“Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО”

Автор: Ачакова Нонна Викторовна, старший воспитатель МБДОУ детского сада №4 “Солнышко” г.Пятигорска.

  1. Введение

Основная образовательная программа МБДОУ детского сада №4 «Солнышко» (далее – Программа) спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени  дошкольного образования. При составлении Программы  учтены концептуальные положения используемой  в МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко»  (далее ДОУ) примерной основной образовательной  программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основная образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержание воспитательно-образовательного процесса реализуется на основе: комплексной программы для групп общеразвивающей направленности : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.

– парциальной программы:

 «Основы безопасности  детей дошкольного возраста»

Р.Б.Стеркина., «Детство – Пресс», 2002 г.

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Формирование основ экологической культуры» С.Н.Николаевой М, «Просвещение», 2016 г.

региональной программы:

  1. «Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста» авторский коллектив кафедры дошкольного образования ГОУ СКИПКРО: Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н., Ставрополь, 2010 г.

2. «Здоровье» под редакцией П.П.Болдурчиди, Ставрополь, 1991 г.

    • Региональный компонент.

Образовательная программа МБДОУ детского сада № 4 «Солнышко» представляет собой модель образовательного процесса детского сада и является нормативно-управленческим документом, важное место в которой занимает региональный компонент формируемый участниками образовательного процесса. Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  • создание культурно-развивающей среды ДОУ;
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
  • При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
  • выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,
  • использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.    Учитывая самобытность многонационального народа, его традиции, культуру, в вариативную часть образовательной программы включена   авторская программа Р.М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».   Программа  Р.М. Литвиновой  «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»  составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которая  предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.

Программа предусматривает следующие разделы:

  1. Уголок России – отчий дом…
  2. Литературное и художественное наследие
  3. Люблю тебя, мой край родной.
  4. Казаки на Ставрополье.
  5. Я и мой город.

Данная программа, состоящая из пяти  разделов, является хорошим дополнением к вариативной части образовательной  программы МБДОУ.

Основные направления деятельности ДОУ:

  • формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
  • формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
  • изучение национальных традиций и обычаев;
  • воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
  • воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;
  • обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка;
  • изучение истории Ставропольского края во взаимосвязи с культурой и историей России;
  • раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов.

Целью реализации программы является процесс, который предполагает:

Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.

В связи с этим основными задачами являются:

В области образования:

– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

– развитие интеллекта ребенка, формирование   наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Работа по представленному содержанию проводится в комплексе, интегрируя задачи и представления, используя различные вида деятельности:

– наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе;

– экскурсии в лес, парк, на речку, озеро, на рабочие места родителей; в учебные заведения; по историческим и достопримечательным местам;

– рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края);

– чтение познавательной и художественной литературы;

– рассматривание открыток, фотоальбомов, иллюстраций в книгах о Ставропольском крае; карты Ставропольского края;

– беседы с детьми;

– чтение;

– составление гербариев;

– создание коллекций, экспериментов;

– встречи с интересными людьми (писателями, художниками, композиторами, старожилами и т.п.), проживающими в родном городе;

– викторины;

– литературные вечера;

– игры-путешествия, дидактические игры;

– изобразительная, художественно-продуктивная деятельность;

– участие в озеленении территории детского сада;

– участие в праздниках города.

Задачи реализуются через следующие формы образовательной деятельности:

– совместная деятельность с детьми, семьей;

– самостоятельная деятельность детей.                                                        

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

-“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

-непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

-деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

«Социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент):

– Знакомство с хозяйственно-бытовыми традициями русского народа, обустройство дома.

– Знакомство с символами России, традициями и обычаями, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях России

– Рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве, промыслах (охота, рыболовство), знакомство с предметами обихода.

Развивать у дошкольников:

представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о

  • символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;
  • представления о традициях и обычаях народов Ставрополья (русские, туркмены, армяне, грузины, ногайцы, греки и др.)
  • представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города , в Ставропольском крае, на Северном Кавказе и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;
  • представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов на Ставропольском крае, Северном Кавказе и месте проживания.

« Познавательное развитие»  (региональный компонент):

  • представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края; о городах своего края;
  • представления о традициях и обычаях народов Ставрополья (русские, туркмены, армяне, грузины, ногайцы, греки и др.)
  • представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города , в Ставропольском крае, на Северном Кавказе и трудовых действиях по ее изготовлению, добыче и реализации;
  • представления об основных традициях и обычаях, регулирующих общение представителей разных этносов на Ставропольском крае, Северном Кавказе и месте проживания.
  • представления о театрах города Ставрополя- драматический театр имени М.Ю. Лермонтова Ставрополя, краевой театр кукол Ставрополя, краевой театр музыкальной комедии Пятигорска и др.

«Речевое развитие» (Региональный компонент ):

  • Формировать речевое общение у дошкольников посредством знакомства с легендами Ставрополья и произведениями детских писателей.
  • Познакомить с языком и региональным литературным наследием: сказки и легенды о ставропольском крае, поэзия казачьей народной мудрости, стихи и рассказы: Т.Н. Гонтарь- «Сундучок», А.Е. Екимцева- «Десять добрых тропок», «Ехал дождик на коне», «Дедушка туман», «Светло от берез в России», Г.Н. Пухальская- «Бабушкины сказки», «Серебряная дудочка»; В.Н. Милославская- «Радуга. Стихи для детей «Золотая осень», Л.М. Климович- «Хочу все знать», М.Ю. Лермонтов – «У подножья Машука»; Бондарев С.В. – «Парк», «Грот Дианы», «Золотая осень», «Фонтан Деды»; П.М. Гречишкин – «Гроза в степи», «Домбай»; Соколенко А.Е. – «Ставропольская ярмарка», «Перед дождем»; Смирнов В.И. – «Утро», «Зимний закат», «Летний парк», «Груша»; Чевардов В. – «Гора Бештау», «Золотая осень».
  • Продолжать знакомить с фольклором народов Ставропольского края
  • Развивать умение узнавать героев легенд о Ставропольском крае, произведений ставропольских писателей – Т.Гонтарь, С.П. Бойко, А.Екимцева, Г.Н. Пухальской, В.Н.Милославской, Л.Ф.Шубной и др.
  • Воспитывать у детей интерес к истории создания легенд, сказок, фольклора Ставропольского края.

«Художественно-эстетическое развитие»

(Региональный компонент)

Знакомство с русскими узорами, орнаментами, цветосимволикой, вышивкой, керамикой, резьбой, знакомство с творчеством художников России.

– Знакомство с российскими праздниками, беседы о русских композиторах, слушание русской народной музыки, песен, колыбельных, русские музыкальные инструменты, танцы русского народа.

– Продолжать знакомить с архитектурным пространством Ставропольского края через постройки: Эолова арфа, Орел, Место дуэли М.Ю.Лермонтова, Провал, Грот Дианы, Грот Лермонтова , Пятигорский провал.

Музыка

  • Продолжать знакомить дошкольников с народными песнями Ставропольского края, старинными казачьими песнями: «Казачка» (песня записана в станице Старопавловской), «То не тучи», «Любить мне Россию» (слова В. Сляднёвой, музыка В. Чернявского), «Ставропольская лирическая» (слова В. Сляднёвой, музыка К. Губина), «Город на холмах» (слова и музыка В. Бутенко), «Тополя» (слова Г. Колесникова, музыка Г. Пономаренко), В. Ходарева: «Пчелка», «Казачьи песни», «Возвращаясь с охоты», «Казачество», «Казачьи шали для любимых», «Солдатская песня», «Орлик».
  • Продолжать знакомить дошкольников с песнями Ставропольского композитора И. Пятко: «Колыбельная», «Едем на лошадке», «Жаворонок», «Сонный слон», «Купите лук», «Новогодний праздник», «Считалка», «Пчёлка», «Осень», «Шалтай- Балтай», «Робин Бобин», «Хоровод», «Ветерок», Бордун-Шубная «Есть такие люди – дети» (Региональная культура, сб. №1, стр. 293)

«Физическое развитие» (Региональный компонент):

Развивать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта спортсменов г. Пятигорска. Ставропольского края.

Продолжать знакомить с традиционными для Ставрополья видами спорта, спортивными играми (подвижные казачьи игры: «Чижик», «Вкруг», «Дрибушечка», «Ящерица», «Коршун и наседка»(казачьи). Креативные игры; игры с элементами театрализации, инсценирования: «Казачье подворье», «Казачья свадьба», «Ой, где ж ты была», «Казачьему роду – нет переводу»).

Воспитывать интерес к народным играм России, мира, традиционным для Ставропольского края, Северного Кавказа спортивным играм, видам спорта и современным подвижным играм.

Итоговые результаты освоения регионального компонента.

– Любознательный, активный.

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Ставропольский край, г.Пятигорск на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

-Эмоционально-отзывчивый.

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Пятигорска. Знает стихи, легенды о достопримечательностях  Ставропольского края, г. Пятигорска. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы. Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

– Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Отражает знания о городе Пятигорске, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций. Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.

Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.

– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.

– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website