«Русские народные сказки из волшебного сундучка»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Автор: Сафарова Эльвира Тимербаевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белоснежка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, п. Солнечный.

Цель: Дать детям понятие, что такое устное народное творчество.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
  • Закрепить знание русских народных сказок;
  • Развивать речь детей, память, логическое мышление;
  • Закрепить произношение звука «Ч»;
  • Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество);
  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Финист-ясный сокол», «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси-лебеди».

Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием мнемотаблиц.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Рисование по сказкам: «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Лепка по сказке: «Три медведя»

Ход занятия:

В: Дети, а знаете ,в какой стране мы живём?

Д: В России.

В: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны?

Д: Россияне.

В: Правильно. Россия-большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке говорят россияне?

Д: На русском.

В: Красив, могуч наш русский язык. В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

Стук в дверь.Под дверью стоит сундук. В сундуке письмо от Кузи.

Письмо: У меня большое горе, только вы можете мне помочь . Баба яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки. Какие хранились в моём сундучке.

В: Придётся помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова:

-В сказочное времечко, времечко чудесное

Тихо начинается сказка интересная. (звучит музыка)

Вот мы в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!

-На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка ? Подскажите.

В:  Давайте дадим характеристику каждому герою.

«Три медведя» — какие в сказке медведи?

«Волк и семеро козлят» — почему с козлятами случилось это несчастье? Какой волк в этой сказке? А мама-коза какая?

«Теремок»-добрые звери в этой сказке или нет?

«Заяц-хвастун» -можно ли про зайца сказать, что он- смелый?

«Колобок» -кто в этой сказке съел Колобка?

А вы обратили внимание, кто герои этих сказок? (животные)

Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.

Молодцы ребята! Сказки о животных мы расколдовали. Давайте эти сказки положим в сундук Кузи.

В: А теперь мы отправляемся дальше. Ещё конверт. Посмотрим, что приготовила нам Баба Яга ещё.

Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были полезные?

Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке? ( Царевна-лягушка)

Живая и мёртвая вода ( Иван-царевич и серый волк)

Серебряное блюдечко и золотое яблочко. (Финист ясный сокол). Как использовала героиня эти предметы?

Печка. Из какой сказки попала к нам печь? (Гуси-лебеди). Кому она помогла?

Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка)

Вот и все сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки? ( В них встречаются превращения). Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. И эти сказки положим в сундук Кузи. Всё, полный сундучок?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём и снова- в путь!
Василиса нам сказала:
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки,
Полетайте, как пружинки.

Конверт. « На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»

МНЕМОТАБЛИЦЫ

«У страха глаза велики». Про кого эта сказка?

«Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?

«Вершки и корешки». О ком эта сказка?

В: подождите, здесь ещё одна сказка. Нужно ребята Вам отгадать эту сказку. Я Вам с помощью жестов и движений, без слов, буду показывать, а Вы должны отгадать.

Показ сказки «Репка» с помощью мимики.

А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок?

В: Молодцы, ребята, сундучок у нас полный! Пора нам возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и возвращаемся. (Звучит музыка). Чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздный народ сказки слагали, а слагал их мудрый русский народ. Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website