Консультация для воспитателей.
Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
В работах многих известных педагогов-психологов Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, и др. доказана роль исследования детской литературы как важнейшего средства умственного развития и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература.
Поэтому целью своей педагогической деятельности выбрала тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».
Не стоит забывать, что книга – это прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе.
Если рассматривать особенности восприятия художественной произведений по возрастным группам, то можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки, где в основном содержатся ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. Для лучшего запоминания произведения, необходимо выделять при чтении персонажей, а также ритмические словосочетания.. Младших дошкольников привлекают небольшим стихотворениями, которые отличаются четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому рекомендуется такие рассказы. При повторном чтении дети запоминаю, усваивают смысл, речь обогащается новыми словами и выражениями.
В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается, развивается словарь.
В старшей группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при сравнении или подведении итогов произведения дети могут чувствовать ее глубокое содержание и полюбились поэтические образы.
Перед педагогами в старшей группе стоят задачи привить любовь к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонацию выразительной речи ,а так же театрализованную деятельность.
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей через художественное произведение и элементы художественной выразительности, надо развивать и воспитывать с самого раннего детства.
Данная тема актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении, при сюжетно ролевой игре, , театрализованных играх .Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.
Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение.
Беседуйте с детьми!
Автор: Камалова Г. Ф., воспитатель,
соответствие занимаемой должности,
МБДОУ «Аист», ХМАО Сургутского района,
п. Солнечный.