Одной из важнейших задач в обучении детей с тяжелым нарушением речи является формирование грамматически правильной речи с богатой лексикой и четкой фонетикой.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи [3].
Проблема нарушения фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи, в том числе со стертой формой дизартрии, является очень актуальной. Поскольку смазанная, невнятная речь таких детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, то оказываются недоразвитыми и фонематические функции. Дети затрудняются в выполнении таких заданий, как повторение серии слогов с оппозиционными звуками, различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, выделение начального согласного звука (называют слог), определение позиции звука в слове, последовательности звуков (анализ).
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция нарушений произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия [1].
Достижение хороших результатов в коррекции нарушений звукопроизношения возможно благодаря формированию для этого базы, т.е. развитию фонематических функций. В практике часто можно столкнуться с тем, что поставленный звук не автоматизируется в речи ребенка. Это свидетельствует о том, что ребенок не понимает (не слышит) где в слове применить правильный образ звука. Так же недоразвитие фонематических функций негативно влияет на формирование процессов письма и чтения. Как только ребенок овладевает навыками звукового анализа, синтеза, слышит последовательность звуков, он без особых трудностей начинает читать. Сформированность фонематических функций является основой для овладения и процессом письма.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения [2].
Таким образом, можно отметить большое значение развития у детей дошкольного возраста функций фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.
Мы хотели бы остановиться на играх, направленных на развитие фонематического анализа у детей. Использование игр, интересных заданий и упражнений при формировании фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяют избежать потери интереса ребенка к занятиям, делают коррекционную работу более успешной и позитивной.
В своей работе учитель-логопед использует определенные виды заданий, направленные на коррекцию фонематического анализа:
- Выделение первого звука в слове.
- Выделение последнего звука в слове.
- Выделение заданного звука в слове.
- Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).
- Определение количества звуков в слове.
- Определение последовательности звуков в слове.
- Определение места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Остановимся на примерах игр, направленных на развитие фонематического анализа. Представленные игры являются авторскими.
- Игра «Звуковая клумба».
Цель игры: научить ребенка выделять заданный звук на фоне слова.
Ход игры: Ребенку предлагается найти цветок, на котором изображена картинка, в названии которой есть звуком С.
- Игра «Лишняя картинка?»
Цель игры: научить ребенка выделять общий звук в словах.
Ход игры: Ребенку предлагается четыре картинки, одна из которых не содержит звук, имеющийся в трех других словах. Ребенок проговаривает: арбуз, роза, лимон, топор. Лишняя картинка – лимон, так как в ее названии нет звука Р.
- Игра «Звуковые прищепки».
Цели игры: 1. Научить ребенка определять позицию заданного звука в слове
- Научить ребенка дифференцировать звуки, близкие по звучанию
Ход игры: перед ребенком лежит схема слова с выделенной позицией звука, ребенок находит нужную картинку и отмечает ее прищепкой.
- Игра «Звуковое домино».
Цель игры: Выделение последнего звука в слове.
Ход игры: Выкладываются картинки по принципу: каждое последующее слово (на картинке) должно начинаться на последний звук предыдущего.
- Игра «Звуковая елочка».
Цель игры: научить ребенка выделять заданный звук в словах.
Ход игры: Найти на елке картинку, в названии которой есть звук А (более сложный вариант данной игры – уточнение места звука в слове (звук А стоит в начале слова).
- Игра «Звуковые дорожки».
Цель игры: научить ребенка определять позицию заданного звука в слове.
Ход игры:
Ребенок пальчиком проходит по дорожке и называет картинки, определяя место звука в слове.
- Игра «День рождение».
Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в словах.
Ход игры: Ребенку предлагается взять кусочек торта со звуком Т. Ребенок выбирает тапки.
- Игра «Звуковая пирамида».
Цель игры: Определение количества звуков в слове.
Ход игры: В данной игре ребенок считает количество звуков в слове и размещает картинку на нужный ряд пирамиды.
в верхний ряд ставим картинки, в названии которых три звука в слове, в средний ряд – в названии которых четыре звука, а в нижний – пять звуков.
- Игра «Горлышко болит».
Цель игры: научить ребенка выделять первый (последний) звук в словах.
Варианты: – произнеси слово без первого звука
– произнеси слово без последнего звука
– ребенок произносит губами без звука все слово, и только последний звук вслух.
Ход игры:
Ребенок произносит губами без звука все слово, и только последний звук вслух.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
- Игра «Подбери правильный ключик»
Цель игры: научить ребенка определять первый гласный звук в слове.
Ход игры: Ребенок подбирает к карточке с изображением предмета вторую карточку с изображением символа гласного звука.
Таким образом, использование игр, интересных заданий и упражнений при формировании фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяют избежать потери интереса ребенка к занятиям, делают коррекционную работу более успешной и позитивной.
Использованные источники
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
Подготовили
учитель-логопед Саломатова Анна Александровна
учитель-логопед Дмитриева Мария Михайловна
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 196 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга