«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Деловая игра

деловая играАвтор: Ложенкова Ольга Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранного языка №1236 имени С.В. Милашенкова»
Дошкольное отделение №5
по адресу улица Фонвизина, дом 14, корпус 1

ЦЕЛЬ: Улучшить знания педагогов и специалистов по разделу «Чтение художественной литературы» в соответствии с ФГОС ДО.

ЗАДАЧИ:

  • Повысить уровень теоретических знаний по ознакомлению детей с художественной литературой;
  • Раскрыть творческий потенциал педагогов;

 

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ: 15 минут.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  • Соблюдать принципы взаимоуважения и сотрудничества.

 

ХОД ИГРЫ:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы рады видеть Вас на деловой игре.

Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для Вас, знатоков своего дела это будет несложно.

1 слайд.

Вступление.

Одним из направлений в развитии детей, в соответствии с ФГОС  ДО, является  приобщение к художественной литературе, цель которого состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения.

Я предлагаю вам поиграть.

2 слайд.

 «Определи задачи»

Вам необходимо выбрать из предложенных вариантов задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, соответствующие конкретному возрасту:

  1. Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

(старшая группа)

3 слайд.

 «Определи задачи»

2.Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

 ( младшая группа)

4 слайд.

 «Определи задачи»

3.Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

(подготовительная группа)

5 слайд.

 «Определи задачи»

4.Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

(вторая группа раннего возраста)

6слайд.

 «Определи задачи»

5.Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным.

(средняя группа)

7 слайд.

 «Предметы из сказки»

Назовите сказки, в которых есть предметы и герои.

а)Мельница – карета – осёл – кот – Король – Принцесса

(«Кот в сапогах» Шарль Перро)

8 слайд.

 «Предметы из сказки»

б)Яйцо – камыши – собака – забор – избушка – кот – крестьянин

(«Гадкий утенок» Ханс Кри́стиан А́ндерсен)

9 слайд.

«Волшебные и сказочные слова»

Какие волшебные слова говорили сказочные герои?

а) Емеля в РНС «По щучьему велению»?

(«По щучьему велению, по моему хотению…»).

10 слайд.

«Волшебные и сказочные слова»

Какие волшебные слова говорили сказочные герои?

в) Али-Баба в арабской сказке «Али-Баба и 40 разбойников?

(«Сим-сим, откройся!»).

11 слайд.

«Волшебные и сказочные слова»

Какие волшебные слова говорили сказочные герои?

г) Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик Семицветик»?

(«Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели»).
12 слайд

«Составь слово из букв и отгадай сказку»  

Боклоко ————————-Колобок

 

13 слайд

Шечхавкаро———————–Хаврошечка

 

14 слайд

Зоркомо——————————Морозко

 

15 слайд

Очвокамйюд————————-Дюймовочка

 

16 слайд

Щкаеитарна————————-Тараканище

 

17 слайд

Гукароснеч————————–Снегурочка

 

18 слайд

Комерет——————————-Теремок

 

19 слайд

Дырйомод————————–Мойдодыр

 

20 слайд

«Определи литературный жанр»

К какому устному народному творчеству это относится:

1.Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда

(Пословица)

21 слайд

2.«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице»

(Загадка)

22 слайд

3.На столе лежит арбуз,

На арбузе – муха

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо

 (Частушка)

23 слайд

4.В некотором царстве, в некотором государстве…

(Сказка)

24 слайд

5.Дождик, дождик, посильней

Чтобы было веселей

Мои гуси дома

Не боятся грома

(Закличка)

25 слайд

6.Антошка – картошка

Соломенная ножка

Сам с ноготок,

Голова с локоток

(Дразнилка)

26 слайд

7.«На дворе трава, на траве – дрова…» (Скороговорка)

27 слайд

8.«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота» (Небылица)

28 слайд

9.«Андрей-воробей, не гоняй голубей…» (Потешка)

29 слайд

10.«Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» (Былина)

30 слайд

11.«Шла машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С» (Считалочка)

31 слайд

12.Над сугробом синь – синь,

Под сугробом тень – тень.

Капли с крыши дзинь – дзинь,

А синицы цвинь – цвинь,

(Тараторка)

32  слайд

«Кроссворд»

 

67.З
1.ПОСЛОВИЦА
ГГ
8.АО2.СКАЗКА9.П
10.БНВДЕ
ЫЕОКС
3.ФОЛЬКЛОР4.БАСНЯ
ИДКЯ
НО5.ЧАСТУШКА
АТ

 

По горизонтали:

  1. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. 9 букв

(Пословица)

  1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

6 букв (Сказка)

  1. Устное народное творчество. 8 букв (Фольклор)
  2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. 5 букв (Басня)
  3. Короткая их 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. 8 букв (Частушка)

 

По вертикали:

  1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление.

 9 букв (Поговорка)

  1. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. 7 букв (Загадка)
  2. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. 7 букв (Анекдот)
  3. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. 5 букв (Песня)
  4. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. 6 букв (Былина)

 

Уважаемые коллеги! Мы плодотворно поработали, показали свои знания и практические умения, проявили инициативу, творчество в обсуждении вопросов речевого развития детей посредством художественной литературы. Хочется напомнить вам слова известного педагога

Ш.А. Амонашвили о том, что “детей надо любить всем сердцем, что каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.

Спасибо!

Хочется поблагодарить Вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

 

Использованные источники:

  1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368с.
  2. http://allbest.ru.
  3. http://nsportal.ru.
  4. http://www.maam.ru.
  5. https://educontest.net.
  6. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.Б. Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  7. Матвеева А.Н. «Подготовка руки к письму. Развитие речи дошкольников» (Методические указания к Тетрадям 1,2,3) М.: Оригинал-макет ТОО «Валент» 1994.
  8. Матвеева А.Н. «Языкова подготовка дошкольников» (Методическая руководство к пособиям «Звуки и буквы», «Мой добрый друг») М.: Оригинал-макет ТОО «Валент» 1994.
  9. Мой добрый друг: Пособие для обучения чтению детей 5-6 лет/ А.Н.Матвеева. – 2-е изд. – М.: «Валент», 1996. – 128 с.: ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website