Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора.

Автор: Серняева В.В.,музыкальный руководитель, МБДОУ №439 Нижегородская область, город Нижний Новгород.

девочка поетДошкольное детство – это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности. Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир. С помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Именно поэтому в музыкальном фольклоре всё неотделимо – танец, движение, жесты, мимика, возгласы.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Благодаря этому ещё задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора, у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Пение – один из самых любимых видов образовательной деятельности дошкольников. Как, вовлечь детей в процесс пения, чтобы дети полюбили петь? Исходя из своих наблюдений, привить любовь к песне, можно используя в музыкальной деятельности – русский фольклор. Простота и доступность содержания песни, дает возможность развитию способностей к исполнительской деятельности дошкольников. Развивается эмоционально-чувственная сторона  ребенка, его образное мышление, фантазия, закладываются основы нравственности через любовь к народному творчеству. Роль фольклора в развитии у  детей певческих навыков. находит отражение в исследованиях В.А.Бурлакова, Л.Л.Кривенко, Н.К.Лишко, В.В.Попова. и др. К.Д.Ушинский говорил о необходимости воспитания и обучения детей на основе фольклора-самого доступного для детей, в котором аккумулировалась глубокая философская поэзия, наблюдательность, строгая логика, духовность, идеи, до которых с трудом добирается великий поэт или философ  [1, 113]. Музыкальное, устное, изобразительное творчество легло в основу системы дошкольного воспитания. Н.А. Ветлугина подчеркивала, что «насыщенность  народным творчеством украшает любую методику» [2, 415].

Для организации работы по  развитию певческих навыков у детей старшего возраста, средствами фольклора, мною было организовано взаимодействие с педагогами, родителями, социумом, создание развивающей среды в музыкальном зале и группах ДОУ.

Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков старалась использовать в работе самые разнообразные методы и приемы:  

  • Создание среды, способствующей формированию положительной оценки детей старшего дошкольного возраста в музыкальном фольклоре
  • Певческие возможности дошкольников невелики. И все же начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства[3, 22].
  • Использование игровой формы в формировании исполнительских навыков
  • Использование музыкальных загадок: «отгадай песню по ритмическому рисунку», «по исполнению на музыкальном инструменте».
  • Использование имитационного метода («делай как я»), вариативного метода («придумай своё»), метод синкретизма фольклорного творчества (синтез песни, танца, театра, поэзии)
  • Уделяется особое внимание к правильному положению корпуса: сидеть (стоять) ровно, не сутулиться
  • Способствование развитию правильному звукообразованию, дыханию, внятному и ясному произнесению слов, певческо- речевому интонированию-протягивать звуки спокойно, без толчков.
  • Используется пение по рядам, подгруппой, цепочкой, по ролям, с солистами, без солистов, с музыкальными инструментами, без музыкальных инструментов, с инсценированием песен.

Фольклор делиться:

Данная классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г.)

Календарный фольклор. В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведениями  имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т.д. Собственно детский календарный фольклор – приговоры явлениям природы, насекомым, птицам, животным.

– Потешный фольклор. Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Игровой фольклор. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.

«Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего – и легче всего, игрой» ( A.M. Горький).

В отечественной дошкольной педагогике, музыкальный фольклор рассматривается как важнейшее педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой своего народа. Народные песни, колыбельные, хороводные и игровые припевки, байки, потешки, пестушки, заклички, запевки, наигрыши, вызывая у детей яркие положительные эмоции, раскрывают социальную сущность явлений и событий, происходящих в жизни народа; формируют выраженный устойчивый интерес к народной культуре. Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа. [4, 27].

Дети это наше будущее и поэтому от нас зависит, какое будет новое поколение. Какие традиции мы передадим своим детям.

Список используемой литературы:

  1. Ушинский К.Д – Родное слово  [текст]; собрание сочинений: в 12 т- М., 1952 Т.11-113с.
  2. Ветлугина Н.А.- Музыкальное развитие [текст]:монография/М.Просвещение,1967,-415с.
  3. Ветлугина Н.А – Музыкальное воспитание в детском саду М.Просвещение,1981,-22с.
  4. Иванова Н. М., Токмакова Н. В. Библиографическое описание: Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 27-30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website