«Размышления на злободневные темы жизни детского сада»

детский садПедагогическое эссе

Автор: Ачакова Нонна Викторовна, старший воспитатель, МБДОУ детский сад №4 “Солнышко” г.Пятигорск.

«О сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья  дух…»

А.С.Пушкин

За окном ночь… Ветер потихоньку стучит в окно, помогая мне сосредоточиться на главной для меня мысли, свет лампы озаряет стол и белые листы бумаги на нем. Вот и сейчас, как много лет назад, в школе, я пишу сочинение… Что значит быть воспитателем детского сада? Что я должна изменить в себе, чтобы соответствовать времени, особенностям современного ребёнка? Каковы же ресурсы развития дошкольного образования, на что опереться мне,  воспитателю, чтобы сохранить себя в профессии и реализовать свой творческий потенциал? На что надеяться родителям, стремящимся отдать своих детей на воспитание мне, воспитателю? Каким я вижу детский сад ближайшего будущего?

Размышляя над этими вопросами, я выделила для себя несколько ориентиров, к которым надо стремиться, и считаю очень важными и нужными в моей педагогической работе. Первое и самое главное – понимание обществом (воспитателями, родителями, всем миром) того, что воспитатель – это вечная профессия, определяющая будущее конкретного человека и всего общества. Поэтому нужно быть востребованным педагогом, который «нутром» чувствует настоящее, неподдельное дошкольное детство.

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, то есть найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем.

Я – воспитатель! Я горжусь этим! Людей, несущих это гордое звание, объединяет одно – они с радостью отдают своё сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого!

Что значит быть воспитателем? Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка быть самим собой.

Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми. Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»!

Великий педагог Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви, сказал: «Если не любишь, то не имеешь права воспитывать».

У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Как говорил Л.Н.Толстой: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.» В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям. Когда я прихожу в детский сад и вижу улыбки своих ребят, которые бегут ко мне поздороваться, по их счастливым глазам мне понятно, что они очень рады мне. У меня поет душа в такие минуты. Как все живое тянется к доброму, светлому, так и наши дети любят тех, кто проявляет к ним материнскую заботу, чьи руки согревают их своим теплом. Я стремлюсь создать для своих детей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересней и содержательней, хвалить, одобрять, поощрять. Я учу детей доброте, заботе о ближних, проявлению уважения к другим людям. Воспитатель — это первый,  после мамы,  учитель,  который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели — люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в моей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность, любить. Главное качество воспитателя – быть творческой личностью, уметь мыслить оригинально и видеть один и тот же предмет по-разному. Если это качество есть у педагога, у детей оно обязательно проявится! Я сейчас не говорю о развитии каких-то музыкальных или артистических способностей. Умение творчески мыслить, творчески подходить к решению любого вопроса, видеть выход из сложившейся ситуации там, где его, казалось бы, нет – вот те качества, которые в будущем помогут ребенку, какую бы профессию он не избрал. Дети должны смотреть на своего воспитателя и хотеть быть похожим на него, хотеть общаться с ним.

Вы когда-нибудь видели глаза ребенка, которого не понимают?! Они по-взрослому печальны. И я счастлива тем, что своим трудом зажигаю искорку радости во взгляде маленького человечка. Помогаю ребенку раскрыться, вселяю в него уверенность, даю почувствовать свою самоценность в маленьком мире детства. Да, я счастлива, что выбрала профессию воспитателя, которая со временем стала моим хобби и поистине неотъемлемой частью моей жизни. Мои воспитанники  познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах и явлениях, овладевают нормами общественного поведения и всё это благодаря занимательным, интересным мероприятиям, а так же трудолюбию, усидчивости моих маленьких друзей. Учу, и вместе с ними учусь сама. Зная, что успех в моей работе зависит от моих профессиональных знаний, с интересом знакомлюсь с новыми достижениями.

Не вызывает сомнения то, что современному воспитателю необходимо быть компетентным в области современных технологий и внедрять их в учебно-воспитательный процесс. Личность воспитателя должна быть многогранной, совмещать в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, доброжелательность и находчивость.

Вторым ориентиром в моей работе я считаю повышение уровня современных государственных требований к дошкольному образованию. Причём новые нормативные документы задают вектор развития, соответствующий моим представлениям о значении дошкольного образования. Я чувствую себя ответственной ожиданиям родителей и всего социума о том, каким должен быть современный детский сад, современная группа.

Третий ориентир – нужно стремиться искать и притворять в жизнь новые формы взаимодействия с родителями, позволяющие более тесно сотрудничать с ними – это и общие праздники, развлечения, экскурсии, «немыслимые»  совместные творческие проекты. Воспитатель сегодня призван решить задачу поистине исторического масштаба – выполнить просветительскую миссию, от которой,  без преувеличения, зависит будущее нашей страны. Путь этот лежит через образовательное пространство – плодородное «поле», которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный мир. И главные «игроки» на этом «поле» – дети, их родители и мы, воспитатели. Они все вместе играют и развиваются, вместе делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества – деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования – успешной самореализации в настоящем и будущем.

И каким же я вижу детский сад ближайшего будущего?

Я вижу флотилию. Каждая группа-это красивый корабль. Управляет кораблем опытный капитан, прокладывающий курс и отвечающий за успех плавания. Помогает ему дружная команда. Дети – не просто пассажиры, пассивно ожидающие прибытия в новую гавань-школу, а самые активные, любознательные и полноправные участники увлекательного путешествия. Родители не остаются на берегу и не машут прощально платочками, а плывут вместе на этом же корабле к общей цели. Пусть только мои карты будут надёжными,  и помогут проложить маршрут, а море остаётся спокойным. Бури и ураганы нам не нужны… осторожно – дети!

В детском саду будущего взрослые не увидят только место, куда они отдают детей для хранения как в ломбард, а обретут самую великую профессию на земле – родители, которые учатся у детей и у которых учатся дети. Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз. Современные дети часто видят дальше, они свободнее взрослых. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки разнообразия каждого ребенка.

Детский сад будущего – это открытая образовательная система, находящаяся в состоянии непрерывного обновления. И я горжусь тем, что имею отношение к большой и дружной семье педагогов дошкольников.

Подводя итог моим размышлениям хочется верить, что  ребенок и детство будут под охраной государства, где они станут цениться выше нефти и газа, так как ребенок – будущий человек, а каким он состоится, за это несут ответственность родители, педагог и Отечество.

Детский сад превратится в «Страну детства». Эта страна – особое государство без границ и предрассудков, которое населяет самый красивый, нежный, доверчивый и ранимый народ. В этой стране игра по праву будет принадлежать ребенку, права ребенка станут уважать взрослые, к его мнению будут прислушиваться  и  учитывать в жизненных ситуациях. Здесь не крик и слезы, а смех будет музыкой жизни, взрослый всегда будет помнить о радостных днях своего детства и раскрывать ребенку огромный, бесконечный, разнообразный мир под названием жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website