Глоссарий
Психолого – педагогические условия – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создается социально – психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.
Психолого-педагогические условия по ФГОС ДО:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Актуальность
Принципы ФГОС ДО (п.1.2.)
- Поддержка разнообразия детства
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
- Уважение личности ребёнка
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы
Цель:
Реализация требований ФГОС ДО в части психолого-педагогических условий реализации Программы.
Задачи:
- Проявлять уважение к человеческому достоинству детей;
- Формировать и поддерживать положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- Использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям;
- Строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддерживать положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддерживать инициативу и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Создать условия для возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;
- Строить партнёрское взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Способы реализации:
- Доброжелательный тон общения
- Создание ситуации успеха
- Поощрение самостоятельности детей
- Приветствие высказываний детьми своих мыслей и чувств
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Способы реализации:
- Игра
- ООД в игровой форме (игры-путешествия, игровые ситуации, сюрпризные моменты)
- Преобладание игровых, наглядных, практических методов
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
Способы реализации:
- Основная форма организации – совместная деятельность педагога и детей
- Педагогическое наблюдение
- Гендерный подход
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
Способы реализации:
- Вовлечение в совместную деятельность
- Участие в досугах, праздниках
- Преобладание положительной оценки
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Способы реализации:
- уважительное отношение взрослых к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям
- оценка поступков, а не ребёнка
- недопустимость физических наказаний
- демонстрация позитивных, добрых поступков ( сказки, картинки, спектакли).
Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс
Формы взаимодействия с родителями:
- тематические беседы и консультации (групповые, индивидуальные)
- тематические папки -консультации
- родительские собрания
- день открытых дверей
- анкетирования родителей
- участие в утренниках, субботниках;
- участие в конкурсах, выставках совместного творчества
- вовлечение родителей в создание лэпбуков, игр, пособий, атрибутов
Результативность
- Появление традиций группы
- Снижение агрессии, гиперактивности детей
- Востребованность спокойных видов деятельности, настольно-печатных игр детьми группы
- Обеспечение эмоционального благополучия детей группы
- Улучшение микроклимата в группе сверстников
- Установление контакта, доверительных отношений с родителями, организация совместных мероприятий
Проблемы и перспективы
- Поступление и адаптация вновь поступающих детей
- Учет в работе с детьми индивидуальных и национально-культурных особенностей детей группы
- Развитие самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Скачать презентацию.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»
Новикова Татьяна Николаевна, г.Нижний Новгород