Реализация психолого-педагогических условий в работе с детьми второй младшей группы в соответствии с ФГОС ДО

Скачать презентацию.

Глоссарий

дети занимаютсяПсихолого – педагогические условия – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создается социально – психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Психолого-педагогические условия по ФГОС ДО:

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Построение взаимодействия с семьями  воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Актуальность

Принципы ФГОС ДО (п.1.2.)

  • Поддержка разнообразия детства
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
  • Уважение личности ребёнка
  • Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы

Цель:

Реализация требований ФГОС ДО в части психолого-педагогических условий реализации Программы.

Задачи:

  1. Проявлять уважение к человеческому достоинству детей;
  2. Формировать и поддерживать положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  3. Использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям;
  4. Строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  5. Поддерживать положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  6. Поддерживать инициативу и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  7. Создать условия для возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  8. Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;
  9. Строить партнёрское взаимодействие с семьями  воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

Способы реализации:

  • Доброжелательный тон общения
  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение самостоятельности детей
  • Приветствие высказываний детьми своих мыслей и  чувств

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

Способы реализации:

  • Игра
  • ООД в игровой форме (игры-путешествия, игровые ситуации, сюрпризные моменты)
  • Преобладание игровых, наглядных, практических методов

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

Способы реализации:

  • Основная форма организации – совместная деятельность педагога и детей
  • Педагогическое наблюдение
  • Гендерный подход

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

Способы реализации:

  • Вовлечение в совместную деятельность
  • Участие в досугах, праздниках
  • Преобладание положительной оценки

Защита детей от всех форм физического и психического насилия

Способы реализации:

  • уважительное отношение взрослых к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям
  • оценка поступков, а не ребёнка
  • недопустимость физических наказаний
  • демонстрация позитивных, добрых поступков ( сказки,  картинки, спектакли).

Построение взаимодействия с семьями  воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

Формы взаимодействия с родителями:

  • тематические беседы и консультации (групповые, индивидуальные)
  • тематические папки -консультации
  • родительские собрания
  • день открытых дверей
  • анкетирования родителей
  • участие в утренниках, субботниках;
  • участие в конкурсах, выставках совместного творчества
  • вовлечение родителей в создание лэпбуков, игр, пособий, атрибутов

Результативность

  1. Появление традиций группы
  2. Снижение агрессии, гиперактивности детей
  3. Востребованность спокойных  видов деятельности, настольно-печатных игр детьми группы
  4. Обеспечение эмоционального благополучия детей группы
  5. Улучшение микроклимата в группе сверстников
  6. Установление контакта, доверительных отношений с родителями, организация совместных мероприятий

Проблемы и перспективы

  • Поступление и адаптация вновь поступающих детей
  • Учет в работе с детьми индивидуальных и  национально-культурных особенностей детей группы
  • Развитие самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Скачать презентацию.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»
Новикова Татьяна Николаевна, г.Нижний Новгород