«Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»

Игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активностиС нового учебного года российское дошкольное образование живет «по новому федеральному государственному образовательному стандарту». С этого же учебного года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы России. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень.

Стандарт разработан с учетом КонвенцииООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии    человека;
  • личностно – развивающий характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

Три взаимосвязанные линии развития ребенка : чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Одна из центральных проблем дошкольного образования в организации совместной деятельности является процесс игровой деятельности. Игра у большинства дошкольников находится на очень низком уровне. Дети семи лет играют как трехлетки, они не могут сами себя занять, у них отсутствует инициатива, не развито воображение. Несмотря на усиленную подготовку к школе, дошкольники часто к обучению не готовы: у них отсутствует познавательная активность, они не удерживают правил поведения, не готовы к общению. Новый стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные учреждения. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей и прежде всего свободной игры. Игра – одно из ключевых направлений стандарта.

Игровая форма проведения занятий не имеет отношения к настоящей свободной игре. Прежде всего игра – это инициативная деятельность детей, а занятия – деятельность, организованная взрослыми. Мир игры принадлежит ребенку, он, как любое творчество, несет в себе элемент неожиданности. На сегодняшний день от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Поэтому воспитатели нашего детского сада в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Мы не навязываем детям игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.

Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры В.Воскобовича. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у дошкольников развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Используя развивающие игры с детьми, мы ставим следующие задачи:

  1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
  3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
  5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости, они рано начинают читать. Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т.д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально — коррекционной работе с детьми. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

Педагоги нашего детского сада поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Таким образом, использование игровой формы организации образовательной деятельности позволяет развивать интегративные качества дошкольника, помогает овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Автор: Баронова Елена Александровна,
старший  воспитатель,
Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад N4»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website