“Речевое развитие детей дошкольного возраста”

ребенок читаетАвтор: Ачакова Нонна Викторовна, старший воспиатель МБДОУ детского сада №4 “Солнышко” г.Пятигорск.

Формирование правильной речи имеет большое значение для личности ребенка-дошкольника. Хорошо развитая речь способствует  полноценному общению со сверстниками и взрослыми и дальнейшему успешному обучению в школе.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевые нарушения  могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Ребенок, имея подобные проблемы, становится  агрессивным, неуверенным в себе, отличается повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня, поэтому приоритетным направлением в своей  работе я выбрала речевое развитие. Наиболее благоприятным периодом для установления речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, формируется звуковая культура речи, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы.

Основные задачи речевого развития решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы, меняются методы обучения , более разнообразными становятся способы реализации поставленных задач, но  обязательным условием речевого развития в каждой возрастной группе  является преемственность  содержания и методов работы. Речевое развитие традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: при проведении ООД по другим направлениям, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку в специально организованной деятельности дает устойчивый развивающий эффект. Именно в интервале одной организованной образовательной деятельности, решаются задачи различных сторон речевого развития- такие как  фонематические, лексические, грамматические, а в итоге – задачи речевого развития в целом.

Система работы по речевому развитию включает в себя также работу по развитию мелкой моторики рук и на каждом  возрастном этапе она разная. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки такие как: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Такие систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга и как следствие развитие речи ребенка. В каждый возрастной период мы отдаем предпочтение разным видам деятельности по этому направлению. У малышей  это пальчиковые игры, игры с предметами, игры с дополнительным материалом, которые интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. В среднем и старшем дошкольном возрасте  успешное развитие мелкой моторики  проходит через работу с различными видами материалов для изобразительной деятельности – это трафареты, работа с ножницами, работа с бумагой в технике оригами. В старшей  и подготовительной группе хорошо использовать графические упражнения, способствующие развитию координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Немало важную роль в развитии речи, пополнению словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.  Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – всё является образцом для детей. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Огромное значение так же для речевого развития имеет оснащение развивающей среды в группе. Группа – это среда обитания ребенка. Алгоритм проектирования образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС предполагает поиск ответов на вопросы «Зачем, чему и как учить и воспитывать детей?». Поэтому насыщая групповое пространство, необходимо помнить, что все игровые материалы и пособия  должны способствовать самореализации детей. Разнообразные виды театров, познавательные альбомы и литература, иллюстрации, книги, коллажи являются важными составляющими развивающей речевой среды в группе. Ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка конечно же нельзя решить без участия родителей . Приглашая мам и пап для участия  в разного рода  мероприятиях, таких как викторины, конкурсах, развлечения я стараюсь приобщить их  деятельности, которая бы сближала их со своими детьми. Обращаю внимание на то, что, если они будут играть с своими детьми в различные «полезные» игры, выполнять с ними «умные» упражнения и задания, то они помогут своим детям расширить словарный запас и развить у них речь.

В заключении хотелось бы сказать, что системная и последовательная работа по развитию речевых навыков у детей дает положительный результат и является хорошей базой для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website