Методические рекомендации к организации коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников

Составление рассказов по картине

Автор: Залилова Нэлли Римовна, воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 1793 имени Героя Советского Союза А.К. Новикова”, ДК № 3.

рассказывание по картинеЗадачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества.

Чтобы  связно рассказать о чем-либо, надо отчетливо представлять себе объект рассказа уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Наилучшим средством для развития этих способностей является картина.

Игры для развития связной речи с опорой на картины [25].

«Я внимательный, ты внимательный»

В игре принимают участие двое детей. Они поочередно называют объекты, изображенные на картине. За каждый правильно названный объект дети получают фишки. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек. Игра позволяет не только развивать внимание детей, но и уточ­нить названия объектов. В начале игры можно оговорить с детьми, что нужно найти и назвать: только главные объек­ты или главные и второстепенные, только целые объекты или объекты и их детали.

«Символы»

Упражнение развивает действия кодирования и моделиро­вания. Взрослый предлагает детям найти на картине объек­ты, признаки и свойства которых можно обозначить тем или иным символом. Например: выбрать из ряда предложенных символов соответствующие выделенному объекту, самостоятель­но обозначить свойство объекта этим символом, объединить разные символы, тем самым как бы смоделировать объект. Примеры символов: цветные пятна символизируют цвет объекта; круг, квадрат, прямоугольник и т. д. – форму объек­та; разновеликие фигурки – величину объекта и т. д.

«Называйка»

Дети называют объекты картины с заданной характеристи­кой (только красные; только те, которыми играют; только те, которые можно катать; только те, которые могут издавать звуки, и т. д.). При выполнении этого упражнения не только выделяются и закрепляются названия объектов, но и уточня­ются их функциональные и качественные характеристики.

«Разгадайка»

Ребенок называет предметы, используя символы. Например, ему предлагается символ, по которому нужно определить под­ходящий предмет (объект) или группу предметов (объектов) на картине и назвать их. Можно попросить ребенка объяс­нить свой выбор. Символ может быть представлен на заранее подготовленных карточках или создан на глазах у ребенка.

Примеры символов: красное пятно и круг – называть красные, круглые предметы; перечеркнутое синее пятно и прямоугольник – называть предметы прямоугольной фор­мы, но не синие и т. д.

«Выбирайка»

Ребенок какое-то время рассматривает картину, после чего педагог убирает ее и выставляет фрагменты изображе­ния или предметные картинки. Ребенок должен выбрать те, которые соответствуют рассматриваемой картине. Затем он проверяет себя самостоятельно (с опорой на картину) либо с помощью педагога.

«Объединяйка»

Педагог предлагает детям объяснить внешние, простран­ственные или смысловые связи между заданными объектами на картине (объекты могут быть заданы словесно, предметны­ми картинками, символами). При этом можно выбирать как непосредственно связанные друг с другом объекты (мальчик – блокнот: мальчик несет блокнот), так и объекты без видимых связей (мальчик – девочка: мальчик и девочка играют). В про­цессе выполнения упражнения дети не только выделяют и осознают различные связи на картине, но и фиксируют их в своей речи, совершенствуя синтаксическую структуру фразы.

«Запоминайка»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину (фрагмент картины), а затем закрывает ее экраном. Ребенок должен по памяти назвать как можно больше объектов, изображенных на ней.

Вариант: ребенок вспоминает объекты с заданными характеристиками, которые могут быть предложены в разной форме: словесно, на картинках, в виде символов.

«Найди общее и различное»

     Детям предлагается найти общее и различное между картиной и фотографией их собственной деятельности с так же игровым оборудованием; между картинами аналогичного содержания (что требует большей степени обобщенного, целостного восприятия изображения).

«Чего не хватает?»

Ребенок рассматривает фрагменты картины, представлен­ные на маленьких картинках, соотносит их с целостным изображением картины и говорит, какая часть большой кар­тины не представлена на маленьких картинках-фрагментах.

Игры и упражнения, развивающие структуру связного высказывания [25].

«Вхождение в картину»

Варианты «вхождения в картину» различны. Педагог может предложить ребенку воображаемую ситуацию: «Если появлюсь в картине, то я…». Ребенок должен представить что он скажет, что будет делать (возьмет, уберет); уточняет­ся, в какой части картины ему хотелось бы оказаться и т. д.

Другой вариант «вхождения в картину» основан на ис­пользовании элементов театрализованной игры (принятии роли персонажа картины). Взрослый предлагает ребенку стать одним из персонажей: подобрать соответствующие атрибуты (среди натуральных предметов), имитировать дей­ствия персонажа, сопровождать выбор и показ словесным объяснением.

Один из возможных вариантов «вхождения в картину» основан на моделировании ситуаций «что было до…?» и «что будет после…?» (того момента, который запечатлен на кар­тине).

«Давай подружимся»

Чаще всего это упражнение выполняется на основе объе­динения персонажей или объектов картины по какому-либо признаку (смысловому, пространственному, внешнему и т. д.). После того как общий признак (связь между объектами) найден, взрослый предлагает ребенку придумать реплики, которыми могли бы обменяться персонажи картины. Это упражнение могут выполнять двое детей или ребенок и взрослый (с проговариванием предложенных реплик).

«Подсказки»

Выполнение упражнения предполагает рассказывание с привлечением наглядных графических опор (схем). В от­личие от упражнения «Назови и опиши», в котором отра­батывается описательный рассказ, данное упражнение на­правлено на совершенствование повествования с опорой на трехчленную наглядную модель рассказа (начало, се­редина, окончание). Педагог может предложить заполнить каждую из частей соответствующими предметными кар­тинками (о чем расскажем в начале? в середине? в кон­це?). В этом случае у детей формируется умение выде­лять части повествования: начало, середину (основную часть), окончание.

Один из возможных вариантов упражнения заключается в придумывании окончания, середины или начала к пове­ствованию педагога.

«Звуковое письмо»

Педагог предлагает ребенку записать на магнитофон (дик­тофон) звуковое письмо, которое будет представлять собой интересный и понятный рассказ по картине. Затем ребенок слушает свой рассказ и самостоятельно отмечает неточности повествования. По желанию ребенка можно дополнить или исправить звуковое письмо.

При выполнении этого упражнения не только совершен­ствуется структура связного высказывания, но и развивается способность анализировать свои и чужие рассказы, формируется критичность к результату собственной речевой деятельности.

«Напишем письмо»

В отличие от предыдущего, в этом упражнении педагог моделирует особую коммуникативную ситуацию: он пишет письмо, содержащее рассказ ребенка, «как будто» под диктовку. При этом отраженное повторение педагогом фразы| произнесенной ребенком, стимулирует к составлению рас- пространенных предложений, совершенствуя их структуру!

«Интервью»

Игровое упражнение проводится с целью развития умения вести связный диалог по содержанию картины. На  начальных этапах обучения роль собеседника выполняет взрослый, а позднее – другой ребенок (или группа детей). Игровая ситуация может быть представлена в следующих сюжетах «На выставке», «Репортаж» и др.

«Телеигра»

В этой игровой ситуации дети выполняют следующие задания ведущего:

  • узнают объект, изображенный на картине, по описанию ведущего (с опорой на картину или по памяти);
  • узнают картину по названию (из ряда предложенных);
  • отвечают на вопросы ведущего, начинающиеся со слов «Кто?», «Что?», «Какой?», «Почему?»;
  • вспоминают стихи, подходящие к содержанию карти­ны (специально выученные в ходе обучения рассказыванию по данной картине).

Перед тем как начать игру, дети выбирают ведущего и жюри (в жюри могут входить и взрослые, и дети). Игрок, набравший большее количество жетонов, рассказывает боль­шой и интересный рассказ, который можно записать на диктофон с целью дальнейшего обсуждения.

Лексические и грамматические упражнения[25].

«Назови и опиши»

Взрослый предлагает детям назвать объект (изображен­ный на картине или существующий в реальности), а затем описать его. Для составления описательных рассказов реко­мендуется использовать наглядные графические схемы (на­глядные планы), которые облегчают выделение признаков объекта, помогают сохранять логику описательного рассказа.

«Узнай по описанию»

Дети должны узнать по описанию объект или персонаж картины. Такой вариант упражнения позволяет в игровой форме дать образец описательного рассказа.

Другой вариант упражнения позволит сформировать у детей умение узнавать связный, целостный текст и деформирован­ный. В этом случае педагог сначала предлагает детям деформи­рованный описательный текст (черные волосы, есть кроссовки, что-то несет) и спрашивает, понятно ли о ком идет речь, можно ли по этому описанию узнать персонаж картины. Он уточняет, какой информации не хватает для узнавания (маль­чик или девочка, во что одет, что делает). Затем педагог дает полное, связное описание персонажа (объекта).

«Назови ласково»

Данное речевое упражнение направлено на развитие грам­матического строя речи и формирует у детей умение образо­вывать уменьшительно-ласкательные существительные. Оно может быть проведено в индивидуальной или групповой: форме на разном иллюстративном материале. При обучении рассказыванию по картине такое упражнение стимулирует детей к словообразованию при самостоятельном рассказы­вании, развивает умение пользоваться основными лексическими средствами связности текста.

«Дополни словечко»

Ребенок подбирает недостающие слова в рифмованную речевую конструкцию. Речевой материал предлагается с учетом содержания картины, а актуализация нужного слова происходит в контексте целого стихотворения.

«Ответь на вопрос»

В отличие от предыдущего, в данном речевом упражнении существительные, прилагательные, глаголы актуализируются вне контекста, по речевому образцу. Например, педагог говорит: «Мальчик фигуру несет, а девочка фигуру, (что делает?)»; «У мальчика в руках блокнот, а у девочки в руках… (что?)».

«Скажи наоборот»

Упражнение направленно на развитие лексики и может    проводиться в разных вариантах: вне контекста по словесной инструкции; в контексте, с заданием подобрать подходящее слово и повторить предложение. Подбираются задания, в которых используются прилагательные, наречие глаголы (по содержанию картины).

Игра на «опредмечивание»  эмоций [16].

игра учит детей:

  • понимать чувства и переживания людей, проявлять сочувствие, лучше осознавать собственные переживания;
  • связывать выражение лица человека с внутренними переживаниями («опредмечивание» эмоций),
  • группировать картинки с различной эмоциональной окраской по двум образцам-эталонам;
  • осознавать собственный эмоциональный опыт, формировать представления о себе.

Материал. Карточки с изображениями лица человека (грустный-веселый) и набор картинок к ним. Изображения на картинках отражают детские впечатления (Что мне нравится, а что нет; Радостные и грустные события).

Задание дается в словесной форме: «Посмотрите внимательно на эти карточки. На столе перед вами лежат разные картинки. Их надо разложить на две группы. Те, которые подходят к этому изображению (указать), положите тут, а какие к этому (указать на вторую маску-талон) – вот тут.

Игра на развитие понимания неречевых средств коммуникации[16].

(Анализ коммуникативных ситуаций)

Игра учит детей:

  • понимать коммуникативные ситуации, отражающие отношения между детьми;
  • быть внимательным к взрослым и детям, понимать их состояние, переживания, сопереживать им;
  • замечать и понимать коммуникативную значимость жестов, поворотов туловища и головы, выражения лица персонажей изображения;
  • словесному объяснению не только видимых событий, но и предполагаемых причин.

Материал: картинки с изображением коммуникативных ситуаций

Задание. Детям предлагается картинка следующего содержания:

«Девочка сидит за столом и плачет. Перед ней рисунок,

опрокинутая баночка с краской, кисть на полу. Мальчик

гладит её по голове, сочувственно улыбается»

Посмотрите внимательно на изображенную ситуацию. Как вы думаете, о чем здесь говорится? О чем рассказывает художник?

Игры на развитие  умения анализировать, сравнивать предметы[16], устанавливать сходство и различия

“Узнай, покажи, объясни”

Игра учит ребенка:

  • внимательно рассматривать, анализировать и сравнивать различные орудийные действия человека,
  • узнавать изображенные действия по реальным действиям взрослого с воображаемыми объектами,
  • показывать, что делает человек, выполняя действия с воображаемыми объектами,
  • находить в изображении и объяснять сходство и различия в действиях,
  • использовать в речи глаголы, строить фразы с отрицанием,

 Игровая задача заключается в том, чтобы

  • узнать действия человека, изображенного на картинке, по действию взрослого с воображаемым объектом, выбрать соответствующую картинку,
  • показать, как человек, скажем, пилит, шьет, ест и пр.,

Материал для игры. Набор картинок с изображением различных орудийных действий человека (действий с бытовыми предметами, инструментами, садовым инвентарем и пр.).

 Объяснение задания. Мы с тобой будем играть так. У меня картинки. Давай их посмотрим. “Что ты видишь на этой картинке?” (Если ребенок отвечает односложно “дядя” или “человек”, то его спрашивает, что этот человек делает, чем занимается). Мы будем показывать, что люди делают, потом я буду показывать, а ты искать картинки. Нравится? Ну, давай играть.

“Что изменилось?”, “Чем отличаются?”

Игра учит ребенка:

  • внимательно рассматривать, анализировать реальные или изображенные ситуации и объекты,
  • сравнивать и находить различия между ситуациями и предметами,
  • объяснять, чем отличаются предметы, ситуации

 Игровая задача. Ребенок сравнивает два, на первый взгляд одинаковых, изображения. Но в них есть отличия. Их надо найти.

Материал для игры. Комплект, состоящих из нескольких пар картинок. Например.

  1. Мальчик едет на велосипеде. На голове у него бейсболка.
  2. Мальчик едет на велосипеде с непокрытой головой.
  3. Девочка качается на качелях. У неё на ногах туфельки.
  4. Девочка качается на качелях босиком.
  5. Девочка играет с котенком. У котенка на шее бант.
  6. Девочка играет с котенком. Котенок без банта.

Это самые простые примеры. Содержание изображений можно усложнять. Брать, например, не такие простые парные картинки, а парные сюжеты, в которых  имеется несколько персонажей. Можно увеличивать также число отличий.

Объяснение задания. Посмотри на мои картинки. Их можно разложить парами. Здесь мальчик катается на велосипеде, а на этой картинке? Правильно, тоже катается. Но давай посмотрим внимательно. Чем они похожи? Что у них общего? ( Вместе сопоставляют, находят общие детали). Они совсем-совсем одинаковые, или чем-нибудь отличаются? (Находят отличия). Когда смысл понятен, приступают к игре. Для заинтересованности ребенка можно вводить поощрения за самостоятельность, прилежание, старательность. Но это надо делать осторожно, поскольку самостоятельное выполнение может быть только в зоне ближайшего развития.

“Рассмотри изображения и найди парные”

В ходе  игры дети учатся:

  • сравнивать художественное и схематическое изображения одного объекта, устанавливать сходство и различия, находить идентичные (парные),
  • демонстрировать действия, называть их,
  • воссоздавать рисунок движения посредством режиссерского человечка,
  • передавать движение человека в собственном рисунке,
  • пользоваться при сравнении изображений сопоставительным жестом.

 Игровая задача. Ребенок подбирает к художественным картинкам, на которой изображен человек в движении, парную, где этот же человек изображен схематически, подобно “режиссерскому”.

Материал для игры.

  • Комплект художественных картинок с изображением различных действий человека для предъявления в качестве образца – для ведущего.
  • Комплект парных карточек со схематическими изображениями (каждому играющему). Количество карточек в комплекте определяется с учетом возраста и развития ребенка.

Объяснение задания. Посмотрите на эти картинки (предъявляет для обозрения художественные изображения). Что нарисовано здесь?…(Мальчик сидит за столом и читает книгу)… А на этой картинке?…  Правильно, играет в футбол. А теперь посмотрите на эти картинки (показывает схематические изображения). Видите, здесь они нарисованы по-другому. Но они похожи. Вот здесь что делает мальчик? Верно, тоже сидит и читает. А здесь? Да, этот играет в футбол”. Вот теперь я буду показывать по одной карточке, а вы должны у себя найти ту, которая к ней подходит. Например, если на моей картинке мальчик ловит мяч, то какая картинка  к ней подойдет? Что на ней должно быть нарисовано? Правильно. На ней тоже должен быть нарисован мальчик, который старается поймать мяч.  Давайте играть.

  1. “Кто что делает?”

Смысл игры заключается в том, чтобы назвать и продемонстрировать действие, совершаемое человеком на картинке, а также выделить такое же из нескольких изображений, данных для выбора

В ходе  игыр дети учатся:

  • анализировать и узнавать действия человека в изображении, понимать условность передачи движения, которое на картинке изображается в виде позы, видеть за позой движение,
  • сравнивать и находить изображение движения по образцу,
  • реально воспроизводить изображенные позы и движения,
  • усваивать глагольный словарь,
  • пользоваться пространственными наречиями и предлогами.

Игровая задача, стоящая перед ребенком, состоит в том, чтобы  найти среди своих картинок точно такую, какую показывает ведущий, а потом сделать, продемонстрировать то, что делает человек на картинке.

Материал для игры.

  • Несколько картинок каждому играющему со схематическим изображением человека в движении, покое, труде, занимающегося спортом и пр.,
  • режиссерский че­ло­вече­к[1].

Объяснение задания. Выбирается ведущий. Начинает игру взрослый.  Он раздает карточки с учетом возраста и уровня развития участвующих детей: маленьким – 2-3, а старшим детям и взрослым количество карточек можно увеличить. Затем показывает и сравнивает какую-либо пару, находит различия. Вместе находят одинаковые изображения. Когда смысл игры всем понятен, начинают игру.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КАРТИНЕ (для детей старшего дошкольного возраста)[25].

  • Занятия по картине И. Грабаря «Мартовский снег».
  • Занятия по серии картин Т.Жировой «Играем с ежиком».
  • Занятия с использованием картины Т.Жировой «Рубашки для черепашки».
  • Занятия по картине Т. Жировой «Строим сами – едем сами».
  • Занятия по картине Т. Ясировой «Разноцветные волны».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Речевое развитие дошкольников/Пособие по самостоятельной работе для студентов.М.: Академия, 1998
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М: Издательский Центр «Академия», 2000
  3. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ, – С. 56
  4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
  5. Бабкина Н.В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – №5. – С. 28.
  6. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.: Издательство «Союз», 2007.
  7. Борякова Н. Ю. Некоторые особенности построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку / Дефектология. 1982.
  8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2003 – 144 с.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  10. Выготский Л. С. Мышление и речь: [Психол. исслед.]. – М.: Лабиринт,1996.
  11. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики, 2007.
  12. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.: М, 2006
  13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.:КомКнига, 2007
  14. Гаврилушкина О.П.Развитие речемыслительной деятельности дошкольников-олигофренов в процессе работы с картиной //Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группахспециальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха и интеллекта. – М.: АПН СССР, 1990.
  15. Гаврилушкина О. П. Роль графического знака в коррекции познавательной деятельности дошкольников, отстающих в развитии /Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей сотклонениями в развитии. – Саранск: МГПИ, 1998.
  16. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии/ Семейная школа. УМП. – М.:Дрофа, 2010.
  17. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников/ Дети с общим недоразвитием речи/ Пособие для логопедов.-М, Просвещение, 1981.
  18. Жинкин Н. И. Язык – речь – творчество. – М.: Лабиринт, 1998.
  19. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т 1. Психическое развитие ребенка. – М., 1986.
  20. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968
  21. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. /Пособие для воспитателя детского сада.-М: Просвещение, 1978.
  22. Лалаева P. И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. – СПб.: Образование,
  23. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1999
  24. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1998.
  25. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине// Учебно-методическое пособие.-СПб, 2009Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на модели обучения по картине: автореферат дисс. – СПб, 2004.
  26. Леушина А.М. Психология дошкольника. О своеобразии образов в речи маленьких детей. Б/г.
  27. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Питер, 1999.
  28. Психолого-педагогическая диагностика. / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003.
  29. Рубинштейн С.Л. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
  30. Смирнова Е.А., Ушакова О.С. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников.- М, 1987.
  31. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1979
  32. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – Москва – Воронеж, 2002
  33. Тихеева Е.И. Развитие речи детей/Пособие для воспитателей детского сада// под ред. Сохина Ф.А.,- М: Просвещение, 1981.
  34. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам/ Пособие для логопеда, М, 2006.
  35. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М, Владос, 2004.
  36. Формирование диалога у дошкольников – Ростов-на-Дону.:Феникс, 2008.
  37. Цейтлин С. Н. и др. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь. – М.: КАРО, 2006.
  38. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Изд. АПНРСФСР, 1958.

Интернет-ресурс dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20400. Словарь «Язык. Речь. Коммуникация».

[1] Режиссерского человечка можно изготовить из трубочек для коктейлей. Их нарезают таким образом, чтобы каждая часть трубочки соответствовала частям тела (одна трубочка – туловище, по две – для каждой руки и ноги). Внутрь продевают шнурок и скрепляют детали. Из картона вырезают кисти рук и стопы. Прикрепляют. Вырезают голову. Их можно сделать две и менять. Одна голова передает фронтальное положение, а другая – в профиль. Рисунок наносится с обеих сторон.