикуляции. Наше тело«Жмурки с колокольчиком»
«Минутка тишины»
Рот, губы, язык, зубы, небо, щеки, открывать, закрывать, улыбаться, высовывать, прятать, сжимать, разжимать, надувать, верхний, нижний, правый, левый, длинный, широкий, вверх, вниз, вправо, влево.Учить составлять предложение из 2х слов по совершаемому действиюРазвитие артикуляционной моторики, физиологического дыханияРазвивать зрительную и слуховую внимание и память
Октябрь 1ИгрушкиНе речевые звуки (музыкальные инструмент)
«Покачай игрушку»
«Жмурки с колокольчиком»
«Минутка тишины»
Кукла, машина, пирамидка, мяч, совок, лопата, юла, флажок, кубик, кораблик, лошадка, матрешка, играть, купать, катать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, насыпать, спать, кормить, качать, прятать. Убирать, большие, маленькие, новые, старые, красивые,красные и т.д., чистые, грязные, мягкие, любые.Учить составлять предложения, называя 2-3 признака предмета.Развитие артикуляционной,  мелкой и общей моторики по теме «Игрушки» (картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия.
 

2

Овощи 

Неречевые звуки

Огород, грядка, урожай, огурец, помидор, репка, лук, морковка, картофель, овощи, варить, резать, мыть, чистить, складывать, есть, брать, собирать, убирать, красивая, вкусная, сочная, оранжевый, красный, зеленый, желтый, большая, маленькая, круглый, овальный, длинный, сладкая, горький, мягкий, твердый, чистый, грязныйУчить строить фразу из 2-3 слов с предлогами «НА» «В»
Правильно употреблять предлоги «НА» «С».
Составлять предложение по картинно-графической схеме.
Развитие артикуляционной,  мелкой и общей моторики. Развивать речевое дыхание
По теме «Овощи»
(картотека)
Развивать зрительную и слуховую внимание и память, тактильное восприятие
 

3

ФруктыЗвук УЯблоко, груша, банан, лимон, апельсин, слива, фрукты, сад, срывать, брать, резать, мыть, очищать, положить, варить, есть, сладкое, кислое, вкусное, сочное, желтое, красное, зеленое, большое, маленькое, круглое, овальноеУчить строить фразу из 2-4 слов с предлогами «НА» «В»
Правильно употреблять предлоги «НА» «С».
Составлять предложение по картинно-графической схеме.
Развитие артикуляционной,  мелкой и общей моторики. Развивать речевое дыхание по теме «Фрукты» (картотека)

 

Развивать зрительную и слуховую внимание и память, тактильное восприятие
 

4

ОсеньЗвук АДождь, листья, трава, цветы, птицы, тучи, лужи, зонт, плащ, солнце, ветер, идут(дожди), падают, опадают, осыпаются. Исчезают, светит, дует, растет, желтеют, краснеют, срывают, ставят (в вазу), дождливый, теплый, холодны, золотой, красные, желтые, зеленые, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие, часто, прохладно, пасмурноУчить строить фразу из 2-4 слов Правильно употреблять предлоги «НА» «С».Развитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Осень» (картотека)

 

Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия.
Ноябрь 1Деревья.ЛистьяЗвук АБереза, рябина, дуб, ель, кленУчить строить фразу из 2-4 слов Правильно употреблять предлоги «НА» «С».Развитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Деревья» (картотека)

 

Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия.
2Ягоды.Грибы.Звуки А УБелый, подберезовик, красноголовик, лисичка, клюква, черноока, брусника, смородина, земляникаУчить строить фразу из 2-4 слов с предлогами «НА» «В»
Правильно употреблять предлоги «НА» «С».
Составлять предложение по картинно-графической схеме.
Развитие артикуляционной,  мелкой и общей моторики игры по теме «лес»» (картотека) Развитие речевого дыханияРазвитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия.
3ОдеждаЗвук и буква ИПлатье, рубашка, куртка, шуба, трусы, майка, носки, колготки, варежки, шарф, брюки, шорты, юбка, кофта, и её детали, одежда, надевать, снимать, вешать, завязать, заправить, расстегнуть,развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, пришивать, красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничнаяУчить составлять предложение по действию. Учить использовать глаголы во фразах. Учить понимать предлоги «В» «ИЗ» и правильно их использоватьРазвитие артикуляционной  мелкой и общей моторики игры (картотека) по теме «Одежда»Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
4ОбувьЗвук  ИБотинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, калоши, сандалии, надевать, снимать, завязывать, зашнуровывать, расстегнуть, развязать, чистить, мыть, сушить, убирать, обуваться, разуваться, красивая, удобная, теплая, легкая, летняя, зимняя. Новая, чистая, старая, наряднаяСоставление предложений по картинкамРазвитие атикуляционной  мелкой и общей моторики игры по теме «Обувь» (картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
Декабрь 1Комнатные растенияЗвуки  А , У, ИГерань, кактус, бегония, фиалка, поливать, рыхлить, ухаживать, опрыскивать, вытирать.Употребление в речи простых предлогов. Комментирование действийРазвитие атикуляционной  мелкой и общей моторики игры по теме «Комнатные растения» (картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
2Зима. Зимние забавыЗвуки А,У,ИСанки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки, катаются, лепят, играют, бросать, кидать, большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная, скользко, холодноУчить составлять предложения по картинно-графическому плануРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Зима.Зимние забавы» (картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
3Новый годЗвук  ОЕлка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, хлопушки, мишура; Наряжать, вешать, украшать, развешивать, снимать, дарить, получать, встречать; Новогодний, елочный, карнавальный, душистый, колючий, блестящий, стеклянный, бумажный, разноцветный, подарочный;Составление рассказа с опорой на картинный планРазвитие артикуляционной  мелкой и общей моторики игры по теме «Новый год»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
4Елка в детском садуЗвук ОЕлка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, карнавал; Наряжать, вешать, украшать, развешивать, снимать, дарить, получать, встречать праздновать, петь, танцевать, веселиться; Новогодний, елочный, , душистый, колючий, блестящий, стеклянный, бумажный, разноцветный, подарочный, Весело, высоко, низко, празднично, нарядно, радостно. Предлоги (на, с, в, из)Учить составлять рассказ по сюжетной картинкеРазвитие артикуляционной  мелкой и общей моторики игры по теме «Зима.Новый год»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
Январь 2Зимующие птицы

 

 

Звуки  У, ОГОЛУБЬ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА., СИНИЦА, ГОЛОВА, ТУЛОВИЩЕ, КРЫЛЬЯ, КЛЮВ, ХВОСТ, ПЕРЬЯ, ЛАПЫ, КОГТИ, ГНЕЗДО, ЯЙЦА, ПТЕНЦЫ, КЛЮЮТ, ХОДЯТ, ПЬЮТ, ЕДЯТ, СЯДЯТ, ПОЮТ, ЛОВИТЬ, ЛЕТАТЬ, КАРКАЕТ, ЧИРИКАЕТ, ВОРКУЕТ, ПИЩАТ, ВЫВОДИТЬ, ВИТЬ., КРАСИВЫЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, КРУПНЫЕ, МЕЛКИЕ, ГОЛОДНЫЕ, ОСТОРОЖНЫЕУчить строить фразу из 3х словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Зимующие птицы»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
3Дикие животные и их детенышиЗвуки А, У, И, ОВолк, заяц, медведь, лиса, белка, еж и их детеныши. Лапы, когти, иголки, хвост, голова, уши и тд. Малина, орехи, грибы, мед, кора, воет,рычит, пищит, лазает, сидит, бегает, прыгает, спит, ест, ловит, собирает, маленький, серый, рыжая, пушистая, злой, колючий, голодный, лохматый, длинные, короткий.Продолжать формировать фразовую речью из2-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Дикие животные» (картотека) Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
4Домашние животные и их детенышиЗвук ЭКоза, корова, лошадь, кошка, собака, свинья и их детеныши. Голова, лапы, ноги, уши, глаза, хвост, когти, рога, трава, сено, рыба, мясо, хлебПродолжать формировать фразовую речью из2-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Домашние животные»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
Февраль 1Профессия продавецЗвуки  ЭВесы, прилавок, покупатели, товарПродолжать формировать фразовую речью из2-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Профессии»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
2Профессия почтальонЗвук ЭСумка, форма, почта, письма, телеграмма, журналы, газетыПродолжать формировать фразовую речью из2-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Профессии» (картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
3Транспорт. 23 февраляЗвук ЭМашина грузовая, легковая, самолет, поезд, корабльПродолжать формировать фразовую речью из2-5 слов. Закрепить правильное употребление предлоговРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Наша армия» (картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
4Профессии на транспортеЗвуки А,У, И,Э,ОМашина грузовая, легковая, самолет, поезд, корабль. Водитель, летчик, машинистСоставлять предложения с дополнением, выраженным существительными единственного числа в косвенных падежахРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Семья»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
Март 1Мамин праздник.Звук ЫПраздник, подарок, поздравлять, дарить, помогать, радоваться; женский, алый, красивый, праздничный, замечательный, ранний, мамин, бабушкин; Тихо, радостно, весело. Предлог ( (НА)Отвечать на вопросы по сюжетной картинкеРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Семья»(картотека)«Семейный альбом»
«Отгадай – кА»
2Домашние птицы и их птенцыЗвук- ЫКурица, петух, утка, гусь, индюк и их птенцы, клюв, гребешок, лапы, крылья., перышки, хвост, клюют, ходят, пьют, деруться, едят, сидят, пищат, квохчет, кукарекает, крякает, гогочет, красивые, разноцветные, белые, желтые, пушистые, быстрые, большие, маленькие, голодные, сытыеСоставлять рассказ по картинно-графическому плануРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Птицы»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
3ВеснаЗвуки Ы, ИСнег, ручьи, солнце, сосульки, лужи, почки, проталины, подснежники, тает, бегут, теплеет, светит, пригревает, припекает, набухают, журчит, капает, лопаются, распускаются, теплый, весенний, голубой, красивая, острый.Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогом «НА»Развитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Весна»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
4Дикие животные веснойЗвуки Ы, ИВолк, заяц, медведь, лиса, белка, еж и их детеныши. Лапы, когти, иголки, хвост, голова, уши и тд. Малина, орехи, грибы, мед, кора, воет,рычит, пищит, лазает, сидит, бегает, прыгает, спит, ест, ловит, собирает, маленький, серый, рыжая, пушистая, злой, колючий, голодный, лохматый, длинные, короткийПродолжать формировать фразовую речью из2-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Дикие животные»(картотека) Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
Апрель 1Перелетные птицыПовторение пройденных звуковСкворец, ласточка, утки, ГОЛОВА, ТУЛОВИЩЕ, КРЫЛЬЯ, КЛЮВ, ХВОСТ, ПЕРЬЯ, ЛАПЫ, КОГТИ, ГНЕЗДО, ЯЙЦА, ПТЕНЦЫ, КЛЮЮТ, ХОДЯТ, ПЬЮТ, ЕДЯТ, СЯДЯТ, ПОЮТ, ЛОВИТЬ, ЛЕТАТЬ, КАРКАЕТ, ЧИРИКАЕТ, ВОРКУЕТ, ПИЩАТ, ВЫВОДИТЬ, ВИТЬ., КРАСИВЫЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, КРУПНЫЕ, МЕЛКИЕ, ГОЛОДНЫЕ, ОСТОРОЖНЫЕУчить строить фразу из 3-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме  « Птицы»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
2Первые весенние цветыПовторение пройденных звуковМать и мачеха, подснежник, одуванчик,стебель, листья, цветок, растут, цветут, собирают, украшают, радуют, пахнут, увядают, красивые, душистые, белые, голубые и т.д.Учить строить фразу из 3-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «первые цветы»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
3Аквариумные рыбкиПовторение пройденных звуковМеченосец, гуппи, сомик, аквариум, кормить, чистить, ухаживать, наблюдать.Составление описательного рассказа по картине. Закрепление в речи простых предлогов Развитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Дом. Квартира. Мебель»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
4Дом и его частиПовторение пройденных звуковДом, части дома, дерево, кирпич, бетон, камень, доски, блоки, железо, стекло, сома, глина, дворец, Высокий, низкий, большой, маленький, одноэтажный…., деревянный, кирпичный, бетонный, Жить, приходить, спать, отдыхать, играть, готовить, встречать, Однокомнатная (двух-трех), большая, просторная, удобная, маленькая, светлая. темнаяУчить строить фразу из 3-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Посуда»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
Май 1МебельПовторение пройденных звуковКровать, стул, стол, шкаф, диван, кресло, полка, табуретка, этажерка, тумброчка, лежать, спать, сидеть, хранить, передвигать, отодвигать, поднимать, беречь, красивая, новая, старая, чистая.Учить строить фразу из 3-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Транспорт»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти
2Цветы. Насекомые.Повторение пройденных звуковОдуванчик, ромашка, колокольчик, стебель, листья, цветок, жуки, бабочки, муравьи, просыпаются, летают, ползают, кусают, жужжат, порхают, полезные вредные, красивые, маленькие, мелкие, крупные, черные, коричневые, растут, цветут, собирают, украшают, радуют, пахнут, увядают, красивые, душистые, белые, голубые и т.д.Учить строить фразу из 3-5 словРазвитие  мелкой и общей моторики игры по теме «Насекомые. Лето»(картотека)Развитие внимания, памяти , мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website