Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.
Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту – помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое “роковое” влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьезностью.Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Уровень развития речи детей в 2 года
- Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
- Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
- Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
- Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия. - После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: “Как это называется?”, “Что это?”.
- Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение “я”.
- Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
- Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.
- Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.
- Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
- Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
Уровень развития речи детей в 3 года
- Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
- Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
- Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
- В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
- Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
- В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
- Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
- Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Уровень развития речи детей в 4 года
- К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
- Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки
- У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.
- Дети начинают заниматься “словотворчеством”, свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
- В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
- В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
- В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Уровень развития речи детей в 5 лет
- Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
- В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
- Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
- Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
- Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: “кошка-мошка”, “наша-Маша”. Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
- У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
- На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
- Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
- Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.
Уровень развития речи детей в 6 лет
- Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
- За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
- К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит “цветы”, но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
- У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
- К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
- Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
- Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.
Cвязная речь.
Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как этот вид монолога наиболее сложен. Дети затрудняются в названии характерных признаков предмета, не знают как начать и закончить описание.
При обучении детей монологам-описаниям нужно соблюдать ряд правил:
1. Необходимо помнить, что описательный рассказ строится по определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:
зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое красивое животное»).
часть, где дается общая характеристика предмета.
часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую характеристику предмета.
вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки, потому что они вкусные»).
2. Облегчает процесс становления связной речи использование наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * – холодный, “` – колючий и др.)
3. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить по следующему алгоритму:
Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства, на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями.
Взрослый дает образец описания, либо использует прием параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно 2 разных предмета, причем ребенок повторяет за взрослым каждое предложение, рассказывая о своем предмете (взрослый: «Это огурец» Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он круглый и красный»).
Затем ребенок рассказывает о предмете самостоятельно. Взрослый помогает ему начать и закончить рассказ, при необходимости задает наводящие вопросы.
Повышает интерес к описанию интересная речевая ситуация. Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и др.
Автор: Елизарова Виктория Вячеславовна, учитель-логопед,
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы,
«Школа с углубленным изучением иностранного языка N1236 имени С.В. Милашенкова»,
Дошкольное отделение «Детский сад»N832.